Заметка «Шесть голосов памяти и стойкости: обзор выбора редколлегии прозы на неделю 12 - 18 мая »
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Обзор выбора редколлегии прозы на неделю
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 30
Читатели: 240
Дата:

Шесть голосов памяти и стойкости: обзор выбора редколлегии прозы на неделю 12 - 18 мая

На этой неделе в Выбор редколлегии вошли шесть произведений — разных по форме, стилю и жанру, но объединённых общим нервом: человеческая стойкость перед лицом страха, боли и времени. Перед нами — документальные свидетельства, художественные миниатюры, философские притчи. Каждый текст — это не только литературное высказывание, но и жест памяти, благодарности, внутреннего сопротивления забвению.

Нурия Шагапова — «Не победить мы не могли»
Документальный рассказ, основанный на воспоминаниях участника Великой Отечественной войны Идията Туфатулина. Без вымысла, без украшательств, в строгом и живом ритме перед нами разворачивается судьба фронтовика — с фронтовыми шутками, драмами, ощущением долга и непрекращающегося братства.
Особенно сильным является эпизод с Мусой Джалилем и легионом «Идель-Урал» — редкая и важная вставка о достоинстве, героизме и трагедии внутри трагедии.
Завершающее стихотворение служит реквиемом — живым откликом на рассказ, и в то же время эпилогом всей судьбы ветерана, чьё присутствие ощущается до последней строки.
Центральный текст подборки, в котором звучит живая речь Победы — горькая, мужественная, неподдельная.

Виктор Владимирович Королёв — «Самый страшный день войны. Глава 1. Незадолго до того дня»
Первая глава большой эпической повести о девятнадцати девушках-зенитчицах, погибших в августе 1942 года под Сталинградом, защищая станцию №1 от немецких танков.
Здесь нет идеализации, нет лозунгов, но есть мощная волна сопереживания. В тексте работают кинематографические эпизоды: ночные переезды, сцены на вокзале, зенитная школа, поезда, эвакуации, моменты выбора — будто из памяти страны.⠀
Особо хочется отметить: несмотря на объём, текст держит внимание — благодаря богатому языку, живым диалогам, смешению исторических фактов с личными судьбами. В нём и документ, и художественность, и образ Веры Холодной, и отблеск детства, и трагическая узнаваемость.
Это начало большого произведения, в котором правда и художественная мощь соединяются в единое дыхание.

Алим Авел — «Стылый берег»
Кинематографическая военная зарисовка: сцена переправы отряда разведчиков через Беломорско-Балтийский канал, после тяжёлого боя. Главный герой, Лукин, ранен, замёрз, но продолжает спасать бойцов, пока сам не исчезает без вести.
Сила рассказа — в атмосфере: гул выстрелов, шум воды, ломкие деревья и письмо от жены, хранимое на груди.
Трагический рассказ о героизме без трибун, о любви, которая жила рядом со смертью, и о награде, за которую не успели сказать «спасибо».

Анатолий Корочанов (Комаристов) — «Семейная реликвия»
Небольшая хроника о тёте Катеньке — талантливой портнихе из послевоенного городка — и о девочке-сироте Марии, ушедшей на фронт и погибшей. Остался лишь орден — и то пропал.
Это повесть о незаписанных судьбах, о том, как легко теряется память, если её не удерживать, и как важен каждый жест сохранения: письмо, имя, история.
Пронзительный рассказ о женском тыле, заботе и о потерянной реликвии, за которой стоит целая жизнь.

Марина Радуга — «Подальше от страха»
Рассказ-воспоминание девочки из Сталинграда. Через диалог с молодой женщиной пожилая Татьяна Васильевна рассказывает о зиме 1942–1943 годов: переправы, землянки, смерть друзей, обгоревшие тела, лестницы из трупов, крыса, приносившая еду, спасённый курсант — будущий муж…
Этот рассказ — не о событиях, а о чувствах, о детском страхе и чуде выживания, которое сопровождалось добротой, дружбой и верой.
Литературная композиция сильна своей правдивостью, деталями, и живой речью. Один из лучших рассказов о войне.

Александр Гризодубов — «Случай в берёзовой роще»
Философская притча в сказочной форме: о берёзе, раненой осколком, который со временем стал её защитой.
Простая форма, короткие диалоги, детская прозрачность стиля придают рассказу почти сказочное звучание, но при этом он глубоко экзистенциален. Это история о том, как раны прошлого могут превратиться в силу, если их принять и прожить. О том, как даже осколок войны может стать частью целого.
Простая, трогательная и мудрая история, как выстраданная детская сказка для взрослых.
Философская притча о боли, принятии и вечной жизни внутри живого тела — написана тонко, пронзительно, в духе лучших образцов современной метафорической прозы.


Эта подборка — не просто литературная. Она о памяти, о связи времён, о силе, которая не всегда звучит громко, но всегда живёт в тех, кто выстоял.
Редколлегия прозы «Фабулы» в этот раз отметила не формальные приёмы, не жанровые находки, а внутреннюю подлинность. Здесь почти нет вымышленных сюжетов — но есть всё настоящее: боль, забота, страх, благодарность, жизнь.

Обсуждение
17:50 14.05.2025
1
15:59 14.05.2025
1
Марина Радуга
Спасибо, Алёна, за подборку, которая, действительно, о памяти, о связи времен, о том страшном военном времени.

Рассказы разные, достойные. Рецензии на них эмоциональные, пронизаны сопереживанием героям.

Благодарна редколлегии прозы за такой выбор. Быть среди выбранных дорогого стоит.

Алёна, спасибо за рецензию на мой рассказ здесь и за развёрнутый отзыв, а, фактически, рецензию в оценках редколлегии.

С теплом, Марина.
15:20 14.05.2025
1
Чудесно, что так много неравнодушных людей для которых важна память о наших общих героях! Алене огромная благодарность за подборку и рецензии! 
14:57 14.05.2025
1
Правильный выбор подборки! Спасибо редколлегии прозы "Фабулы"!
11:55 14.05.2025
1
Александр Гризодубов
Алёна, прочёл подборку с большим интересом. Огромное спасибо!
10:20 14.05.2025
1
Нурия Шагапова
Мой низкий поклон, Алёна за рецензию, которая дорогого стоит, как и воспоминания фронтовика. С уважением, Нурия.