Заметка «Пушкин не отказывает скептицизму...»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Читатели: 1
Дата:

Пушкин не отказывает скептицизму...

...Пушкин не отказывает скептицизму (и фатализму, второму лицу «нашего просвещенного времени») в их правде. В некоторых моментах он полностью присоединяется к нему: особенно в том, что касается человека социального. На этого человека Пушкин смотрит достаточно безнадежно:

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха,

Жрецы минутного, поклонники успеха!

«Слепой и буйный век» всегда останется «слепым и буйным», и этим обоснованы политические взгляды зрелого Пушкина, его этатизм (совсем редкая среди русских художников позиция). Полиция необходима, цензура необходима, утверждает Пушкин, столько пострадавший и от того, и от другого.

Такой взгляд на «людей», «детей ничтожных мира» был бы заурядной мизантропией, если бы Пушкин не знал другого, не социального человека – человека, «забывшего мир» и заботы о «презренной пользе», человека, возвращающегося к себе, к пенатам, к «часам неизъяснимых наслаждений», к «силе гармонии». Человека, погруженного в «чудный сон» или чудесным образом «пробужденного» (у Пушкина это два равнозначных описания вдохновения, забытья-пробужденности:

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел. –

и

Я забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем.

Человека, проходящего странную школу, где его

любить, лелеять учат

Не смертные, таинственные чувства.

Человека, встретившегося с собой, научившегося «чтить самого себя».


Пушкин, в отличие от скептиков, не только знал такое несоциальное состояние человека, но его-то имел смелость почитать истинным, родным домом человека, его «сердечной глубью» (в первую очередь, конечно, собственным родным домом, пенатами). Несомненно, он скептически относится к возможности того, чтобы такое состояние стало всеобщим: как говорит его Моцарт,

тогда б не мог

И мир существовать.




Ольга Александровна Седакова — русская поэтесса, прозаик, переводчица, филолог и этнограф.