Дневник инструктора райкома КПСС. 19. Марш Мендельсона.
Старший лейтенант милиции Ваня Степанов дружил с красивой и стройной смуглянкой Яной. Но почему-то жениться не торопился, хотя было им уже под 25. И вот в июле Яна с подружкой поехала в отпуск на Чёрное море, а старшего лейтенанта не отпустили дела. Уже в первую неделю отсутствия Яны Ваня понял, что доступных женщин в его посёлке гораздо больше, чем он мог предположить. «Красивая и смелая» Анна положила глаз на перспективного офицера милиции. Ей всегда нравились высокие парни, а Ваня по всем параметрам был хоть куда: высокий, красивый блондин богатырского телосложения.
Летними короткими ночами каждый из молодых строил разные планы относительно своего и общего будущего. Ваня ждал приезда Яны, которая нравилась ему больше других женщин. Её отсутствие убедило его, что он должен наконец-то сделать ей предложение. Но у «красивой и смелой» Анны были другие планы. Упускать такого мужика она не собиралась, хотела удержать его любой ценой, и перед самым приездом Яны Ивану было объявлено, что он будет отцом. Ваня отмахнулся от этого сообщения, поскольку в его планы это не то что не входило, а не входило абсолютно. Как поступают в таких случаях англичане: «Когда леди говорит: «Ты же обещал на мне жениться!», истинный джентльмен не отвечает: «Мало ли что я на тебе обещал!» а уходит по-английски», - но всё дело было в том, что Ваня ни ей, ни на ней ничего не обещал, сознательно избегая подобных разговоров.
Анна же со слезами рассказала о беременности своему отцу. Наутро её отец, секретарь парторганизации небольшого завода пошёл на приём к другому секретарю парторганизации, с которым часто встречался на пленумах и совещаниях – в районный отдел внутренних дел. В тот же день заместитель начальника РОВД по партийно-политической работе и секретарь партбюро вызвали старшего лейтенанта на беседу, или, как говорили тогда, «на ковёр».
Партийные организации активно вмешивались в дела семейные. Часто этим пользовались отчаявшиеся женщины. Стоило ей написать письмо в райком, что её муж пьёт и не приносит домой деньги, как выпивоху после непродолжительной проверки изгоняли из партии. Считали, что это вредная привычка, от которой можно избавиться, и никак не серьёзное заболевание. Алкоголизм, как и дизентерию, должны лечить врачи, а не партийные комитеты. И за помощью нужно обращаться нужно не в общественные, а в медицинские учреждения. А вот после излечения алкоголизма для исключения возможных рецидивов нужно поменять образ жизни, предстоит трудная работа с излечившимся и с его созависимым окружением. Тут общественность может помочь. После изгнания из партии пить алкоголик не переставал, но карьера его на этом заканчивалась. Изгнанного могли взять только на рядовую должность. Доходы семьи резко снижались, но как винить в этом отчаявшуюся женщину? Некоторым «красивым и смелым» помогали выходить замуж профсоюзные, комсомольские организации, в армии – политотделы, а в институтах – студенческие советы.
Ване прямо сказали: женись или уходи из органов. И зазвучал для Ивана и Анны торжественный марш Мендельсона, хотя для старшего лейтенанта он звучал как траурный. Его состоянию сейчас больше соответствовал Шопен со своей третьей частью сонаты №2. Уже через некоторое время Яна простила своего наречённого, и они стали встречаться тайно, в условиях глубокой конспирации. Поскольку телефонов у них не было, друг Вани Саша вызывал из дома Лилию, подружку Яны, та вызывала Яну, и вся компания ехала отдыхать. Анна вскоре поняла, что насильно милой не будешь и Ваню не удержишь никакими парткомами и политотделами. Она подала на развод. И Иван женился на Яне, теперь у них большая, дружная семья. Анна же замуж так и не вышла. Её единственный сын пошёл по стопам отца – стал милиционером.
1977-1999.