Типография «Новый формат»
Заметка «Виктор Астафьев »
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 64 +1
Дата:
Предисловие:


Те, кто врет о войне прошлой, приближают войну будущую. Ничего грязнее, жестче, кровавее, натуралистичнее прошедшей войны на свете не было. Надо не героическую войну показывать, а пугать, ведь война отвратительна. Надо постоянно напоминать о ней людям, чтобы не забывали. Носом, как котят слепых тыкать в нагаженное место, в кровь, в гной, в слезы, иначе ничего от нашего брата не добьешься. Война ужасна, и в организме нового поколения должен быть выработан устойчивый ген невозможности повторения.
                                                                    Виктор Астафьев

Жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. 
                                                                    Виктор Астафьев

Виктор Астафьев

Сегодня исполнилось бы 102 года Виктору Петровичу Астафьеву - писателю, который принес в литературу самую горькую и беспощадную правду о войне.

Астафьев ушел на фронт добровольцем в 1942 году. В отличие от многих «кабинетных» авторов, он прошел войну «низовым» солдатом, был шофером, артразведчиком, связистом. Был тяжело ранен и контужен. Его роман «Прокляты и убиты» стал шоком для читателей, показав войну как чудовищную мясорубку.

Интересные факты:
Трудное детство: отец в тюрьме, мать утонула в Енисее, когда Виктору было 7 лет, затем скитания по детдомам. Этот опыт беспризорника научил его феноменальной наблюдательности и стойкости.

Астафьев не подлежал немедленному призыву из-за работы на железной дороге (бронь), но в 1942 году ушел на фронт добровольцем.

В 1944 году в Польше он был тяжело контужен и ранен. Это подорвало его здоровье на всю жизнь (он плохо видел одним глазом), но именно в госпиталях он начал «копить» те истории, которые позже станут великими книгами.

Среди его многочисленных регалий самой дорогой для него была медаль «За отвагу». Он получил её за то, что под огнем противника восстановил связь, проложив телефонный кабель через Днепр.

Виктор Петрович до конца дней не признавал печатных машинок. Все свои шедевры он написал обычной ручкой. Он говорил, что только так чувствует живое движение мысли и «сопротивление» слова.

Несмотря на государственные премии и признание, Астафьев оставался невероятно простым в быту. Большую часть времени он проводил в родной деревне Овсянка под Красноярском, где принимал и простых соседей, и первых лиц государства с одинаковой прямотой.

Астафьев оставил нам завет: «Жизнь — это не прогулка, а тяжкий труд и ответственность». 
Его книги - это горькое, но необходимое лекарство от беспамятства. Он верил, что только правда, какой бы страшной она ни была, способна очистить душу человека.
Обсуждение
13:45
Evangeline
Наталья, спасибо за Астафьева и за память о нем!!!
Не услышали. Не захотели....
13:39 01.05.2026(1)
1
Александр Кинунен
Спасибо, автор!
Дзен
Отец сидел в немецком лагере, дядька погиб под Сталинградом, дед комиссовался по ранению.
Никто из вернувшихся не говорил о войне, посылали подальше нас, восторженных мальцов-дурачков.
Будь любая война проклята!

Александр Твардовский
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там.
И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь...
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.
14:05 01.05.2026(1)
NataliVerse
Неприличные факты?
Судить писателя по его частной жизни, а не по его книгам - это попытка упростить сложное.
Мы ценим его не за безупречную биографию, а за то, что он вывернул свою душу перед читателем, не боясь показаться плохим или слабым.
15:13 01.05.2026(2)
Александр Кинунен
Также когда-то появятся российские и украинские писатели и поэты, которые опубликуют правду о нынешнем военном конфликте.
В это я верю, видя историю России и СССР.
Но будут ли еврейские и арабские авторы, которые опубликуют правду об их конфликте?
Аналогично будут ли американские и иранские?
09:59 02.05.2026(3)
Яков
Почему когда же появятся? Арабско-израильский вопрос многократно освещен в том числе и в искусстве. Просто русскоязычному читателю неинтересен Махмуд Дервиш, например. И за американцами и за иранцами не заржавеет.
Не станете же вы спорить с тем, что правду о Вьетнаме рассказывали деятели искусства США даже тогда, когда война во Вьетнаме  ещё шла. Миллионные демонстрации, концерты, фильмы...

