Стихотворение «КРЕСТИК»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 185
Читатели: 2650 +1
Дата:
Предисловие:

КРЕСТИК

В церкви у распятья дед стоял,
В старческой, согбенной, жалкой позе,
Крест нательный он в руке держал,
Тихо Богу говорил сквозь слезы:

-Господи, я сына пережил,
И не знаю, где могила дорогая.
Был военным… Родине служил,
В верности своей ей присягая…

Был убит, и тела не нашли,
Внука  сам растил, твердя ему о чести.
Военспецем стал.  Чуток пожил…
Здравый смысл всегда слабее  чувства мести.

  Сына нет, и внук погиб в Чечне,
За отца он мстил, я это знаю.
Где же  Ты был, если на войне
Молодые парни погибают?

А я  верил… Я тебя молил,
Чтобы мальчика сберег! Ведь он был молод.
Ты молчал… моих уж нету сил.
Пустота в душе и смертный холод…

Бабка померла,  полуслепой
В тишине квартирной горем маюсь.

… Дед ушел… лишь крестик золотой
На распятии висел, слегка качаясь…
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
 
                Всё творчество Татьяны Лаин продиктовано желанием автора вызвать у читателя сострадание к  своим героям, понимание и желание придти на помощь людям, или животным, попавшим с тяжёлые жизненные обстоятельства. ЕЁ стихи и рассказы наполнены стремлением автора к установлению в мире добра и справедливости, к гармонизации отношений человека с человеком и человека с природой. Стихотворение «Крестик» не выпадает из числа подобных произведений, но содержит  одну особенность:
В нём есть попытка разобраться в вопросах духовного бытия человека. За это  ей особенная благодарность, так как на примере  истории жизни одного человека можно увидеть всё многообразие  невидимых связей человека со всем человечеством, миром и Богом.
               Не знаю, можно ли назвать мои размышления по поводу стихотворения Татьяны Лаин  рецензией, но опираться в них я буду именно на  это  произведение.  В произведении автор поднимает важнейшие духовно-нравственные проблемы, волнующие людей: отношение к Богу, причины страданий человека, проблема воздаяния человеку за добро или зло. Вначале - проблема отношения к Богу. Мы привыкли к расхожей фразе о том, что у каждого свой Бог. Одни люди считают, что   Бог должен поступать сообразно нашим представлениям о справедливости, то есть наказывать строго тех людей, чьи поступки с их точки зрения неправильны и несправедливы и облагодетельствовать тех, кого мы считаем правыми, и прежде всего себя. Другие действуют в соответствии с языческими установками и соответствуют известной римской  формуле: «Я даю тебе, чтобы ты мне дал».
                В стихотворении история о том, как в конце своей жизни одинокий старик, вызывающий у нас сострадание проходит с  нательным  крестиком, означающим принадлежность  его к христианской церкви, и вступает в  разговор с Богом, рассказывая о своей судьбе. Он выполнил свою миссию: вырастил сына и воспитал  из него патриота, который отдал свою жизнь за правое дело, за Родину.
«Господи, я сына пережил,
И не знаю, где могила дорогая.
Был военным… Родине служил,
В верности своей ей присягая…»
 
Он и внука воспитывал на таких же принципах:
 
«Внука  сам растил, твердя ему о чести.
Военспецем стал.  Чуток пожил…
Здравый смысл всегда слабее  чувства мести.

 «Сына нет, и внук погиб в Чечне,
За отца он мстил, я это знаю»
           Вся история нашей страны состоит из подобных судеб, И мстил внук именно тем, кто убил его отца - на сегодняшний день символу мирового зла –международному терроризму. У отца и деда нет сомнений в правильности своей жизни, но в том что они погибли, по его мнению, виновен Бог.
 
