Заметка «Битва за Россию - 1»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Мастерская
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 638 +2
Дата:

Битва за Россию - 1

_______________________________________________________________________________________________________


БИТВА ЗА РОССИЮ НАЧАЛАСЬ, НО...
НИКОГДА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ!

______________________________________________________________________



ЮНОСТЬ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II АЛЕКСАНДРОВИЧА



…В отличие от младшего брата Михаила, шутника и шалопая, который мог окатить из ведра батюшку-императора в полной парадной форме, Николай рос послушным и стеснительным ребенком. В 1883 г. Александр III с семьей посетил лицей цесаревича Николая в Москве. При проводах все смешалось, – лицеисты бросились поближе к царю. Младший, Михаил, растолкал всех сверстников и встал рядом с отцом. Наследник (Николай) очутился в толпе лицеистов. Его, беднягу, затолкали, и он стал испуганно пищать: «Пропустите, пожалуйста, и я царская фамилия». Я помню, мы много смеялись над этой «царской фамилией», – вспоминал один из лицеистов.

Как водилось у российских императоров, Николай получил домашнее образование, но явно недостаточное для того, чтобы управлять колоссальной мировой державой. В детстве гувернером у него был англичанин Ч.Хит, прививший своему подопечному любовь к спорту и английскому языку.  Позже «духовным» наставником цесаревича стал генерал Данилоич – человек недалекий и крайне реакционных взглядов. Затем, дабы оградить своего сына от тлетворного влияния «крамольных» идей, Александр III поручил воспитание сына близкому другу и крайнему реакционеру князю В.П.Мещерскому, не испугавшись скандальной известности, которой пользовался в России этот аморальный, но ловкий человек. Когда пришла пора «серьезного» обучения, на учителей не скупились: военную организацию – один из главных предметов для «верховного вождя» армии (и такой титул носили русские самодержцы), преподавал профессор Генерального штаба, будущий военный министр А.Ф.Редигер;  историю – крупнейший ее знаток, острослов В.И.Ключевский. Когда его спрашивали об успехах царских детей, он, слегка сощурив хитрые глаза, отвечал: «Николай послушный мальчик, а Михаил – умный!»
«О наследнике мало говорили, еще меньше писали,  – вспоминал все тот же Ф.Головин. – Ходившие о нм слухи в обществе были неутешительны. Говорили, что он человек больной, со слабой волею и слабым умом. Сплетничали о его связи с балериной Кшесинской, о том, что эта связь была подготовлена по желанию Александра III как лекарство от дурной привычки, которой страдал Николай». (ЦГИА,  ф. 1625, оп. 1, д. 12, л. 5. Воспоминания Ф.А.Головина).

Особенно сильное и поистине роковое влияние оказал на воспитание слабовольного и мистически настроенного юноши обскурант и мракобес, бывший профессор Московского университета обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев. Именно в 80 – 90-е годы он достиг максимального влияния на дела в государстве.

«Победоносцев над Россией
простер совиные крыла…»

   – писал об этом времени А.А.Блок. Обер-прокурор Синода не просто внушал своему ученику, что «нет власти аще не от бога», что «самодержец российский есть помазанник божий, коему каждый подданный беспрекословно повиноваться должен». Он убеждал и убедил его в том, что самодержавие  есть единственно возможный тип политического устройства России, что оно – надежный обруч, которым крепится разноплеменная и разноязыкая империя, что все «истинно русские люди» не просто «обожают», но и не мыслят себе иного государственного строя, что конституция – «великая ложь нашего времени», и требуют ее только враги России – интеллигенты и инородцы, для того, чтобы держава Российская, защищающая интересы всего народа русского, быстрее бы развалилась.

Мысли Победоносцева наследник усвоил крепко и на всю жизнь. Во всем же остальном учеба нелегко давалась венценосному лентяю, тем более, что по странной традиции спрашивать великих князей учителя не могли: они давали им письменные задания, в которых исправляли найденные ошибки. В итоге такого своеобразного курса обучения Николай оказался весьма посредственно образованным человеком. Единственное, что он основательно знал, – это языки. Свободно говорил и писал по-английски, по-французски, по-немецки. Однако русский язык его был убог, а часто просто безграмотен: «Пожарные поливали сад и мы вымочились там», – записывает он в дневнике в 14 лет». «Подходя к Севастополю начало покачивать», – в двадцать шесть лет.*

________________________________________________________________
* ЦГАОР, ф. 601, оп. 1, д. 217, л. 170.

А глубокие познания, широкий политический кругозор, да хотя бы здравый смысл, нужные любому государственному деятелю, были совершенно необходимы неограниченному самодержцу, особенно на рубеже XIX – XX вв., когда Россия прямиком шла к революции. 6 – 9 ноября 1904 г. в Петербурге состоялся общеземский съезд представителей местного самоуправления, на котором большинство делегатов высказались за введение в стране законодательного собрания, политических свобод и амнистию заключенных.
Перепуганный министр внутренних дел спешно потребовал у царя внеочередного доклада, однако сообщенные сведения не беспокоили царя. Что же волновало Николая II в эти дни? Вот запись от 11 ноября 1904 год.

«Убил 144 фазана; всего убито 522. Фазанов 506, зайцев 16. Вернулся в Царское Село в 4 часа. Милица пила с нами чай. Принял доклад Мирского.» *
________________________________
* Там же, д. 233, л. 122.


Что докладывал Мирский, как отреагировал царь на признаки приближающихся социальных потрясений – из дневника нам не узнать. Он не увидел приближающейся первой российской революции, так же как и второй в феврале, и третьей в октябре 1917 года.




_______________________________________________________________________________________________________________
Примечание 1: Дневники императора Николая II. Предисловие профессора, доктора исторических наук К.Ф.Шацилло. М. «Орбита». 1991 г.
_______________________________________________________________________________________________________________
Примечание 2:  Тираж издания 50 000 (1-й завод). При повторном издании в центр обложки было введено поле темно-красного цвета. Общий тираж минимум 100 000. Книгу можно купить за 350 р. или заказать в интернет-магазинах. Для одуревшей от «патриотизма» России 1991 – 2013 г.г. эта книга – серьезное оружие против мракобесия.
















.

Реклама
Реклама