Произведение «Экзамен»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 34
Читатели: 339 +1
Дата:
«Экзамен» выбрано прозой недели
22.01.2024

Экзамен

Полгода его дрессировали, как цирковое животное, заставляя наизусть заучивать стихи и баллады, таблицу умножения и таблицы логарифмов, физические формулы и химические уравнения, скучные цифры и факты, вроде глубины Марианской впадины или высоты Эльбруса, и даже отрывки из философских трактатов и библейских текстов. Его, маленького мальчика, которому только этим летом исполнилось шесть лет. И пусть Дерек Петерсон считался одним из самых удивительных вундеркиндов последнего времени и любые знания схватывал налету, а мозгами пользовался виртуозно. Все равно это было слишком, и в его умной голове воцарился хаос.
В день экзамена взволнованная мама нарядила сына в строгий костюм. Черные брюки и пиджак, белая рубашка. Даже галстук повязала, отчего несчастный малыш сделался похож на миниатюрного взрослого, очень испуганного и серьезного, неловкого в своем новом, непривычном облике.
- Это очень важный день, сынок, - сказала она, заботливо поправляя сложенный треугольником белый платочек у него в кармане. – Сегодня ты сдаешь экзамен в экогимназию. Если все получится, а я не сомневаюсь, что так и будет... ты ведь такой способный, Дерек, мой маленький гений, я тобой горжусь... то ты будешь учиться в самой лучшей в мире школе, а после – станешь одним из элиты, из тех, кто спасает Землю. Ты будешь жить в раю, среди цветов и птиц, а не в этом унылом городе. И создавать рай для всех нас...
Растроганная собственными словами, она смахнула слезы. Мальчик сосредоточенно кивал.
- Ну, в общем, ты, сын, - напутственно пробасил с дивана папа, - покажи им всем! Вот так, - добавил он и потряс над головой сжатым кулаком.
Малыш слабо улыбнулся.
И они с мамой отправились в путь. Пока их автомобиль лавировал в блестящем, текущем вниз по улице потоке, Дерек смотрел в окно на высокие здания из бетона и стекла, на витрины, отражавшие солнце, на яркие рекламные плакаты и на небо, полное дронов и воздушных шаров. Где-то за городом пряталась узкая полоска леса, пыльного и чахлого, а вокруг небольшого, но чистого прудика росли камыши. Но райские цветы и птицы? От одной мысли о них захватывало дух. И мальчик откинулся на сидении и закрыл глаза, повторяя в уме цифры и формулы. Ему очень хотелось поступить в экогимназию.
В большом доме, похожем на сверкающий зеркальный куб, они поднялись на последний этаж. И если бы они посмотрели вниз, сквозь прозрачные стены, то смогли бы увидеть, как на ладони, огромный город, серый, точно одетый по форме солдат. А вдали черные и страшные промышленные окраины, торчащие кости труб и скелеты заводских построек.
Но мать и сын прошли по коридору и остановились возле двери с надписью «экзаменационная комиссия». Мама оглядела Дерека с головы до ног.
- Не волнуйся, малыш, - она слегка пригладила ему воротничок и смахнула воображаемую пыль с рукава. – Ты все знаешь. Отвечай уверенно и четко. Как взрослый. Ты ведь у меня взрослый, да?
И снова мальчик кивнул.
