Произведение «1965 год. Норильск. Школа. 2-й класс. Сменная обувь. Вовка»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Вовкины истории. Книга первая
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 292 +1
Дата:

1965 год. Норильск. Школа. 2-й класс. Сменная обувь. Вовка

2-й класс. Сменная обувь
 
  В конце августа начались моросящие дожди. Каникулы закончились. Пришел сентябрь. По утрам лужи во дворах и возле школы были покрыты ледяной корочкой, вполне выдерживающей малышню. Поэтому мальчишки-второклашки и третьеклашки, ходившие в школу уже самостоятельно, без опеки родителей, старших братьев или сестер, старались воспользоваться этой свободой и ледяной возможностью: разбежавшись по островкам замерзшей земли прыгнуть на зеркальную гладь бывшей лужи и прокатиться по льду. Особым шиком было - удержаться на ногах! Ни всем и не всегда это удавалось. Ранец за плечами не мешал катанию и сумка со сменной обувью, болтающаяся на руке или зацепленная за ранец, тоже была лишняя. А так как лед был еще не такой толстый, то падение на него и удар ранцем или какой либо частью тела о лёд грозило возможностью оказаться мокрым и грязным. Но это не пугало и не смущало большинство мальчишек - это было их северным азартом, своеобразной закалкой и получением определённого житейского опыта. До того момента, когда выпадет снег и уляжется толстым слоем, это занятие было одним из самых интересных. Это уже потом, чуть позже, зальётся каток на летнем футбольном поле.
  А сейчас... Ух! Ах! Ох! Бух!
  И как бы ни была хорошо замерзшей земля, но в школу без второй сменной обуви первые недели три не пускали. В вестибюле школы на первом этаже один вход на верхние этажи перекрывался на замок, а на втором входе всегда стояли дежурные старшеклассники в красных галстуках и с красными повязками на рукаве и они тщательно осматривали каждого школьника, чтобы без сменной обуви ни-ни. У ребят из младших классов они ещё и уши просматривали, руки и ногти на руках, на отсутствие их чистоты или наличие грязи. Так что приходилось утрами хорошо умываться и мыть руки, ну и носить сменную обувь, а потом переобуваться в вестибюле и выстраиваться в очередь для прохождения контроля!
  Вовке и его друзьям эта процедура не нравилась: столько времени пропадало зря! Так можно было бы до начала уроков еще поиграть в рекреации в разные игры, футбол гуттаперчевым мячиком погонять, а тут стой...
  И Вовка с друзьями придумали - как не носить с собой эту противную 'сменку' и обойти 'контроль'! Было испробовано несколько способов. Вначале бралась одна холщовая сумка со сменной обувью на семерых ребят. Один проходил через 'дежурных' как и положено, показывал эту сумку и, поднявшись на этаж выше, выбрасывал её в форточку стоящим на улицу друзьям. Так повторялось шесть раз. Идея была интересная сама по себе, но последний из их компании, отстояв длинную очередь у входа, поднимался к ним, почти перед началом урока. Это было не очень интересно. Нужен был другой план!
  И они его придумали.
    


  Все двери в школе были стеклянными, и так как лестничные клетки находились в противоположных концах школы, а дежурные стояли только у одних дверей, то можно было пройти через вторые двери! Пусть даже они и были закрыты на замок. Не беда! Для этого, в одну из перемен ребята решили 'провести секретную операцию': сначала они аккуратно с помощью отвертки освободили стекло в одной 'шипке' двери от штапиков, затем чуть-чуть закрепили эти штапики на пару гвоздиков - для быстроты снятия стекла.
  На следующий день было решено опробовать свой план в действии. Они приходили чуть пораньше, и один из них проходил через контроль, как и в первом случае, затем быстро пробегал по второму этажу в противоположную часть школы, спускался на первый этаж к закрытой двери, вынимал стекло. Друзья, прикрывая друг друга от лишних глаз, один за другим проскальзывали через это отверстие, а последний вставлял стекло на место. Потом на каждой перемене они обсуждали, как всё 'ловко' проделали. На третий или четвертый день Вовка решил, что нужно в это 'дело' внести что-то этакое, интересное. Пока первый проходил со сменкой, и бежал через второй этаж, Вовка медленно ходил вдоль шеренги ребят и девчонок, стоящих в длинной очереди и в шутку спрашивал то у одного, то у другого:
  - У тебя лишней 'сменки' нет, а!? А то я - забыл!
  Потом он быстро возвращался к своей компании, проскальзывал через подготовленную лазейку, пробегал по второму этажу, спускался по лестнице, становился на площадке между первым и вторым этажом у окна и смотрел, как школьники проходят 'досмотр'. Когда мимо него проходили те, у кого он минут пять назад 'спрашивал про сменку', Вовка говорил:
  - Ну вот, видишь, ты еще только прошёл, а я уже здесь! Вот так-то! Учитесь!
  Реакция школьников на такое Вовкино 'перемещение' была разная: удивление, восхищение и непонимание, как это такое может быть? Конечно, долго эти фокусы не могли продолжаться. И вот однажды через недели полторы или две их веселая и дружная компания, войдя в школу, увидела следующую картину: возле их потайного лаза стояли директор Пуговкин Владимир Иванович, учитель труда и двое дежурных старшеклассников, а из отверстия в двери вместо стекла торчала половина школьника, который болтал ногами, пытаясь или вылезти назад, или пролезти вперед. Ни то, ни другое у него не получалось. Он застрял!
  Смотреть на это было смешно. И как-то немного грустно, а вдруг и это был бы ты!
  Вокруг собрались школьники, смотрели на это и смеялись.
  На следующий день директор отменил дежурства и обе двери с тех пор не закрывались. Вход всегда был свободен!
  Школьники очень уважали своего директора школы. Про него ходили слухи, что во время войны он служил в разведке. А для мальчишек это было самое лучшее доказательство того, что Владимир Иванович - это очень хороший, смелый, справедливый и честный человек.
  Сентябрь 1965г.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама