Стихотворение «сказ о кильке золотой»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 71
Дата:
Предисловие:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Есть такие люди —
Им все подай на блюде!

(Агния Барто. ЛЯЛЕЧКА. 1938 год)

сказ о кильке золотой

Местный бомж
Амбро́зий Мутин добывал всё воровством,
потому как лжив и трутень, и пронырливый притом…
Вот однажды на помойке у знакомого бомжа
он стащил подгнившей мойвы и продуктом грабежа
вечер лакомился вволю рыбкой, пахшей как отброс,
запивая алкоголем и заткнув прищепкой нос.
Видно, мало было водки, чтоб убить ея токсин,
и Амброзий слёг в рыготке у фаве́л... совсем один.
И в бреду горячки белой, в тишине, объятой тьмой,
как младенец из купели, килька с кожей золотой
обозначилась пред очи  и елейно говорит:
«Что ты, Рося, нынче хочешь? Всё исполню. У элит
я служила на посылках, в их утехах знаю толк».
Поскоблив ногтём в затылке, Амаро́ська робко смолк…
Но тотча́с явив смекалку,  он запальчиво изрёк:
"Горше редьки жизнь на свалке! Килька,
быть хочу царём!"
 
— Что ж, желанье не простое…
Но под силу мне, — изволь,
позабудешь про помои, будешь жить, как тот король…
В тот же миг Амбро́ся в шапке  Мономаха государь!
Рядом ба́ре жмутся зябко, лебезят и льстят как встарь.
Он — на троне с грозным видом. Ну ни дать ни взять Иван!
Воздух пахнет геноцидом "князь великий" кровью пьян.
Клан дворян, под стать владыке, подвизался на разбой, –
с казнокрадством чики-брики и с мздоимством — не впервой.
Алчность стала, как святыня, если супротив — под нож.
Амароськина гордыня — эльдорадо для вельмож!
Хорошо пошло́ житьишко: хошь — воруй, а хошь — казни.
Пусть историки распишут непреложность той резни:
нету, мол, беды особой в том, что кровь лилась рекой, 
царь — он ведь наместник бога!
За него и смерд — горой!
 