В комнате за столом сидели трое. Плотный мужчина, которого Дерек сразу же окрестил «жуком». Нет, усов у него не было. Но гладкая прическа напомнила мальчику жесткие черные надкрылья жука-плавунца. Молодая женщина, с волосами рыжеватыми, как мех у лисы. И другая – в очках с толстой оправой, похожая на учительницу. Такую, какой ее изображают в детских книжках.
- Здравствуй, Дерек, - ласково поздоровалась женщина-лиса. – Расскажи нам немного о себе.
- Я Дерек Петерсон, - начал мальчик бодро. – Мне шесть лет и два месяца. Я хочу учиться в экогимназии.
Взрослые за столом закивали, а Дерек запнулся, не зная, что еще сказать. Все умные слова и фразы от волнения вылетели у него из головы.
- Мы рады, - улыбнулась «лиса», - что ты пришел учиться к нам. А что ты знаешь про экогимназию? И что ты будешь делать после нее?
- Я буду спасать Землю! – выпалил Дерек.
- От кого спасать?
- От экологической катастрофы.
И тут он все вспомнил, и, слегка волнуясь, комкая в ладошке носовой платок, принялся говорить, как по писаному, цитируя по памяти длинные куски из учебников и научных статей. О восстановлении экосистем, охране редких видов растений и животных, экологической сознательности... Не то чтобы Дерек совсем не понимал, о чем ведет речь. Но главной для него все-таки оставалась простая мысль: «Я хочу спасти Землю!». А все остальное – слова и трескотня.
- Хорошо, - кивнул «жук-плавунец». – Довольно теории. Ты любишь читать взрослые книжки, да?
- Нет, я сказки люблю, - смутился Дерек.
Трое взрослых заулыбались.
- Прекрасно, - похвалил мужчина и жестом пригласил мальчика подойти ближе к столу. – Остался небольшой практический тест. Иди сюда, Дерек, не бойся. Протяни руки. Вот так. Сейчас мы проверим, что ты реально готов сделать ради спасения людей и нашей прекрасной планеты.
Малыш доверчиво приблизился и вытянул руки, сложив ладони лодочкой, как показал ему «жук-плавунец».
«Учительница» слегка откинулась назад и незаметно нажала на пульте кнопку, но Дерек этого не заметил. Он во все глаза смотрел на «женщину-лису», которая что-то достала из пластмассовой коробки – зеленое и мягкое на вид, как мамина подушечка.
- На, дружок. Осторожнее... Крепко держи. И постарайся не уронить.
С этими словами она поднялась из-за стола и положила мальчику в ладони гнездышко из веточек и мха, в котором сладко спала маленькая зверюшка. Вернее – детеныш. Это было понятно сразу, по нежной, как одуванчиковый пух, светлой шерстке, словно слегка подкрашенной лучами закатного солнца. По хрупким, как у новорожденного котенка, лапкам. По мягким зачаткам крылышек и курносому носику.
Дерек смотрел на него, затаив дыхание. Не смея шелохнуться, чтобы не потревожить чуткий сон крохотного существа.
Заговорил мужчина-плавунец.
- Смотри, Дерек, это детеныш розового лори. Пока он маленький – он не опасен. Но когда вырастет, станет очень ядовитым и агрессивным. Встреча с ним в дикой природе, возможно, будет стоить жизни многим людям. От укуса розового лори нет противоядия. Он вызывает мгновенную смерть. Но сейчас его легко убить. Сделай это, Дерек, просто сожми как следует кулачок... – и, увидев, как расширились от ужаса глаза ребенка, быстро добавил. – Или брось его в этот аквариум, - он кивнул на прямоугольный стеклянный сосуд с водой, стоящий у стены. - Лори не умеет плавать и утонет.