            Мы с вами гордимся тем, что знаем законы природы, записанные в формулах и изложенные в стройных научных теориях, знаем законы общественного развития и  главные нравственные законы стараемся исполнять. Но кроме них существуют и духовные законы, где действуют силы воздаяния за добро и зло, совершаемые нами. В христианстве Господь наделяет нас свободой выбора, человек может выбрать не только профессию и жизненную стезю, но и, ежедневно совершает выбор между добром и злом. Нас 7 миллиардов, наши выборы  невозможно подсчитать.  Иногда «мировая чаша зла» переполняется жаждой мести, просто желанием убить  и достаточно одной микрокапли, чтобы погибли тысячи. Неважно идёт ли речь о политиках, или лично о нашей злости на что-то, или на кого-то.  Когда же  «мировая чаша добра» переполняется, на нас нисходят благодеяния. Выбор всегда делает  только человек
            Но вернёмся к нашему герою. Судя по времени описываемых событий, человек этот жил во время Великой отечественной войны и гордился  каплей добра, которую принёс он вместе с другими людьми, спасшими мир от зла.  Сын и внук старика, овладевшие профессиями офицеров, также понимали, что на войне убивают не только с  одной стороны.
            Вся жизнь семьи старика была служением отчеству, но жизнь земная всегда заканчивается, и время нашего перехода от жизни земной к жизни вечной устанавливается не нами. В главной части своей она у старика была счастливой: была любовь, родился сын, и у сына внук. К концу своей жизни мы становимся жалкими, нас мучат болезни, немощь. Оставшись один, человек ищет сострадания, иногда приходит к Богу предъявить счёт, а это была просто жизнь с трудностями и невзгодами, как и у большинства из нас.
             Строки автора обращены не к Богу, а к той справедливости, которая должна исходить от нас, не прослезиться от проникновенных строк, а заметить тех, кто одинок и лишён поддержки близких.
             Я хотела бы обратить ваше внимание на последний эпизод стихотворения.
 
«Дед ушел… лишь крестик золотой
На распятии висел, слегка качаясь»
              По замыслу автора этот жест означает отказ старика от  веры, По его мнению, Бог должен был сохранить  жизнь сына и внука, он стар и до других ему нет никакого дела. И он позабыл, что когда-то учил своих  детей отдавать жизнь «за други своя».  Старик оставляет на распятии Христа золотой крестик.  На мой взгляд, это очень символичный момент. Он  вынес свой крест, подобно Христу и крест этот золотой, что символизирует праведную жизнь старца.        
              Младенцу Христу волхвы принесли: золото, ладан и смирну. Золото в этом списке, бесспорно, является царским подарком
. «И принесли его мудрецы мира Иисусу как истинному Царю, как Тому, Кто явил человечеству свет истины, – слово, учение, идеологию смирения и любви, единственно достойную царствовать в умах и сердцах человеческих. 
Возлюби, а для этого смирись, а значит прими ближнего своего, и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды, с миром – вот кредо поистине царской мудрости. И мудрость мира в лице волхвов, принёсши Иисусу золото как символ наивысшей ценности, тем самым признаёт Божию премудрость как единственную абсолютную и единственную». Вот и старик принёс дар Господу, принимая эту истину.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценка произведения: 10
Татьяна Гурская 09.11.2016
     11:21 02.08.2022 (1)
Каждая строчка- трагедия...
Хорошо написано!
     13:31 02.08.2022
Благодарю вас
     17:26 21.05.2021 (1)
1
Испытания современного Иова. Трагичные строки.
Глубоко тронуло Ваше стихотворение, Таня.
     10:18 22.05.2021
спасибо, дружище!
     18:23 26.02.2021 (1)
1
Татьяна, очень замечательно и чувственно написано!!!
Жалко всех, очень жалко.
В храме люди общаются с душами тех, кого уже, или пока не увидеть.
Иногда Бог забирает к себе лучших. Для чего, только ему одному
известно.
     18:33 26.02.2021
Да, почему-то замечательные добрые люди на этой земле не задерживаются..
     17:10 26.08.2020 (1)
1
Болючее очень...
Спасибо!
     17:32 26.08.2020
1
да...Спасибо,Женя
     21:23 09.01.2020
1
Ах... как больно...
Будь прокляты те кто призывают к войне... кто разжигают её!
     13:13 06.01.2020 (1)
1
Тронуло до глубины души, до слёз...
     13:14 06.01.2020
Спасибо, Солнышко!
     20:39 30.06.2019 (1)
1
ТРОГАТЕЛЬНО ТАНЯ
НО ЗАГЛЯНУЛ А УЖЕ ОЦЕНКА СТОИТ
     13:12 01.07.2019
Стих- то старый)) Ты уже читал.
     12:57 09.02.2019 (1)
1
     13:02 09.02.2019
1
     12:41 05.09.2018 (1)
1
Друг мой, Евгений, написал в одном стихотворении следующее.
 
Я жёг, я грабил, я смеялся, над вами, павшими во прах,
На мутном небе появлялся ваш Бог, ваш Идол, ваш Аллах.
Он песни пел неторопливо о смерти женщин и детей,
Но власть его не отстранила руки карающей моей.
     19:00 05.09.2018
Сильные строки.
Спасибо, Дима!
     22:16 06.08.2018 (1)
1
ДО СЛЕЗ...
НАТАШУ ЗАВТРА СНОВА БУДУТ ОПЕРИРОВАТЬ(((
     11:54 07.08.2018 (1)
1
я поняла... Может, хоть ей поможет ОН...
     12:33 07.08.2018
1
не знаю...жду звонка
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама