Мысль – она далеко не всегда однозначна. Поэтому точная мысль приходит со своей свитой образов. Она создает определенный контекст иp которого и может быть угадана ее базовая суть, основной смысл. «Угадана» базовая суть - значит однозначно разрешение задача. Не путаем с тем смыслом слова «гадание», которое исходит, по-видимому, из более позднего смысла контекста поговорки «гадание на кофейной гуще». В которой «гадание» обозначает нечто не точное и отношение к гаданию «ироничное». У человека мыслящего и умеющего во время использовать и процесс «гадания на кофейной гуще», увиденные символы точно попадут в контекст решаемой задаче, ибо «кофейная гуща» в данном случае сродни зерцалу, буде отражать мыслительный процесс, смотрящего на него.
Часто осмысление ответа на заданный вопрос (задачу, проблему) происходит не одномоментно. Сознание представляет определенный набор, в котором есть своя закономерность. И эту закономерность еще также необходимо распознать. Часто первое, что приходит – это образ, являющийся символом метафоры. Метафора же может принести имя, которое совершенно точно отразит суть явления, над котором происходит в данный момент работа.
Иногда процесс идет наоборот. Есть задача, проблема, затем проявляется какое-то явление (явление – есть проявленное слово), затем само звучание явления (созвучие) – слова как созвучие, затем уже посредством алфавита, мы имеем возможность проявить созвучие в алфавитной (буквенной, лигатурной или иной форме), принятой данным человеком за основу письменной речи.
Я доверяю слову. Научилась его слушать, слышать, воспринимать и понимать. Это какой-то единый процесс.
Воспринимать – корень –ним.
Понимать - корень ним.
Внимать - ним.
Я специально взяла древнерусский термин. Именно древние слова (древнерусский, древнегреческий, старославянский, санскрит, латинский) способствуют точному осмыслению сути обдумываемых явлений, проявлению их имен. И имена проявляются именно на этих языках.
Имя в английском языке – name.
В словах воспринимать, понимать и внимать мы выдели корень - ним, что схоже с английским словом name – имя.
Понимая, воспринимая и внимая, мы выходим на суть слова, на суть явления.
Именам придавалось во временя огромное значение, так как именно они являлись ключами к пониманию сути явления, причем, как сейчас могу сказать, к его сути без должного (принятого в нашего понимании обучения, образование).
Сейчас приходится переучиваться.
Внимать словам, образовываться, слушаться, вслушиваться, воспринимать и осмысливать.
Для чего? Чтобы научиться эффективно и точно мыслить, думать, решать жизненно важные задачи, осмыслить прочитанное за длительное время жизни, понять, что попало в моею память, что мне нужно, а что нет. Для чего? Для восстановления жизненного состояния, для развития и снова… Для решения поставленных задач уже в области философии, психологии и религиоведения. Один раз задашь себе вопрос и уже от него не отделаться в течение все жизни. Система начинает его решать, окружающий мир предлагать задачи и ситуации. Если все цепи событий я создаю сама, то я тогда самый гениальный гений. Но… Скорее всего и здесь роль играет оно – Слово, Слова. Из которых я когда-то составила свой какой-то самый первый, выросший из интереса к окружающему миру. Затем, когда со мной происходили какие-то проблемы, связанные со здоровьем, то в поле сознания попадали подсказки. И эти, звучащие в сознании мысли, переворачивали мою жизнь, раз за разом, возвращаю меня к моему тому, первому вопросу. Я могу ошибаться в его смысле. Но хорошо помню, как будучи маленькой, меня очень интересовало, как люди понимают, как называются чувства? Этот свой вопрос я вспомнила не так давно, когда искала корень своих интересов, чтобы понять план будущих действий.
Итак, внимая имя… В слове «внимая» слово «имя» просматривается довольно точно: внИМаЯ.
Вспоминается, что в старославянском есть слово «имярек», то есть «имя реченный». Не «нареченный», а реченный. Речь… Это, по идее, уже произнесенное слов. Но про произнесенное слово говорят: «изреченный». «речь..», «нареченный», «изреченный», «изрекать».
Корень «реч, рек». Река? Мысли точно текут по руслам. Это хорошо можно прослушать, когда научаешься слушать мысль. Даже возникают такие фразы: не из того русла. Примерно то же, что «не из той оперы». Каждое русло – это стремящийся к своему имени (ответу) мыслительный поток.
Имя речное. Имя изреченное. То есть имя того, о ком молятся, или к кому обращаются. И, вероятно, может иметь и важный смысл распределение имен по дням года, как это записано в церковных книгах.
Уста – устье речи – устье реки.
В ведической культуре, в источнике учения йогов, есть понятие каналов нади, которые пронизывают все тело человека и выходят за его пределы. Нада – река. Случайно ли? Нет. При развитии познавательных способности (а это те способности, которые нам важны для жизни) система каналов словно «очищается», «раскрывается». Очищается от чего? От ложных положений, связанных с информацией, хранящейся в памяти, от ложных побуждений, желаний, мировоззренческих конфликтов. Как описывают йоги – у человека есть возможность выйти на Таковость, то есть восприятие мира таким «каков он есть», мир на уровне прямого восприятия сути явления в виде его имени.
Конечно, так нашему современному сознанию кажется невозможным, не правдоподобным, переворачивает представление об окружающем мире. Но это явление есть в реальности. И оно связано напрямую с нашей психофизикой.
Итак, речь, река, реченный, нареченный, изреченный. Действительно ли «слово изреченное – есть ложь»? Может ли точное слово стать ложью. Может. В восприятии другого человека оно может быть ложным, оно может получить (и получает) искаженное представление о том явлении, которое ему неизвестно, которое не понято, «не осознанно». Не проявилось одновременно со знанием явления и его имени. Оно для него «чужое», как «чужая речь», не родное, не рожденное. И есть еще один момент.
Мысль созвучна имени явления (явленного). Возможности ли точно повторить имя?
Восточные языки музыкальны. Они тональны. Например, современный китайский язык имел 4 тона. А древнекитайский – 64!
Чтобы точно изречь мысль, нужно обладать уникальной музыкальностью. Это кроме того, чтобы услышать эту мысль.
А знаете ли вы, что каналы нади (реки, русла) звучат? Они звучат! Они звучат на языке мысли. И не обязательно на русском. Они могут звучать на санскрите, древнегреческом, древнеславянском, латинском, белорусском. И речевой аппарат подхватывает это звучание. И изречь его можно, только развив свой музыкальный аппарат. Вероятно, в древности певцы владели методом воспроизведение звуков. Не зря древние поэмы пели в сопровождении музыкальных инструментов. Древняя песня – это передача мысли. И мысль можно усилить. В частности, пришедший к нам из Италии метод пения «бельканто» ( а я его сейчас пытаюсь понять) – есть воспроизведение мысли (музыки).
Беда лишь в том, что слова песни и музыки перестали совпадать. Люди начали «сочинять», придумывать. А нужно услышать.
Однажды мне удалось услышать удивительную музыку. И было совершенно физическое чувство, что каждый орган вибрирует на своей частоте, и в сознании возникает звук. Это был оркестр. К сожалению это явление больше ни разу не повторилось.
Итак «имя реченное» - есть звучание реки мысли, соединяющее внешний мир и внутренний, дающая нам возможность познать этот мир.
|