На этой неделе в Выбор редколлегии вошли шесть произведений — разных по форме, стилю и жанру, но объединённых общим нервом: человеческая стойкость перед лицом страха, боли и времени. Перед нами — документальные свидетельства, художественные миниатюры, философские притчи. Каждый текст — это не только литературное высказывание, но и жест памяти, благодарности, внутреннего сопротивления забвению.
Нурия Шагапова — «Не победить мы не могли»
Документальный рассказ, основанный на воспоминаниях участника Великой Отечественной войны Идията Туфатулина. Без вымысла, без украшательств, в строгом и живом ритме перед нами разворачивается судьба фронтовика — с фронтовыми шутками, драмами, ощущением долга и непрекращающегося братства.
Особенно сильным является эпизод с Мусой Джалилем и легионом «Идель-Урал» — редкая и важная вставка о достоинстве, героизме и трагедии внутри трагедии.
Завершающее стихотворение служит реквиемом — живым откликом на рассказ, и в то же время эпилогом всей судьбы ветерана, чьё присутствие ощущается до последней строки.
Центральный текст подборки, в котором звучит живая речь Победы — горькая, мужественная, неподдельная.
Виктор Владимирович Королёв — «Самый страшный день войны. Глава 1. Незадолго до того дня»
Первая глава большой эпической повести о девятнадцати девушках-зенитчицах, погибших в августе 1942 года под Сталинградом, защищая станцию №1 от немецких танков.
Здесь нет идеализации, нет лозунгов, но есть мощная волна сопереживания. В тексте работают кинематографические эпизоды: ночные переезды, сцены на вокзале, зенитная школа, поезда, эвакуации, моменты выбора — будто из памяти страны.⠀
Особо хочется отметить: несмотря на объём, текст держит внимание — благодаря богатому языку, живым диалогам, смешению исторических фактов с личными судьбами. В нём и документ, и художественность, и образ Веры Холодной, и отблеск детства, и трагическая узнаваемость.
Это начало большого произведения, в котором правда и художественная мощь соединяются в единое дыхание.
Алим Авел — «Стылый берег»
Кинематографическая военная зарисовка: сцена переправы отряда разведчиков через Беломорско-Балтийский канал, после тяжёлого боя. Главный герой, Лукин, ранен, замёрз, но продолжает спасать бойцов, пока сам не исчезает без вести.
Сила рассказа — в атмосфере: гул выстрелов, шум воды, ломкие деревья и письмо от жены, хранимое на груди.
Трагический рассказ о героизме без трибун, о любви, которая жила рядом со смертью, и о награде, за которую не успели сказать «спасибо».
Анатолий Корочанов (Комаристов) — «Семейная реликвия»
Небольшая хроника о тёте Катеньке — талантливой портнихе из послевоенного городка — и о девочке-сироте Марии, ушедшей на фронт и погибшей. Остался лишь орден — и то пропал.
Это повесть о незаписанных судьбах, о том, как легко теряется память, если её не удерживать, и как важен каждый жест сохранения: письмо, имя, история.
Пронзительный рассказ о женском тыле, заботе и о потерянной реликвии, за которой стоит целая жизнь.
Марина Радуга — «Подальше от страха»
Рассказ-воспоминание девочки из Сталинграда. Через диалог с молодой женщиной пожилая Татьяна Васильевна рассказывает о зиме 1942–1943 годов: переправы, землянки, смерть друзей, обгоревшие тела, лестницы из трупов, крыса, приносившая еду, спасённый курсант — будущий муж…
Этот рассказ — не о событиях, а о чувствах, о детском страхе и чуде выживания, которое сопровождалось добротой, дружбой и верой.
Литературная композиция сильна своей правдивостью, деталями, и живой речью. Один из лучших рассказов о войне.
Александр Гризодубов — «Случай в берёзовой роще»
Философская притча в сказочной форме: о берёзе, раненой осколком, который со временем стал её защитой.
Простая форма, короткие диалоги, детская прозрачность стиля придают рассказу почти сказочное звучание, но при этом он глубоко экзистенциален. Это история о том, как раны прошлого могут превратиться в силу, если их принять и прожить. О том, как даже осколок войны может стать частью целого.
Простая, трогательная и мудрая история, как выстраданная детская сказка для взрослых.
Философская притча о боли, принятии и вечной жизни внутри живого тела — написана тонко, пронзительно, в духе лучших образцов современной метафорической прозы.
Эта подборка — не просто литературная. Она о памяти, о связи времён, о силе, которая не всегда звучит громко, но всегда живёт в тех, кто выстоял.
Редколлегия прозы «Фабулы» в этот раз отметила не формальные приёмы, не жанровые находки, а внутреннюю подлинность. Здесь почти нет вымышленных сюжетов — но есть всё настоящее: боль, забота, страх, благодарность, жизнь.
| Помогли сайту Праздники |