Мальчик в замешательстве взглянул на мужчину, потом на зверька в своих ладонях и робко спросил:
- Он взаправду умрет?
- Конечно.
Дерек сглотнул.
- Нет, - прошептал он чуть слышно.
- Что нет? Ты не хочешь убить этого детеныша и спасти людей? Детей, стариков, мужчин и женщин? Таких, как ты, как твои мама и папа?
Мальчик помотал головой.
- Но почему?
- Мне его жалко...
Мужчина быстро переглянулся с остальными и чуть прикрыл веки. Тогда заговорила женщина-лиса.
- Это еще не самое плохое, Дерек. Но этот зверек – инопланетный. Он инфицирован страшным вирусом, который передается и человеку, и многим земным животным. Лечения от этой болезни нет. Брось детеныша в аквариум – и останови гибельную эпидемию. Ну?
Крошечный зверек слабо застонал и дернулся во сне. Он тихо дышал, лежа на спине и умильно сложив тонкие лапки. Его пушистая розовая грудка вздымалась и опадала.
Дерек всхлипнул. Его глаза наполнились слезами.
- Нет...
- Значит, нет? Ты только что говорил нам, что хочешь стать спасителем Земли. Получается, ты нас обманул?
Мальчик опустил голову. По его щекам протянулись блестящие дорожки слез, но он не мог их стереть – руки были заняты гнездом с опасным и ужасным, но таким беззащитным и крохотным розовым лори.
Слово взяла очкастая «учительница».
- Послушай, Дерек, - начала она вкрадчиво, - он, вообще, не живой, этот детеныш. Это на самом деле призрак, сгусток негативной энергии, информационный вирус. У человека он вызывает духовную болезнь, а животных делает агрессивными. Еще немного – и он вырастет, войдет в полную силу и станет заражать всех направо и налево. На Земле начнутся войны, голод, а хищники станут нападать на людей. Ты ведь этого не хочешь, а, Дерек?
Малыш рыдал уже по-настоящему, судорожно всхлипывая и шмыгая носом. Его худенькие плечи тряслись. Но он не двигался с места и бережно держал в ладонях спящего зверька.
- Ладно, - вздохнул мужчина-плавунец, - хорошо... Это был тест. Ты спас детенышу жизнь. Но ничего плохого не случится. Мы вырастим его в большом закрытом вольере, где он будет жить, никому не причиняя вреда. Спасибо, и подожди немного в коридоре.
Положив гнездо с розовым лори на стол, Дерек опрометью бросился вон из комнаты. Женщина в очках выключила проектор, и зверюшка исчезла. Она была голограммой.
А в коридоре побледневшая мама, утешая, баюкала на коленях зареванного малыша.
- Ничего, сынок, не расстраивайся. Бог с ней, с экогимназией. Они еще оценят тебя... не сейчас, так потом. Ты же у меня умник, маленький гений... Ты себя еще покажешь. Я в этом даже не сомневаюсь. А жизнь – такая длинная. Знаешь, сколько в ней еще будет проваленных и сданных экзаменов?
- Я не смог, - плакал Дерек, - прости меня, я не смог... Он такой... такой маленький! И ведь он ни в чем не виноват! Он просто спал! Он не знает, что вырастет большим и опасным! Но я его спас, – прошептал малыш и вытер слезы.
Распахнулась дверь, и в коридор вышли члены приемной комиссии. Улыбаясь, они пожали руки сначала маме, а потом – вконец оробевшему мальчику.
- Поздравляем, Дерек Петерсон. Ты принят!