А когда разрешена была правда Астафьева?
Чуете? Традиции однако... В этом-то все и дело. Российская правда может появиться теоретически не раньше 2036 года. Подождите ещё десяток лет. А потом посмотрим - разрешат ли или нет начальники российского населения. Надейтесь.
Гость16:05 02.05.2026(1)
Яков, если Вы лично читали или смотрели честные произведения США, Израиля, Ливана, Ирана... об указанных событиях, перечислите их нам, мы тоже прочтем и посмотрим.
О конфликте России и Украины таких пока нет, ни российских, ни украинских, ни США, ни Европы.
17:15 02.05.2026(1)
Анатолий Комогоров
Отчего же нет правды о конфликте на Украине?
Конфликт на Украине возник из-за того, что русское государство разделили.
По сути дела, оккупировали часть России некими мифическими украинцами. Перед этим семьдесят лет внушали гражданам СССР, что Украина — это не Россия, но если бы западные спецслужбы не попытались сделать из так называемой Украины государство, враждебное России, то и СВО бы никогда не началось.
В этом конфликте всё предельно ясно.
17:33 02.05.2026(1)
Татьяна Лоза

Конфликт на Украине возник из-за того, что русское государство разделили.

Это инструмент, Анатолий. Причина глубже и глобальней. Она чисто экономическая. Кто в этой ситуции РФ - субъект или объект, думайте сами.
23:00 02.05.2026
Анатолий Комогоров
На ваш вопрос только Жереновский мог бы найти ответ.
11:45 02.05.2026
Анатолий Комогоров
Когда разрешена была правда Астафьева?
Чуете? Традиции, однако...

Чья традиция? Кто в СССР верховодил, тебе известно?
10:45 02.05.2026
Комментарий удален модератором
09:33 02.05.2026
1
NataliVerse
Люди часто отказываются верить в правду, если та не совпадает с привычной, комфортной картинкой.
09:56 02.05.2026(1)
1
Татьяна Лоза
Привет. Астафьев - совесть. У власть имущих совести нет. Многие простые люди променяли совесть на ложный патриотизм, но даже таковые сегодня уже не понимают - куда ведёт сия кривая дорожка.
Шансы увеличиваются. а денег - ни копейки (с)
10:25 02.05.2026(2)
1
NataliVerse
В современном мире совесть официально признана нерентабельной.
Она постоянно портит аппетит, мешает совершать выгодные сделки, не поддается монетизации.
Поэтому, когда сегодня вспоминают Астафьева, многие чувствуют легкий дискомфорт. Как будто в стерильный офис зашел старый окопный солдат в грязных сапогах и начал рассказывать, почем фунт лиха. Вроде и нужно вспоминать, а вроде и хочется поскорее проветрить помещение, чтобы не портить запах дорогого парфюма и свежего глянца.
21:31 02.05.2026
Александр Джуга
В современном мире совесть официально признана нерентабельной.
==================================
Вы говорите обо всем мире или о так называемом "русском мире"?
Факты указывают на то, что совесть (репутация) для многих людей (в мире) является очень значимым и весомым активом. 
16:28 02.05.2026(2)
1
Татьяна Лоза
Точно. Скажу прямо, нынешние "патриоты" затрубят о совести, не если, а когда, их кинут на вклады. 
18:06 02.05.2026(1)
1
Александр Джуга
Не затрубят. Примут как должное и смирятся. Если не с благодарностью, то с покорностью.
20:03 02.05.2026(1)
Татьяна Лоза
Сомневаюсь, Александр. Очень сомневаюсь.
20:35 02.05.2026(1)
1
Александр Джуга
К сожалению, таких примеров предостаточно.
21:00 02.05.2026(1)
Татьяна Лоза
Вижу, как меняются сегодня настроения в реале. Понятно, что не у всех, но у многих. Раньше этого не было.
21:10 02.05.2026(1)
1
Александр Джуга
Татьяна, "настроения" были всегда - даже во времена Ивана Грозного, Сталина, и Брежнева. Были они и вчера. Но настроения - не действия. Мы даже не иранцы и не китайцы. У нас свой менталитет.
21:32 02.05.2026(1)
Татьяна Лоза
Я и не говорю, про действия, я писала выше, что затрубят о совести. Менталитет большинства понятен, в том и беда. Куда качнут, туда и повернутся. Могут, и на 180%.
А тех, кто не качается - мало. И кто твердь земли русской...
22:00 02.05.2026(1)
1
Александр Джуга
затрубят о совести
===================
О совести трубят и сейчас. Только вот у каждого свои представления о морали. Для кого-то высшей моралью является лозунг "Моежем повторить", а уж вдарить ядерной бомбой по лгбт-шникам - просто счастье.
22:10 02.05.2026(1)
Татьяна Лоза
Судя по своему окружению, те кто "могли повторить", уже начали подсчитывать убытки.
"Мы так не договаривались" - смысл их возмущений. Как мне на днях один сказал про СВО, ВВП - для меня этот проект закончился.
Соц. статус - зажиточный патриот, привыкший получать пассивный доход от сдачи в аренду двух квартир и с процентов от вкладов.
22:17 02.05.2026(1)
1
Александр Джуга
"Мы так не договаривались" - смысл их возмущений
==============================================
На баррикады они в любом случае не выйдут. Будут возмущаться на кухнях. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" (В. Высоцкий)
Так что бунта ждать не следует. Да и не нужен он никому.
22:41 02.05.2026(1)
Татьяна Лоза
Это как наверху решат. Если им это будет нужно, будут и бунты. Концы в воду придётся же прятать. Обязательно придётся.
22:52 02.05.2026
Александр Джуга
Это как наверху решат.
=========================
Я так высоко не заглядываю - шея болит )
17:38 02.05.2026(1)
1
NataliVerse
 Не знаю правда ли это, но пишут, что готовят проект , по которому банки обязаны переоформить вклады свыше 2 800 000 рублей в безотзывные сертификаты на три года.
Помню, что у моей бабушки были какие-то облигации, наверное что-то похожее.
20:09 02.05.2026
1
Татьяна Лоза
Много чего говорят, но на деле имеем вот что. Деньги вкладывать некуда, кроме как в банк под проценты. Всё остальное - риски огромные, по прибыли - игра не стоит свеч.
И этим всё сказано.

