В Москву, в Третьяковку на Крымском валу,
Приехали сорок картин из Парижа,
Теперь мы смогли лицезреть наяву:
Дега и ван Гога, Сера, Писсаро,
Моне, Ренуара, Гогена, Коро.
Что можно сказать, каково впечатленье,
Еврей бы ответил:"Что б да, таки нет.
Но я осторожную дам им оценку:
Движение есть, русской техники нет.
Действительно, чтоб передать настроенье,
И чувства, кипящие в данный момент,
Французы придумали метод движенья,
Когда кисть художника как бы дрожит.
И след на холсте не продуманно точный,
А ищущий место - не в центре, правей,
И вот мы имеем: вокзал как в тумане,
А может в туманных волнах он левей.
Пейзаж городской,да,пожалуй,и сельский,
Импрессия здесь, даже воздух живет,
И хочется видом таким насладиться,
А вот и пастух, что за стадом идёт.
Есть что-то такое в течении этом,
Что сделало модным его насовсем,
В Европе оно закрепилось надолго,
В России понравилось, только не всем.
Да, было влечение, были восторги,
Но тем-то художники наши сильны,
Что новь изучив, не отвергли со скуки,
Нет, просто путём своим дальше пошли.
Нам могут сказать: "Реализм это пошло
И в ногу со временем надо идти".
Но в том-то и прелесть работы в искусстве,
Что каждый свой путь должен кистью найти.
Я горд, что в России дано мне родиться,
Какие титаны творили у нас:
Серов и Поленов, Васильев и Шишкин,
И Шилов, который рисует сейчас.
Весь цех мастеров очертить невозможно,
В России таланты рождались всегда,
Но только сравнив их работы с Европой,
Уверенно можно сказать: "Это-да!"
Пусть мнение русского сплошь субъективно,
Да, я очарован искусством родным,
Но это даёт мне возможность сравненья,
Когда я знакомлюсь с искусством чужим.
Визит в "Третьяковку" картин из Парижа
Во мне возбудил, как во многих из нас,
Волну интереса к искусству Европы,
Желание видеть сегодня, сейчас.
Всего один зал "парижанам" отдали,
Но здесь на ста метрах раскрылся весь мир,
Пусть мы его,кажется, раньше и знали,
Теперь в новых красках "Орсэ" нам открыл.
2006
Из коллекции музея Орсэ:
картина Клода Моне Вокзал
сен-Лазар (1877)
|
|