Типография «Новый формат»
Заметка «Великая литература»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5 +5
Баллы: 4 +4
Читатели: 24 +24
Дата:

Великая литература

Для одних великой литературой является "Илиада" Гомера, "Гамлет" Шекспира, "Улисс" Джойса. Для других,- "Денискины рассказы" Драгунского, "Семь подземных королей" Волкова, для третьих "Дама с коготками" Донцовой, "Убийца поневоле " Марининой, для четвёртых весь Сорокин и Пелевин, для пятых объявленные иноагентами и террористами у нас, и востребованные и ценимые у них, писатели. Для шестых...для седьмых...
Выводы мои:
1. Оценка зависит от того, что ожидает от произведения сам человек
2. От того, какого уровня уровня сознания достиг человек( то есть, чем он наполнен- своей правдой или любовью)
3. От уровня интеллекта читающего
4. От того, кто генерирует критерии качества(любитель, профессионал)
5. От рекламы произведения и отзывов на них
6. От литературных премий, полученных за произведения
7. От мнения значимых для человека людей
Составители списка "Сто величайших произведений мировой литературы" пытаются всего лишь сообщить, намекнуть, приобщить.
Что для меня лично является критерием? Сам не знаю, если честно. Сегодня могу запоем читать Владимира Набокова и поражаться стилю, завтра он может стать мне противен. Отвернётся душа и сердце, вдруг от него и всё. И тщетны, в этом случае призывы разума...Завтра могу вдруг "присесть" на Гарри Поттера" и восхититься тонко выписанной возрастной психологией, послезавтра неспешно читать и перечитывать Тэффи, Сашу Черного, радуясь, восхищаясь...
И знаете, к какому выводу я прихожу? Сегодня во мне "проявляется" строгий взрослый, завтра"непосредственный ребёнок", послезавтра"очарованный" подросток. И все они хотят разного, потому что разные. Единственное, что они, почему-то, все не приемлют, это социалистический реализм, производственные романы, слащавые , "выбивающие" слезу , истории.
Вспомнилось вдруг, что некоторые критики ругают, к примеру, Ремарка или Достоевского за "плоскость" и "деревянность" литературных героев, с которыми не происходит никакого преображения. Хотелось бы высказаться так. А на литературном сайте "Фабула" или в жизни вы часто встречали"не плоских" и "не деревянных"?. Я лично очень редко. Обычно, люди, изо дня в день, "размахивают" своей правдой, "тычут" ею, в глаз или сердце норовясь попасть, и крайне довольны своим "не развитием".
Обсуждение
17:14(2)
2
Likin M
Нет литературы великой и не великой. Есть литература и не литература. Имеется большой соблазн некую растиражированную посредственность относить к великим произведениям, в силу "читаемости" последней. Есть (должны быть) произведения широко неизвестные, но написанные на голову выше, нежели признанные шедевры. Пример - вторая часть поэмы Гоголя. Мало кто сомневается в том, что произведение было достойным. Однако, никто его не прочёл и в сокровищницу оно не попало.
Отсюда - литература это то, что нравится. Да, некоторым может нравиться даже какая-нибудь дрянь. Но, если дрянь находит своего читателя, это литература. А Вторая часть поэмы - не литература, ибо читателя не обрела. Хвостов - не литература, ибо его читали только, чтобы поржать.
Эпитет "великая" - такая же профанация, в отношении литературы, как и в отношении страны или народа и полностью на совести профанирующего и всерьёз воспринимающих профанацию профанов. Например, замечательного нашего Александра Сергеевича привыкли называть великим поэтом, а в мире он неизвестен. По - не великий поэт, а известен во всём мире. Но и Пушкин и По - безусловно литература. А Фабула - не литература, сколь хороши бы ни были те или иные её произведения. 
18:14(1)
Так я об этом же написал, что и вы: для одних...то-то, для других-то-то...( моя фраза). Литература- это что нравится(ваша фраза).
А название Великая литература носит иронический смысл. В кавычки не взял, по причине тяги моей к провокативности. В моём комментарии к комментарию уважаемого мной, Александра Красилова я обрисовал, как литература становится "великой", по моему мнению.
20:08(1)
1
Likin M
Литература становится "великой" с лёгкой руки великодрочеров, у которых превосходные эпитеты всегда наготове. Логика их проста. Если страна большая, то она великая. В великой стране, естессна, и народ великий. У великого народа всё великое: и душа и свершения и литература, до кучи. Раньше ещё вождь был великий, но после развенчания культа личности, вождям быть великими запретили. В общем и целом, великость творится языками, заточенными под августейшие бублики, дабы и те воссияли отражённым светом общей великости ) 
22:19
NataliVerse
Литература становится тогда, когда она продолжает работать даже тогда, когда эпоха, породившая его, полностью исчезла.
Гомер велик?)
17:37(1)
1
NataliVerse
Миш, привет!
Но по-моему, ты противоречишь сам себе.
Получается, литература - это не качество текста, а просто факт успешной логистики между автором и читателем? Привезли дрянь в магазин, её купили - ура, литература! Сгорел шедевр в камине - извините, вычеркиваем из списков.
Значит, Фабула как раз-таки, по этой логике , самая настоящая литература - ведь у здешних авторов есть читатели (и даже почитатели!), которые исправно ставят лайки и пишут комментарии.)
19:55(1)
1
Likin M
Привет ) 
Лайки ставят и сиськам в телеграм каналах и блогерам в различных говорилках. Комментируют же нынче вообще всё подряд. Литература это продукт потребления, а есть можно и изысканные блюда и бомжпакетик всухомятку. Покуда произведение не читаемо широко - оно только произведение, хорошее, плохое, хоть гениальное. Но литературой оно станет тогда лишь, когда обретёт свойства продукта и товара. Иными словами, для того чтобы произведение стало литературой, одного автора мало. Читатель нужон )
То, что на Фабуле произведение набирает два-три десятка реальных прочтений, не говорит вообще ни о чём. А уж лайки, смайлики и цветуёчки - и подавно ) 
21:55(1)
NataliVerse
Знаешь, у Кафки при жизни читателей было немного, в основном его друзья, которых он умолял сжечь его рукописи. То есть Кафка при жизни производил недолитературу?)
Литература - это искусство слова.( Википедия)
Книга становится товаром в магазине, это правда. Но литературой она становится в тот момент, когда буквы в голове хотя бы одного читателя превращаются в живые образы, смыслы и чувства. Мне так кажется.