Реклама
Обсуждение
16:46 22.01.2024(1)
А мне не понравилась идея рассказа. Если я её правильно понял.
Нечто подобное я уже читал в каких-то фантастических рассказах и мне всегда подобное казалось извращением.
Я вижу в противоречие в действиях проверяющих.
Если бы это были люди с гуманными целями, они бы никогда не использовали подобную проверку.
Такую проверку проводят только при приёме на работу в камеру пыток.

А реализация идеи вполне себе нормальная.
За идею 2, за реализацию 5.
Гость18:21 22.01.2024(2)
А зачем при приеме на работу в камеру пыток такая проверка? Не вижу логики. Как и обоснования того, почему гуманные люди не могли устроить подобный экзамен. Но это Ваше мнение, я его понял.
18:57 22.01.2024(1)
Про камеру пыток я пошутил. Туда боле сложный отбор. В камере пыток могут работать только те люди, которые ни при каких условиях не расскажут о своей работе и, которые могут хладнокровно относиться к страданиям людей.

Гуманные люди потому и гуманные, что не могут причинять страданий другим людям и даже не могут быть хладнокровными свидетелями чужих страданий. Это следует из самого понятия гуманизм.
Обоснованием гуманизма является его смысл. Тут доказывать ничего не надо, это аксиома.
19:06 22.01.2024(1)
Это какой-то бесхребетный гуманизм, нежизнеспособный. Если на то пошло, то любой экзамен причиняет страдания и почти любая учеба или работа (отнимает свободное время, заставляет делать или учить то, что человеку в данный момент не хочется). Опять же суды и уголовные наказания. Конечно, они причиняют страдания, но без этого в обществе наступит хаос и люди начнут жить по законам джунглей, когда сильный пожирает слабого. И мир захлебнется в страданиях ещё больших. 
Про камеру пыток ничего не могу возразить, слава Богу, никогда там не был.
20:51 22.01.2024(1)
1
У гуманизма нет иного толкования, кроме того которое есть. Спорить здесь не о чем.

"Экзамен - проверочное испытание знаний при успешном результате которого приобретаются какие-либо официальные права".
Почему он должен причинять страдания?
Наоборот, на экзамене предполагается создать такие условия испытуемому, в которых он сможет наилучшем образом показать свои знания.
А учеба или работа, которая заставляет делать или учить то, что человеку не хочется, говорит о том, что человек занимается не своим делом.
Для человека, который может выбрать себе учёбу и работу по своему вкусу, и то и другое доставляет удовольствие - это суть человеческой природы.
Наказания причиняют страдания, но через них человек приходит к пониманию необходимости соответствовать общепринятым требованиям.
А законы джунглей - самые справедливые законы.
21:46 22.01.2024(1)
Законы джунглей и гуманизм как-то не совместимы, не находите? А впрочем, не вижу смысла спорить. Вы меня ни в чем не убедите. Да и я Вас убеждать не собираюсь. Выслушали друг друга - и хорошо.
22:48 22.01.2024(1)
Основные законы джунглей по произведению Киплинга «Маугли»: 1) «Мы с тобой одной крови!» – самый главный Закон Джунглей. (этот закон означает, что в природе все равны) 2) Не убивать ради забавы, только ради еды. 3)Не нападать ни на кого на водопое во время засухи, пожара. 4)Днём отдых, ночью охота, не оставь собратьев голодными. 5)Слово вожака -закон, вожака выбирает стая. 6)Не отбирать добычу у слабых, не трогать людей и их детёнышей.
22:59 22.01.2024(1)
1
Мы же говорили не про Маугли, а про человеческое общество. А в человеческом обществе этот фразеологизм толкуется иначе, а именно, как "выживает сильнейший" и "каждый сам за себя". Общество, живущее по закону джунглей - это общество произвола и насилия.
01:11 23.01.2024(2)
Маугли - человек.
А "закон джунглей" трактуется так, как трактует его автор.
Других трактовок я не знаю.

"Каждый сам за себя". Оказывается, эту фразу не получится найти в произведении Редьярда Киплинга «Книга джунглей». Она (впрочем, как и фраза «Акела промахнулся») была придумана при создании советской мультэкранизации книги. Теперь этот закон джунглей помнят все, кто хоть раз видел знаменитый мультфильм про Маугли.

"Выживает сильнейший", это о эволюции Дарвина.
01:33 23.01.2024(1)
Я увидел дополнение. На самом деле я говорю не о книге или мультфильме по книге Киплинга. А о том, в каком значении этот фразеологизм ( да, фраза уже стала фразеологизмом) употребляется в современном языке. Только и всего. Первоисточник меня не очень-то интересует как таковой.
01:42 23.01.2024(2)
Джон! Но ведь ваше толкование словосочетания "закон джунглей" неверное.
Эта фраза имеет совершенно определённое значение. А вы наверное не читали "Маугли", слышали эту фразу от ребят во дворе, которые советский мульфильм смотрели. А делаете выводы как заправский философ. У меня возникло ощущение, что вы ещё среднюю школу не закончили.
Желаю успехов в творчестве!
13:44 23.01.2024(1)
1
Евгений, а Вы кроме "Маугли" ничего не читали? Неужели это Ваша настольная книга? Почитайте для разнообразия что-нибудь ещё или в словарь хотя бы загляните: https://ru.m.wiktionary.org/wiki/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B9 (не знаю, как здесь давать ссылки, получаются некликабельные, наберите просто в Гугле Викисловарь) 
И не доверяйте своим ощущениям, довольно глупо делать выводы о личности собеседника, совершенно его не зная.
14:47 23.01.2024(1)
https://ru.m.wiktionary.org/wiki/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B9