Гость23:30 01.05.2026(2)
Война ужасна, и в организме нового поколения должен быть выработан устойчивый ген невозможности повторения.

Это высказывание справедливо лишь в том случае, если имеется в виду все новое поколение
земного шара, а не отдельно взятой страны.
Гость12:51 02.05.2026
Гены не могут вырабатываться, могут появляться мутации генов от воздействия каких-то болезней или других вредных воздействий окружающей среды: радиации, последствий химического заражения и т. д.
09:29 02.05.2026
NataliVerse
Вы абсолютно правы: в идеале это должен быть коллективный иммунитет всего человечества. 
Но беда в том, что "ген человечности" не передается по наследству всем сразу, он воспитывается в каждом народе индивидуально через культуру.
Астафьев писал для нас, на нашем языке и о нашей боли. Его задача была вытравить "романтику войны" из наших голов.
12:49 01.05.2026(1)
1
Александр Джуга
В. Астафьев - могучий автор. И такой же могучий человек. Не в личном, а в общественном смысле. Его "Прокляты и убиты" я прочитал относительно недавно. Да, до этого были фильмы "Иди и смотри", "Проверки на дорогах", книга "Воспоминания о войне" Н. Н. Никулина и другие произведения, но именно роман Астафьева перевернул во мне все то, что я читал о Великой Отечественной войне до этого. И удивительно, что он до сих пор не запрещен Роскомнадзором, хотя еще в 2023 году произведение было исключено из перечня книг для обязательного изучения в школьной программе по литературе.
13:50 01.05.2026(1)
NataliVerse
А Астафьева изучают в школе?
Что касается Н. Н. Никулина и его "Воспоминаний о войне",вы правы, это чтение не для слабонервных. Меня эта книга в свое время просто шокировала. Если Астафьев берет своей мощной, порой яростной художественной силой, то Никулин оглушает ледяной искренностью человека, который прошел через ад и не пытается его приукрасить. 
После таких авторов смотреть на историю войны через розовые очки уже невозможно.
13:55 01.05.2026
1
Александр Джуга
А Астафьева изучают в школе?
============================
Рассказы - да. Причем, начиная с 5-6 класса. Роман "Прокляты и убиты" был в списке «для самостоятельного изучения»  или «по выбору».
11:58 01.05.2026(1)
1
Борис Костинский
Астафьев не был диссидентом, как Солженицын, но и задницу власти никогда не лизал! Сильная ЛИЧНОСТЬ и в литературе, и в жизни!
13:53 01.05.2026
NataliVerse
Именно поэтому о нем нужно вспоминать как можно чаще. 
Сегодня такие авторы, как Астафьев и Никулин, остаются последним рубежом истины.
Книга автора
Маятник времени 
 Автор: Наталья Тимофеева