А если измерять всё исключительно широтой потребления, то самой великой литературой является инструкция на освежителе воздуха.)
23:20
Александр Красилов
Наталья, а знакомы Вы с биографией Кафки?
Гость21:12
Я уже неоднократно высказывался на эту тему, но коль она вечна как вечно живой Ильич, повторюсь.
Все зависит от тех ЭМОЦИЙ, которые произведение ВСКОЛЫХНУЛО в вашей душе! 
И если на поверхность всплыли положительные эмоции, вы считаете произведение шедевральным. Если эмоции отрицательные, то автор в ВАШИХ глазах - бездарь, ГРАФОМАН...
19:56
Александр Паршин
А вот скажите, то, что дети слушают, то, что второклассники с удовольствием читают. Это великая литература или нет? Она ведь ни одному из 7 ваших пунктов не соответствует.
И ещё напишите с десяток фамилий авторов нашей Фабулы, кто определяет, какая литература великая, какая нет.
Они будут нам говорить, что читать, а мы будем их слушать.
18:20(1)
Татьяна Лоза
Не всё творчество - искусство. Литература - это эталон словесного искусства. 
Когда-то перечитала всего Чейза. Удовольствие? Да. Ценность - нет. А почему? Удовольствие получил и забыл. В голове ничего не поменялось. 
Не убыло и не прибыло. А чтение того же Набокова - это и труд и удовольствие, эстетическое. Чейз - на низшие чакры воздействует, а Набоков на верхние. Так же как музыка. Если слушать музыку с закрытыми глазами и прислушаться к себе, то можно понять какие чакры реагируют на Депеш Мод и какие на Моцарта.
Примитив? Может быть. 
Музыка, литература - еда для ума и сердца. Пища должна быть разнообразной. Самое главное, чтоб не второй свежести))
18:29(1)
Согласен. Добавлю: гармония чакр приводит к свободному движению энергии в тонкоматериальном теле, что предотвращает болезни на физическом уровне. Потому, благотворное воздействие Чейза на Муладхару, Свадхистану и Манипуру( пусть малозаметное) укрепляет земную часть человека. А Набоков, соотвестственно, его небесную часть. Поэтому и тот, и тот, важны. Вспомнил, что кто-то из великих и замудрёных философов любил читать детективы. Знал поди, что они укрепляют 
19:15
Татьяна Лоза
Может и не знал, но чувствовал
15:00(1)
1
NataliVerse
Понравилась мне ваша идея про Взрослого, Ребенка и Подростка внутри нас. Действительно, что требует душа, то и читаем.
16:45(1)
18:47(1)
NataliVerse
Извините, что интересуюсь.
Но вы всем отвечаете на комментарии, кроме меня.
Это закономерность или случайность?)
18:51
1
Случайность, конечно. Просто вы дали очень точный отклик и мне даже нечего сказать, кроме...Спасибо
13:11(1)
Дружище, разрешите вас обрадовать - перед вами, тот самый обалдуй, который плоский, деревянный и даже железобетонный. С оттенком серого цвета, у которого даже крылья не могут отрасти - товарищ Федоров, он такой, без сентиментальностей. Ему настолько похер классики и лучшие произведения, что вы представить себе не можете! Ему пофиг все, с кем был лично не знаком и не пил водку, как и до лампочки, сколько имеется книг в моей библиотеке. Которую, кстати, располовинил и оставил для интерьера только полезное, в которое могу ИНОГДА заглянуть.
Думаете, это возрастное? Никак нет, товарищ доктор! Это, своего рода внутренний протест, о причинах которого умолчу.
Так, что........ Будем знакомы! При этом, никого не ругаю из писателей, просто, смотрю на них с позиции простого гражданина, а не ученика в классе, который уверовал в то, что Ленин наш вождь.
13:16(1)
Вот знал точно, что вы так выскажитесь. Однако, не соглашусь с вами. Вы честный, уважающий себя и других, высказывающий своё мнение, не оглядываясь ни на кого. А это, как раз, признак того, что вы объёмный и живой. К тому же, сами пишите. Значит, вы писатель, а не читатель
14:17
А то ж! И правильно, не надо со мной соглашаться, иначе, заведутся мухи и мы начнем скучать
Просто....................... специфику вижу во многом, которая имеет корни для развращения сознания, или, уничтожения самого человека, как созидателя. Я ж, кто? Никто и мне чужого не надо, но и не хочу, чтоб чужое созидание стало памятником, который не заказывал. 
Как бы, так, скромно и без претензий скажу, лишь бы мимо не пройти.
12:47(1)
Афанасий Сальери
1.1.
"Каждому овощу - свое время" - так говорят. С книгами - такая же история. С книгами. Не с их авторами. Одна книга одного автора может быть прекрасной нужной для меня, в отличии от другой того же автора. 
1.2
"Какой автор - такие и книги" - так говорят. И наоборот.
Но это не точно. 