Вверху поля для комментария есть значок с зелёным плюсиком, туда и вставляете ссылку, тогда она становится кликабельной.
14:56 23.01.2024
Галина, спасибо большое, понял. Я новый здесь автор, еще не освоил весь функционал.
11:02 23.01.2024
01:24 23.01.2024(2)
Незнание закона не освобождает от ответственности.:) 
Я думаю, формулировку можно найти в любом словаре. Или в художественной литературе, не только у Киплинга.
11:02 23.01.2024(1)
"Формулировку" придумал Киплинг. Так же как придумал персонажа Маугли, всех остальных и всю эту историю.
А история эта о том как человек выживает в обществе, и все эти животные, о которых пишет Киплинг, это люди, так же как в басне "Мартышка и очки" речь идёт не о мартышке, а о глупом человеке.
Это такой художественный приëм - изображать людей используя образы животных.
Поэтому и словосочетание "закон джунглей", это не о джунглях, а о человеческом обществе. А посколько в истории о Маугли победу одержало добро, это говорит о справедливости "Закона джунглей".
Вы не поняли о чем речь в истории о Маугли.
Я думаю, теперь вам всё стало ясно и вы будете знать в каких случаях применять понятие "Закон джунглей".
Всего вам хорошего.
13:53 23.01.2024
Не важно, кто одержал победу в истории Маугли, под законом джунглей понимается вполне определенное социальное устройство. Вы считаете его справедливым, я это понял. Мне подобное понятие о справедливости чуждо, так что мы с Вами в этом споре ни о чем не договоримся, это бессмысленно.
И Вам желаю всего доброго.
01:29 23.01.2024
Я дополнил комментарий.
18:54 22.01.2024(1)
Это был мой комментарий. Прошу прощения, слетела авторизация.
20:53 22.01.2024
Я это понял. Извинения излишни.
14:16 22.01.2024(1)
2
Довольно жестоко ребёнка ставить перед таким выбором. Думаю, что мама и не предполагала какой экзамен должен выдержать её сын. Для меня это картина возможного будущего. Мир становится жестоким и бессердечным.
15:52 22.01.2024
2
Ирина, спасибо большое! Да, экзамен для ребенка жестокий. Хотя с другой стороны, это, возможно, тот случай, когда цель оправдывает средства. Отобрать правильных людей для важной миссии - необходимо. А сколько в мире жестокости совершенно бессмысленной?
12:45 20.01.2024(1)
2
Замечательный рассказ, Джон. Неужели только дети не измеряют мир с точки полезности и "неполезности" того или иного явления или объекта-субъекта? Рассказ глубок. Ведь он не только о том, что у малыша оказалось доброе, чистое и сострадательное сердце.
Он ещё и о том, как тщеславные родители порой воруют детство у своих детей ради собственного апломба.
13:36 20.01.2024
1
Спасибо большое за отклик! Да, рассказ, конечно, ещё и об этом. Тщеславных родителей много. А как именно измеряют мир, наверное, ещё и от личности зависит, от воспитания, от каких-то врождённых свойств.
00:18 20.01.2024(1)
Хороший, добрый и интересный рассказ! 
00:21 20.01.2024
Алексей, спасибо огромное за отклик!
21:02 17.01.2024(1)
В который раз убеждаюсь - Вас читать - одно удовольствие.
21:12 17.01.2024
Галина, спасибо большое! Рад Вам всегда! 
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама