Стихотворение «Дилемма»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 28
Читатели: 239
Дата:
«Взятие высоты»
Предисловие:
.

...Но пока войны и другие международные распри не ушли безвозвратно в прошлое, будем ценить своих офицеров, генералов и маршалов.
Пока у нас иного выхода нет. ПОКА нет.

Один из дружественных маршалу Жукову англосаксонских военачальников как-то спросил у него, как советским войскам при наступлении удаëтся обходить вражеские пулемëты. Жуков ответил собеседнику, что советские войска идут с другой стороны - со стороны минных полей.
Англосакс подивился: "Так ведь ваши солдаты подрываются на минах!"
"Да, подрываются" - ответил Жуков, "но при проходе с этой стороны жертв оказывается меньше, чем при проходе влоб,  как при Нормандской высадке"

Мне интересно ваше мнение, господа и дамы: имел ли моральное право так поступать маршал Победы?

P. S. Во избежание...
А то встречаются читатели и совсем без фантазии.
Конечно же маршалы не берут высот, у них задачи куда помасштабнее. Просто на примере высоты куда легче обрисовать создавшуюся ситуацию.



Дилемма

*      *      *

Как всегда на всяких войнах,
Предводителю спокойным
Быть нельзя, пока вон ту
Не возьмëт он высоту.

Высота, поймëм друг друга, -
Это власть над всей округой,
В каждый век, во все разы -
Это тактики азы.

Но и те, что на кургане
(Пусть они враги поганы),
В чëм-то тоже знают толк.
Вот вам знаний их итог:

Всех ветров держать розарий
Невозможно даже в баре:
Прикрывают тыл стеной -
Вряд ли выход есть иной.

Так и тут: все пулемëты
В бок один обычно смотрят,
Как заслон от всех атак.
А иначе как? - Никак!

Ну а три другие края
Рвы и мины запирают.
Кто на мины лезть рискнëт? -
В море мин найдëшь ли брод?

И по правилам баталий
Все противники не стали б.
Так не делает никто:
Ни один на тысяч сто.

Делать так любому жутко,
Если он не маршал Жуков.
Тот на правила плевал
Через губ кривой овал.

----------

Он был в курсе: там, где мины,
Пулемëтов нет в помине.
Да, смертей не избежать,
Но останется лежать

Втрое меньше пехотинцев,
И из боя возвратиться
Больше, всё таки, бойцов.
Сам совсем не молодцом

Будет выглядеть, однако -
Разберëтся после драки.
Что не так уж гладко всë.
Не расскажет, кто спасëн,

Да, на совесть он берëт
Весь подорванный народ.
Да, с такою тяжкой ношей
Не покажешься хорошим

Судьям Страшного Суда -
Знать, уже не заседать
Ни в президиуме Рая, 
Ни на лавке где-то с краю....

Это если прыгать в мины,
А не греться у камина.
Впрочем, шутка не к селу,
Перейдëм к другому злу:

---------

Если лезть на пулемëты...
Кто удачею обмотан,
Может, выживет. Другим
Похоронный впору гимн.

Но виновны будут в этом
Лишь враги. Как носит свет их?
А начальник не у дел -
Тут Господь не доглядел.

Генерал остался чист
И над теменем лучи
Соберутся в ярком нимбе,
Только не хотелось с ним бы

Мне здороваться потом -
Что-то в этом всём не то:
Чтоб не пасть в грехов болото,
Нужно слать на пулемëты,

Сотни жизней загубить,
Но зато невинным быть,
Не разрушить ожиданий
Судий Страшных Заседаний

--------------

Жëстко, жëстко, очень жëстко...
Но такая, вот, загвоздка.
И детали таковы.
А какой бы выбор вы
Предпочли в таком раскладе, 
Если так и сяк неладно?


Обсуждение
06:48 29.08.2025
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Тема для размышления Но судить не берусь! Лёша, хорошая работа
21:38 11.08.2025(1)
Мне нравится, когда в произведении используются исторические факты (особенно мне неизвестные). Поэтому прочитал с интересом. Считаю, что маршал Жуков сделал всё правильно. Он стратег и без людских потерь на войне не обойтись. На то он и маршал, чтобы брать ответственность на себя.
01:07 12.08.2025
Алексей Осидак

Спасибо, Алексей!
09:02 24.07.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Лёша, смелые вопросы ты ставишь, бесстрашно, храбро. Потому что ответить на них, оставаясь невинным, невозможно. 
А я помню передачу с Калашниковым по телевизору, конец 80-х или начало 90-х, и он сказал, что пойдёт после смерти в ад. Потому что создал оружие, от которого столько много людей погибло во всём мире. 
09:33 24.07.2025(2)
1
Алексей Осидак

Спасибо, Алёна!

Я читал про Михаила Тимофеевича.
В жизни он был очень скромным и абсолютно не агрессивным человеком. Просто очень любил конструировать всякое...
Если бы просто "всякое" - всякую всячину, но - нет: он любил соединять вместе, как пазлы, ударно-спусковые механизмы со штык-ножами  и прочими совершенно не добрыми штуками. Можно сказать, мол, конструировал бы лучше мосты, дома, стиральные машинки....
Можно сказать, и хотелось бы, чтобы только этим и занимались конструкторы. При одном условии: конструкторы всего мира.
А пока в этом самом мире человеческая агрессия не изжила себя, пока она присутствует в наших организмах как атавизм и рудимент, то и наше добро должно быть с кулаками и автоматами.
С одним условием: для защиты. Но!!!! Не для нападения!
По поводу автомата Калашникова хочу сказать отдельно.
Если ППШ или ППС действительно защищали нашу Родину во время Великой Отечественной, то АК был создан уже после её окончания и служил не столько для защиты и обороны, сколько для решения всяких очень сомнительных конфликтов. Хуже того: наша страна продавала это смертельное оружие тем людям, которым и рогатки в руки лучше было не давать.
Так что прав Калашников: его детище, в отличие от детища Шпагина, работало не на добро, пусть и с кулаками, а только на зло.
Не повезло Михаилу Тимофеевичу...
А вот Шпагин Георгий Семёнович вполне может быть прощён Высшими силами...

