Девочка задумывается и говоритОбраз героя не может состоять из "хотелок" писателя или издателя. Он не будет достоверным. Однако, в отличие от повести и, тем более, рассказа, действие романа разворачивается не за один день или за пару минут. Патологический случай с "Улисс" Джойса во внимание можно не брать. В процессе становления героя ему можно добавлять новые черты в образ, иногда взаимоисключающие прошлые. При этом о старых деликатно не вспоминать.
При развитии характера героя одних слов мало, нужно действие; и если герой ничего не совершил, не преодолел препятствие, то у него взяться новым чертам неоткуда. Задним числом события можно показать во флэшбеке, но это будет "костыль", выражаясь языком программистов. Роман предполагает всегранную полноценность, а не кастрированность домашнего ленивого кота. Что, за 300 страниц романа не нашлось две-три странички текста на развитие черты характера героя?
Особь особливо особляла страну Оз. Один из способов показать духовный рост главного героя - это описать через его мировосприятие природу, времена года. Если в начале романа герой присутствует в пейзаже как стаффаж, то к концу становится соглядатаем смен года, ритмики дня и ночи.
Из инета к теме "Времена года":
Шестилетнюю девочку мама приводит в школу. Завуч спрашивает ребенка, сколько времён года тот знает.
Девочка уверенно отвечает:
— Шесть!
Завуч тактично ей намекает:
— А если ещё немного подумать?
Девочка задумывается и говорит:
— Честное слово, больше не могу вспомнить. Только шесть!
Завуч выразительно смотрит на мать девочки, покашливает и отправляет их на минуточку в коридор.
Там мама возмущенно спрашивает дочку:
— Ну, Света, ты чего?!
— Мама, мама! — Со слезами на глазах отвечает дочка. — Я и правда не помню больше никаких «Времен года»! Кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!..
Мама:
— Света! А как же Десятников, а Кейдж?..
Драматургия рождается не в момент силы человека, а в момент его слабости. Тогда возникает конфликт — с самим собой или с окружающими героя людьми. Тот, кто уходит от любимого человека, неинтересен. Занимательнее для читателя, кто остается брошенным и одиноким. Эта глава моя романа из разряда, что называется sensational жанр, то есть обычная чувственность героя, когда нет внешних событий лично для него.
Тема романа - абстракция, по отношению к которой события выступают в качестве ее конкретизации. Не менее важна, главным образом, не полнота высказывания писателя, но те ценности и взгляды на жизнь, которые он отражает в произведении косвенно, не напрямую. Тем, что он выбрал для изображения, любой писатель выражает свои основные метафизические ценности - его взгляды на отношение людей к реальности: а именно - что человек может и должен искать в жизни.
Чтобы показать достижение цели, вы должны "выписать" человека, стоящего выше обстоятельств. Это утверждение относится строго к писателям. Метафизически, - в реальности, - никто не нуждается в препятствиях, чтобы достичь цели. Но вы, как писатель, нуждаетесь в драматизации, вы должны высветить некоторые вещи, которые хотите подчеркнуто проиллюстрировать в форме действий главного героя романа.
|