Заметка «По-другому со мной нельзя»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 42
Читатели: 124 +4
Дата:
Предисловие:
Не кричать о своих ценностях, а жить ими. И дать другим почувствовать, что иначе с тобой — нельзя.

По-другому со мной нельзя

Будьте добры и человечны — это лучше всякой мудрости.

— Антон Павлович Чехов


Мы всё чаще говорим о границах. О том, как важно не позволять другим людям врать нам, использовать нас, манипулировать или вторгаться в личное пространство. И это справедливо. Уважение к себе — необходимый навык. Особенно в мире, где слишком много поверхностного общения и слишком мало искренней заботы.
Нас учат отстаивать себя: говорить «нет», выходить из нездоровых отношений, не соглашаться на меньшее. И это нужно уметь. Но я всё чаще думаю: а умеем ли мы быть теми, рядом с кем не нужно защищаться? Теми, рядом с кем человеку не захочется надевать броню или прятаться в оправдания?
Очень легко заявлять: «Со мной надо по-доброму, честно и уважительно». Сложнее задать себе вопрос: А я сам — добр? Я — честна? Я — уважаю?

Иногда люди называют токсичными тех, кто отказывается играть по чужим правилам. Но чаще называют токсичными тех, кто токсичен. 
Иногда «защитой своих границ» мы называем грубость. Иногда требуем уважения, не отдавая его. Иногда требуем от других щепетильности, которую не соблюдаем сами.
Важные слова: «Не бойтесь быть собой. Лучше быть "сложным", чем молча позволять себя разрушать».
Но есть и другая сторона зрелости: не разрушать других. Ни словом. Ни молчанием. Ни усталостью, за которой мы прячем холодность.

Быть человеком, с которым «иначе — никак» — не значит быть жёстким и неприступным. Это значит быть понятным. Надёжным. Это значит быть тем, рядом с кем легко быть собой — и не страшно ошибиться. Потому что ты не воспользуешься чужой уязвимостью. Не будешь давить сверху. Не станешь мстить за недоразумения. А просто скажешь: «Мне было больно. Давай поговорим».
Честность — не в прямоте. А в отсутствии двойного дна.
Доброта — не в улыбках. А в способности не ранить.
Уважение — не в словах. А в желании видеть в другом не только своё отражение.

Мы не можем сделать весь мир безопасным. Но мы можем сами быть такими, с кем людям хорошо. Пусть даже немного. Пусть даже временами.
Мир и так непростой. И людям рядом с нами, возможно, очень нужно — чтобы хотя бы один человек был по-настоящему добрым, честным и уважительным. Без условий. Без требования соответствовать. Без скрытого «а ты мне что взамен?»
Если мы начнём с себя — другим будет проще меняться. Или хотя бы дышать рядом с нами. А иногда — это уже очень много.
Реклама
Обсуждение
21:43 25.03.2025(2)
2
Вы добрый человек, стараетесь писать о хорошем и помогаете справляться с недугами психологического характера, что заслуживает уважения. Видимо, воспитание хорошее получили, и среда проживания способствует тому - пишете о доброте, и это редчайший случай.
Но, как-то все складывается иначе, если говорить о реальной жизни - она не вписывается в рамки морали, как бы мы не старались. Да, мы стараемся, но какая-то невидимая сила все равно толкает нас в сторону низменного, а там и двойное дно сразу формируется. У меня оно тоже есть, кстати, и я его самолично не создавал - оно само проявляется, как живущее вне меня. И от этого двойного дна - можешь по разному себя вести в присутствии человека: улыбаешься ему, а сам готов его мысленно убить, потому что считаешь его не просто токсичным, а вредителем. Не знакомо подобное состояние? Я в принципе не знаю людей без двойного дна - нас такими сделали для чего-то.
Так и о честности скажу - ее вытравили в раннем детстве, без моего согласия, а в школе присыпали песком. Позже, закатали в бетон и сделали надпись на постаменте "Гражданин!", вменив ему в обязанности многое, без желания его слышать.
Но мне проще, я не задаюсь вопросами уважения к себе - просто иду к своей цели, а все остальное считаю побочными эффектами.
Плохо это? Видимо да......... Но я так не думаю, просто уживаюсь со всеми и всем доволен. Хотя, на сей счет лукавлю, но лукавство, это такая же частность, как пятак в нагрудном кармане - пока его никто не видит, о пятаке ничего и не знают.