09:07 09.08.2025(1)
Алиса Деева
Не его это детище.
15:33 09.08.2025(1)
Алексей Осидак

Алиса, не Калашникова?
Ну... компиляция, конечно...
В любой профессии пользуются наработками предшественников.
Впрочем не мне быть ему адвокатом.

Или Вы, Алиса, вообще, имели в виду Шпагина?
Тут судьба. Ему повезло, в том, что, в отличии от стрелялки-убивалки Калашникова, его детище пошло на благое дело.
А вообще, профессия создателя оружия - не самое лучшее ремесло из тех, что могли выбрать юные башковитые конструкторы, согласен.
15:40 09.08.2025(1)
Алиса Деева
Там не только наработки. Целая шарага над автоматом работала, а приписали одному Калашникову, который там даже не был ведущим разработчиком.
17:11 09.08.2025
Алексей Осидак

Да, читал я про это. Значит так оно и есть...
21:35 28.07.2025(1)
Алёна Шаламина
Да, смутно вспомнила и нашла:  
«По плодам их узнаете их».
(Евангелие от Матфея 7:16)
Так что возможно, что и Калашников, и Шпагин будут судимы по «плодам».
21:40 28.07.2025(1)
Алёна Шаламина
И ещё:
«И воздастся каждому по делам его».
(Римлянам 2:6)
Это более обнадёживающее - по делам, а не по результатам (не по плодам).

«Суд без милости не оказавшему милости».
(Иаков 2:13)


22:13 28.07.2025
Алексей Осидак

Да, Алён, правильные вещи писаны нам
Гость21:20 08.08.2025
Ой, Леша, это такая сложная и больная тема... Мы теперь можем высказывать свое мнение сколько угодно - и такое..., и другое... А как оно было ТОГДА на самом деле? Доподлинно узнать вряд ли возможно... Война - страшная мясорубка. Любая и везде. Во все времена. И та -  с маршалом Жуковым, и нынешняя - без маршала Жукова... А сама эта работа - замечательная. Больно. Горько. Но перечитала несколько раз, но как такое не принять и не понять??? 
22:20 25.07.2025(1)
1
Галина Данилова
И я костьми за это лягу,
И кости выложатся в строчку:
"Войны не может быть во благо! "
И всё. И череп вместо точки.
 - мне это понравилось!:))
А в остальном - судить трудно.
22:26 25.07.2025
Алексей Осидак
Большое спасибо, Галина! 

Только в этом стише нет таких строк ))))
Да, это мой девиз или лозунг, именно поэтому я и выложил эти строки на, скажем так, обложку своей странички.

И потому мне втройне радостно, что вы оценили эти мои слова! 
23:10 21.07.2025(2)
1
Моряна (Галина Димитрова)
Сложный вопрос. Но ведь существуют стратегия и тактика, наверное, возможно отыскать какие-то ходы, чтобы не гнать солдат по минным полям. Где-то читала, что по минным полям пускали лошадей, чтобы солдаты уже на минах не подрывались. И что интересно, в комментариях народ жалел лошадей, называя такой метод бесчеловечным. Тяжёлая тема, Лёша. Хотелось бы просто жить без войн.
05:30 22.07.2025
Алексей Осидак
Да и вообще это из области легенд.
Кто-то говорит, что советский начальник в силу своих, впитанных с молоком матери, моральных устоев, не мог бы так поступить.
А почему нет? На пулемёты лучше? Потерь при случае с минами реально меньше.
Общественности это стало известно со слов англосакса.
А они, как известно.... ))))

Речь идёт о генерале Эйзенхауэре, если что.
Можно найти про эту историю и ознакомиться. Меня она зацепила.
Галь, ловлю себя на мысли, что пишу уже не только для тебя. Дополняю упущенное ради сюжета вначале.

Шрифт изменился 



 

05:23 22.07.2025
Алексей Осидак
Придётся, всё-таки.... А не хотел...
Для маршала была важна, прежде всего, внезапность операции.
Можно было и сапёров пустить вначале, не то что лошадей, но про это узнало бы полмира, не то что немецкая разведка.
Допишу чуть позже
Спасибо, Галечка! 

10:50 21.07.2025(1)
1
Виктор Зубарев
Война, это не простая арифметика. Там везде жёстко.
12:02 21.07.2025
Алексей Осидак
Да, Виктор, это так. Но бездарный командир может погубить всё подразделение, а талантливый хоть часть, а то и половину оставить в живых. А, может быть, и куда больше половины. 
Спасибо большое! 
21:20 20.07.2025(1)
1
Владимир Свиркович
Не густо желающих ответить на Ваш непростой вопрос, Алексей, хоть Вы и подсказали ответ.
 
Если надо, очень надо,
Хоть и "так и сяк неладно",
Я отвечу так, как Вы:
Я за маршала, увы!
21:32 20.07.2025
1
Алексей Осидак

Спасибо большое, Владимир!
Я тоже за маршала, хоть "увы", хоть не "увы"....
Спасибо. 
20:57 20.07.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Наверное, не зря Жуков Парад Победы в 1945 году принимал.
Просто так Сталин бы не доверил.
Раз доверил - значит, понимал, что на коне проедет по Красной Площади НАСТОЯЩИЙ  маршал.
21:10 20.07.2025
Алексей Осидак

Спасибо, Линочка!