Не согласен с Вашей позицией по людям Фабулы. 
Все авторы сайта - чудесны и замечательны в творчестве своем. Просто нужно смотреть пункт 1.1.
Но вот как люди они бывают разные. И в комментариях и заметках выступают именно как люди, а не как авторы и какавторы. (см. пункт 1.2)
13:07(1)
Принимаю ваше замечание насчет авторов"фабулы". Согласен, смешал в кучу несмешиваемое: личность и авторство. Но вот я подумал...а если я, к примеру, напишу рассказ, где опишу "плоского" и "деревянного" автора фабулы, пишущего стереотипные комментарии и заметки , скопированные из риа-новостей, к примеру, то тогда он станет литературным героем и только лишь?
13:28(1)
Афанасий Сальери
Именно, но все дело в том, как Вы это напишете. 
Можете вкусно и читабельно, а можете - плоско и деревянно. 
В первом случае - читатели, прочитав, станут лучше 
Во втором - лишь будете дуплицировать плоскости и деревяшки. 

Кстати, авторы, пишущие заметки (которые не являются литературными произведениями априори) из скопированных новостей, немногочисленны на сайте. Их можно увидеть только в резервации/зоопарке (нужное подчеркнуть) под вывеской "Заметки". А весь основной контент сайта - обширен и литературен (см. пункт 1.1.)
13:31(1)
Согласен с вами. Просто мне попадется то, что я хочу чтобы попалось. Такой уж я
13:46(1)
Афанасий Сальери
Это проыессионально-личностная деформация. Привыкли, понимаешь, в проблемах копаться. 
Отдыхайте. 
))
13:51
Спасибо
12:24(1)
Александр Красилов
Литература - составная часть нашего бытия. По крайней мере, для тех, кто грамотен. А уж великая она или невеликая...
И даже, пожалуй, бытия от слова быт. Потому что величавость нельзя же оценить в одиночестве. Читаем же мы именно так - одиноко. По ходу быта. На сон гряядущий. Или в метро (у кого есть). Практика же публичных литературных читок в общественных местах редка. Ну вот раньше... Например, ленинградцы приходили раньше в зал филармонии на "устные рассказы" Андроникова. И как ни странно, наверное, чувствовали свою причастность к великому, хотя Андроников не великий писатель, и не писатель вообще. А рассказчик. Или, может быть, так чувстовали себя зрители на концертах Мих.Козакова, когда он читал Самойлова и Бродского...
13:00
Читаем одиноко. По ходу быта, это факт. Однако, обмен впечатлениями придаёт "вес" произведению. А если он происходит между профессиональными литераторами, критиками, и они выделяют то, или иное, поднимают на пьедестал, дают премии, то "вес" резко возрастает. "Набегают" заинтересованные лица, начинают грамотно  "раскручивать", называть созданное великим, затем величайшим, создавая очередную востребованную иллюзию, "стыдить " тех, кто грамотен, но ещё не приобщился, не проникся...И человек "попадается" на крючок. И если даже ему "нигде не откликается", то делает вид, что "да, конечно, конечно..." Потом, конечно, по мере роста уважения к себе и честности, он находит "своё". И ему становится уже не интересно быть причастным к тому, к чему он не чувствует ничего...
Книга автора
По следам Пушкина 
 Автор: Виктор Владимирович Королев