Но тему вы подняли хорошую, потому что люблю подобные рассуждения и сам часто размышляю о том, какими мы должны быть.
А вот не получается!! Может, о причинах стоит поговорить?
03:26 26.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Никита, вы, по-моему, очень точно схватили важную вещь: внутренний конфликт есть у многих — и раздражение, и несогласие, и даже жёсткие чувства. Но то, что вы не срываетесь на человека, а продолжаете говорить с ним сдержанно, уважительно — говорит как раз о вашем выборе. Не двойное дно это, а, как мне кажется, внутренняя вежливость, культура, способность различать: что я чувствую и что я делаю.
И ещё: вы не ставите себя в позицию «добродетельного», но живёте по-человечески — и честно признаётесь, что иногда трудно.
17:21 26.03.2025(1)
1
А зачем себе врать, Алена, если жизнь повидал с самых разных сторон? - книгу можно написать, но...... Этого я не умею, а что умею - тем дорожу, и очень люблю самых простых людей. Вот у них точно нет второго дна - рубят только правду матку!! Потому, они очень мне понятные и я ценю каждого, с кем знаком.
Да, я сторонник дипломатии и вежливого общения, как и вежливого троллинга - его не надо бояться. Он, как мне кажется, наоборот помогает фильтровать слова, а колкость в общении вырабатывает желание улыбаться - зачем плодить врагов?
Вы очень правильную тему нашли по части пороков или того, что мешает спокойно себя чувствовать. Надеюсь, продолжите публикацию своих рассуждений и я с удовольствием буду вести с вами беседы.
19:00 26.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Никита, спасибо вам! Мне было очень приятно прочитать ваш отклик — и то, как вы цените простых людей, и то, что вы дипломатичны, но при этом не теряете остроты. Это редкое сочетание.
Мне тоже дороги такие разговоры — не из позиции "проповеди", а из живого опыта, где всё сложно, противоречиво, но хочется оставаться человеком. Буду очень рада продолжению таких бесед. Думаю, действительно стоит ещё поразмышлять на эту тему — вместе и вслух.
21:01 26.03.2025
22:50 25.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Спасибо вам, Никита! 
Заставил меня задуматься ваш комментарий. Хочу к нему ещё вернуться.
22:58 25.03.2025
1
Очень хотелось бы.........................................
18:35 26.03.2025(1)
1
Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (Мф.7:12)
19:02 26.03.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Игорь. Эти слова — как внутренний ориентир, к которому я пытаюсь приблизиться.
13:43 25.03.2025(2)
1
Честность , доброта и уважение к себе, как правило требуется нами сверх обычной нейтральности. Доброе, честное и уважительное отношение к себе нужно заслужить. Это отношение не является заложенным в человеке изначально и безусловно и человек не в праве требовать его по отношению к себе без доказательства того, что он этого достоин... На что он вправе претендовать изначально бездоказательно - на нейтральное отношение. На отношение соответствующее нормам поведения в социуме. Все же , что сверх того - результат его собственных деяний. И ненависть и любовь, и доброта и презрение окружающих людей - его собственные достижения... 
20:50 25.03.2025
Алёна Шаламина
Мне кажется, что и с не очень хорошо знакомым, и с незнакомым нужно не столько за своими границами следить, чтобы их никто не нарушил, сколько за тем, чтобы не нарушить чужие границы.
20:35 25.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Оклик, а нейтральное отношение, соответствующее нормам поведения в социуме, разве не подразумевает уважения? Как ты можешь описать уважение к человеку сверх обычной нейтральности? 
09:02 26.03.2025(2)
1
 Уважение - крайне субъективное отношение к человеку. Отношение не требующее постоянного подтверждения права на него со стороны объекта. Уважение со стороны субъекта основано на знании качеств объекта и истории применения им своих качеств. То есть , уважение - оценка уже совершенного в прошлом. Чтобы уважать человека, нужно хорошо знать его, нужна значительная история отношений с ним.
То, что мы привыкли называть уважением по отношению к постороннему человеку, на самом деле, таковым не является. Это именно рамки приличий, поведенческие нормы, свойственные именно субъекту и никакого отношения к уважению объекта не имеющие. Это - характеристики субъекта. Уважение же имеет непосредственное отношение именно к объекту. Когда мы обращаемся к незнакомому человеку на ВЫ, мы не проявляем уважение к нему, а следуем заложенным в нас самих поведенческим нормам. Когда какой-то ублюдок приходит на официальные переговоры в трениках и флисовом свитере, он показывает не неуважение к оппоненту, а собственную быдлотность... Ничего не поделать-так воспитан... Таковы его рамки приличий.
  При общении с малознакомым, или совсем незнакомым человеком нет нужды следить за границами между вами. С этими людьми их нет еще... В этом случае мы не видим ничего, кроме собственных границ. Самим собой установленных для самого себя...
13:51 26.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Оклик, спасибо за интересное размышление. Мне близко это различие между вежливостью как проявлением внутренней нормы и уважением как оценкой, основанной на знании человека. Действительно, мы часто смешиваем эти понятия.

Но я всё же считаю, что уважение к границам других — даже малознакомых людей — это не просто «манеры» или «вежливость», а выражение более глубокой установки: признавать, что другой человек — отдельная личность, со своим правом на пространство, чувства и голос. Это не про оценку, а про выбор — не быть разрушительным. Даже если ты ещё не знаешь, кого именно ты можешь ранить.