…Горы трупов...
Море кро́ви... Океаны детских слёз…
Рося гневно хмурит брови: «Вы про жалость? мне?! всерьёз??
Я почти что солнцу равный! без меня загнётся мир!
я есмь пастырь православных всеми признанный кумир!» 
Вспомнив килькину возможность, посмотрел на образа́
и, вспотев нечистой кожей, раздражительно сказал:
«Я хотел бы быть… Мессией!!! Чтобы нимб над головой!!
Чтоб витийствовать красиво, чтобы с верой шёл за мной
всякий люд Земли бескрайней и на тыщи лет вперёд
причастился бы я тайне, что любого привлечёт!»
…Только килька стала вредной: «Баста, Рося! Не тревожь.
Хошь ты царь, хошь проповедник, а внутрях всё тот же 
бомж!»
Послесловие:
«… … … … … … … …
… …Тяжелое и несуразное впечатление производила эта вычурная, пряничная постройка на фоне сияющего крымского неба и воздушных, серо-голубых гор, среди темных, задумчивых, изящных кипарисов и могучих платанов, обвитых сверху донизу плющом, вблизи от прекрасного, радостного моря. Но ее владелец, Павел Аркадьевич Завалишин, бывший корнет армейской кавалерии, затем комиссионер по продаже домов, …а ныне известный нефтяник, пароходовладелец, … – не чувствовал этого противоречия. «Я – русский и потому имею право презирать все эти ренессансы, рококо и готики! – кричал он иногда, стуча себя в грудь. – Нам заграница не указ. Будет-с: довольно покланялись. У нас свое, могучее, самобытное творчество, и мне, как русскому дворянину, начихать на иностранщину!» … …
      — Горжусь тем, что я русский! – с жаром воскликнул Завалишин. – О, я отлично вижу, что господину студенту мои убеждения кажутся смешными и, так сказать, дикими, но уж что поделаешь! Извините-с. … я человек прямой, настоящий русопет и привык рубить сплеча. Да, я смело говорю всем в глаза: довольно нам стоять на задних лапах перед Европой. Пусть не мы ее, а она нас боится. Пусть почувствуют, что великому, славному, здоровому русскому народу, а не им, тараканьим мощам, принадлежит решающее властное слово! Слава богу! – Завалишин вдруг размашисто перекрестился на потолок и всхлипнул. – Слава богу, что теперь все больше и больше находится таких людей, которые …доверчиво протягивают руки мудрому правительству и говорят: «Веди нас!..» …Мы продаем нашу святую, великую, обожаемую родину всякой иностранной шушере. Кто орудует с нашей нефтью? Жиды, армяшки, американцы… И главное, везде жид, жид, жид!.. … Этому безобразию подходит конец. Русский народ еще покамест только чешется спросонья, но завтра, господи благослови, завтра он проснется. И тогда он стряхнет с себя блудливых радикальствующих интел-ли-гентов, как собака блох, и так сожмет в своей мощной длани все эти угнетенные невинности, всех этих жидишек, хохлишек и полячишек, что из них только сок брызнет во все стороны. А Европе он просто-напросто скажет: тубо, старая… …
      В эту секунду Воскресенский впервые поднял глаза на Завалишина и вдруг почувствовал, прилив острой ненависти к его круглым, светлым, выпученным глазам… И неожиданно для самого себя он заговорил слабым, точно чужим голосом:
      — Все, что вы изволили сейчас с таким жаром высказывать, я слышал и читал сотни раз. Вражда ко всему европейскому, свирепое презрение к инородцам, восторг перед мощью русского кулака и так далее и так далее… Все это говорится, пишется и проповедуется на каждом шагу. Но при чем здесь народ, Павел Аркадьевич, этого я не понимаю. Не могу понять. Народ – то есть не ваш лакей, … а тот народ, что составляет всю Россию, – темный мужик, троглодит, пещерный человек! Зачем вы его-то пристегнули к вашим национальным мечтам? Он безмолвствует, ибо благоденствует, и вы его лучше не трогайте, оставьте в покое. Не нам с вами разгадать его молчание… …Ваш идеальный всероссийский кулак, жмущий сок из народишек, никому не опасен, а просто-напросто омерзителен, как и всякий символ насилия. Вы – не болезнь, не язва, вы – просто неизбежная, надоедливая сыпь, вроде кори. Но ваша игра в широкую русскую натуру, все эти ваши птицы-сирины, ваша поддевка, ваши патриотические слезы – да, это действительно смешно… …Что-то мучительно фальшивое, наглое, позорное! … «Русские щи; русская каша – мать наша». А вы видели эти щи когда-нибудь? Пробовали? Сегодня с таком, а завтра с нетом? Вы ели ихний хлеб? Вы видали ихних ребят с распученными животами и с ногами колесом? А у вас повар шестьдесят рублей в месяц получает, и лакей во фраке, и паровая стерлядка. Так и во всем вы. Русское терпение! Русская железная стойкость! Да ведь какими ужасами рабства, каким кровавым путем куплено это терпение! Смешно даже! Русское несокрушимое здоровье, – ах, раззудись плечо! – русская богатырская сила! – у этого-то изможденного работой и голодом, опившегося, надорванного человека?.. И в довершение всего этого неистовый вопль: долой сюртуки и фраки! Вернемся к доброй, славной, просторной и живописной русской одежде! И вот вы, на смех своей прислуге, наряжаетесь, точно на святки, в поддевку, по семи рублей за аршин, на муаровой подкладке. Эх, весь ваш национализм на муаровой подкладке. Господи, а когда вы заведете речь о русской песне – вот чепуха какая! Тут у вас и море слышится, и степь видится, и лес шумит, и какая-то беспредельная удаль… И все ведь это неправда: ничего вы здесь не слышите и не чувствуете, кроме болезненного стона или пьяной икотки. И никакой широкой степи вы не видите, потому что ее и нет вовсе, а есть только потное, искаженное мукой лицо, вздувшиеся жилы, кровавые глаза, раскрытый, окровавленный рот… …
    …Больше всего на свете он хотел бы сейчас же встать, уйти куда-нибудь подальше, спрятаться в какой-нибудь темный, прохладный угол, но сложная, мучительная нерешительность приковывала его к месту.
       Доктор заговорил о чем-то слишком громко, неестественно развязным тоном. «Это он оттого так, что ему за меня стыдно», – подумал Воскресенский и стал прислушиваться, почти не понимая слов.
      — Один мой знакомый, который хорошо знает арабский язык, так он сравнивал арабские поговорки с русскими. И получились прелюбопытные параллели. Например, арабы говорят: «Честь – это алмаз, который делает нищего равным султану». А по-русски выходит: «Что за честь, коли нечего есть». То же насчет гостеприимства. Арабская пословица говорит…
      Воскресенский вдруг встал; не глядя ни на кого, с потупленными глазами неуклюже обошел стол и торопливо сбежал с балкона в цветник, где сладко и маслено пахло розами…
… … … … … … … …»
(Александр Куприн. Корь. 1904 год)


Дежавю́, чё-ли? 120 лет минуло! … круговорот, однако… или хоровод?…
https://yandex.ru/video/preview/15921826731457166419
Вася Обломов — Любит наш народ... (ft. Сергей Шнуров & Noize MC)
Обсуждение
Комментариев нет