И если человек даёт понять: «Мне это будет неприятно» — я не спрашиваю, заслужил ли он уважение. Я просто стараюсь не переступать границы.
17:13 26.03.2025
Алена, признание, что у постороннего человека есть личное пространство не есть стимул к пересмотру своего собственного. Знаете, в геометрии есть такое понятие - скрещивающиеся прямые... Посторонний человек и есть скрещивающаяся прямая... Если Вы слышите его слова «Мне это будет неприятно» , это значит, что у вас уже есть хоть одна точка пересечения... В случае скрещивающихся прямых, вы просто не в состоянии переступить границу. Ее нет... 
Гость13:21 26.03.2025(1)
уважение - оценка уже совершенного в прошлом

Лично я никогда раньше не пытался кодифицировать термин "уважение". Спасибо, что это сделали вы. 
Мне понравился этот пост. Он умный.
16:55 26.03.2025
Спасибо, Гость.
12:34 25.03.2025(2)
1
Irina Krupenina
Алёнушка, ты задела за самое живое. Я страдаю и в том, и в другом случае. Проливаю слезы, когда меня обижают, а потом мучаюсь угрызениями совести, что могла обидеть другого человека. Пока золотой середины я не нашла. С состояниями этими я справляться не умею. Очень трудно бывает поговорить именно в тот момент. А потом поднимать этот разговор уже бывает ни к чему. Да что говорить, иногда просто косым взглядом можно обидеть, бездействием даже, намеком каким-то. 
Но следует различать в этом случае общение с посторонними людьми и близкими. Ведь с близкими людьми существует сильная связь, которая может защитить. Хотя, сильнее всего обижаются на близких. 
«Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это золотое правило нравственности.
20:49 25.03.2025
1
Алёна Шаламина
20:47 25.03.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Да, Ириша, точно!
Правда, не верится мне, что ты можешь обидеть кого-то напрасно. 
21:39 25.03.2025(1)
1
Irina Krupenina
Спасибо, Алёна, за цветочки. Да и за дело тоже обижать никого не хочется. Я всегда стараюсь понять. Потому и рассказы пишу. Там пытаюсь разобрать, почему герои так или инче поступили.
22:51 25.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Вот поэтому у тебя и получаются такие жизненные и живые рассказы.
08:00 26.03.2025
1
Irina Krupenina
Просто у меня рассказы все из жизни, и половина из моей личной. Я стараюсь не делить людей на плохих и хороших. Просто люди иногда поступают плохо. Вот именно об этом и твоя статья.
20:44 25.03.2025(2)
1
Афанасий Сальери
Сегодня я поставил пост в ЖЖ. Честно и по доброму. 
Смотрю а у меня уже сразу же появилось три коммента. 
Я обрадовался: ко мне редко заходят. Неформат)
Пошел смотреть и радоваться. А там человек по-честному мне написал. Как мог. За это его даже ЖЖ заблокировал! Сам. Без меня. 
И тогда я подумал, что спасение таких утопающих невозможно. Да и надо ли?
23:21 25.03.2025(1)
Алёна Шаламина
И спасибо за книгу! 

23:40 25.03.2025
Афанасий Сальери
Пожалуйста. 
В закромах понавалено. Если что обращайтесь. Может найду что надо. 
23:19 25.03.2025
1
Алёна Шаламина
Иногда и правда больно, когда ждёшь отклика, а получаешь отлуп. Но я всё равно хочу быть по-доброму и честно. Даже если неформат — значит, свой путь.
22:47 25.03.2025(1)
1
АБСОЛЮТ
добра много
но много и зла
нет идеально добрых людей
и идеально злых людей
всё находится в гонке за друг другом
внутри твоей души
добро гонится за злом зло за добром
23:26 25.03.2025
Алёна Шаламина
Согласна, Андрей. В каждом из нас всё намешано. Но даже в этой гонке можно выбрать, кого поддержать — в себе и в других.
21:55 25.03.2025(1)
1
Эль Эф
Утопия, но написано хорошо.
23:01 25.03.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Эль Эф!
19:49 25.03.2025(1)
1
Георгий Тригубенко
Да, быть добрее и человечнее - это очень важно. Тем более сейчас, во время Великого Поста!  
21:00 25.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Спасибо, Георгий! 
22:37 25.03.2025
Георгий Тригубенко
Пожалуйста!
19:57 25.03.2025(1)
1
Валерий Свидерский
Верные мысли.
21:00 25.03.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Валерий!
17:31 25.03.2025(1)
1
Александр Кинунен
Вот и стали мы об этом задумываться.
Хотя бы в третьем тысячелетии и на излёте жизни.
Спасибо Вам, Алёна!

Слой человека в нас чуть-чуть
Наслоен зыбко и тревожно -
Легко в скотину нас вернуть,
Поднять обратно очень сложно.
(Губерман)

20:56 25.03.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Александр! 

Прав Губерман во многом...
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама