Дневник инструктора райкома КПСС. 42. Автоинспекторы.
Инструктор райкома партии Сергей Сергеевич Смирнов-Ростовцев ранним июльским утром поехал на рыбалку на мотоцикле с коляской. Перед самым постом ГАИ у «Днепра» неожиданно погасла фара. Ни ближнего, ни дальнего света не было. В те времена езда на мотоциклах «днём с огнём» ещё не была обязательной. И хотя из-за горизонта начало медленно выплывать огромное дневное светило, инспектор ГАИ Свешников остановил мотоциклиста. Инструктор предъявил водительские права, удостоверение инструктора райкома партии. Гаишнику, во что бы то ни стало, хотелось показать, что на дороге он главнее:
- Зачем ты мне это райкомовское удостоверение показываешь? Оно мне не нужно! – инспектор считал, что может обращаться на «ты» к любому водителю.
- Чтобы не говорили потом, что не знали, кого остановили.
Водительские права инспектор забрал, пояснив, что хоть солнце уже и взошло, но транспортное средство двигается в условиях ограниченной видимости. На следующий день инструктор зашёл к начальнику ГАИ Петухову, тот выписал квитанцию на пять рублей – штраф за нарушение. После оплаты штрафа в сберкассе инструктору райкома вернули права. Гаишники остались довольны: они поставили на место партийного работника. Показали, кто на дороге хозяин.
Вечером была выпивка у замполита в кабинете. Начальник автоинспекции Петухов во время красочно рассказал об этом случае замполиту районного отдела, как о важном показателе укреплении авторитета милиции. Шли обычные в таких случаях разговоры о женщинах, о произведенных и предстоящих кадровых перемещениях в районе. Замолит похвастался, что вчера услышал новый тост в райкоме партии и теперь огласил его:
- В суровых условиях Сибири Машка-экскаваторщица копала траншею и неожиданно ковшом отодвинула плиту. Из любопытства она спустилась в открывшееся подземелье. Там в саркофаге лежал молодой красавец император. Он был так свеж, так хорошо сохранился, что Машка не выдержала и поцеловала его. И тут случилось чудо: молодой красавец император ожил. Он поднялся и сказал, что после того, как исполнит шестнадцать её желаний, снова станет властителем всего мира. Машка ненадолго задумалась и попросила его исполнить одно её желание шестнадцать раз. Молодой красавец император исполнил восемь раз Машкино желание и скончался. Так выпьем же за Машку-экскаваторщицу, избавившую мир от очередного тирана!
Работа в милиции довольно нервная, требует разрядки. Некоторые сотрудники и выходят из стресса с помощью алкоголя. О кабинетах психологической поддержки пока идут только разговоры.
Через неделю закончился отпуск инструктора райкома партии Смирнова-Ростовцева. Приступив к работе, он проверил все постановления бюро райкома партии, стоящие у него на контроле. Одно из них: «О работе парторганизации РОВД по повышению безопасности движения на дорогах района» отложил в сторону, остальные вернул в сейф. В тот же день у заведующего отделом был согласован вопрос о заслушивании информации секретаря партбюро милиции по выполнению этого постановления. Вопрос включили в повестку дня заседания бюро райкома на следующий месяц. Процесс пошёл. Секретаря партбюро и замполита пригласили в райком и проинформировали о предстоящем слушании.
В рамках контроля работы парторганизации милиции по выполнению постановления бюро райкома партии работу ГАИ проверил помощник прокурора района и написал справку о результатах проверки. Цифры упрямой статистики были неутешительны. В районе по итогам первого полугодия по сравнения с тем же периодом прошлого года возросло количество ДТП, в том числе и со смертельным исходом, в авариях погибло на два человека больше. Такие показатели никакими восхвалениями проделанной работы не опровергнешь. Все карты биты заранее, хотя работник прокуратуры и постарался не заострять внимание на недостатках.
На заседание бюро райкома партии пригласили начальника РОВД, его замполита, секретаря парторганизации и начальника ГАИ. Поскольку слушание проходило в рамках контроля, выступления и письменной информации от инструктора райкома Смирнова-Ростовцева не требовалось. Он скромно просидел всё заседание «на скамье» для приглашённых – длинном ряду составленных вместе стульев, внешне безучастный ко всему происходящему. Ознакомившись с запиской помощника прокурора, члены бюро стали задавать людям в погонах неприятные вопросы: почему на личных автомобилях работников автоинспекции государственные номера заканчиваются двумя нулями, почему работников инспекции можно встретить в форме где угодно, даже за пределами района, на знаменитых целебных озерах, но только не на трассе. И главный вопрос, почему после принятия постановления бюро по отчёту парторганизации о работе по повышению безопасности движения возросла аварийность в районе, смертность в ДТП, и даже погиб ребёнок, чего не случалось с детьми в последние три года, тем более на пешеходном переходе. Первый секретарь райкома партии Солин Виталий Дмитриевич со свойственной ему прямолинейностью высказал коммунистам в милицейской форме все претензии, что у него накопилось по их работе. Вспомнил пьянки личного состава, семейные дебоши, громкие постельные скандалы, тяжкие дорожно-транспортные происшествия. Работу парторганизации по выполнению постановления бюро признали неудовлетворительной. Исполнителям «поставили на вид» - был такой вид партийного взыскания.
Вечером в РОВД состоялся «разбор полётов». Замполит успел доложить начальнику о том, что автоинспектор забрал водительские права инструктора райкома партии, у которого это постановление стояло на контроле, а начальник ГАИ Петухов оштрафовал его на половину дневного заработка за нарушение, которое не было безусловным. Но не будет же инструктор райкома партии подавать на ГАИ в суд. Главный милиционер района в быстро вошедшей в моду манере Солина, но значительно громче законодателя этой моды, орал на автоинспектора Свешникова, перемешивая нецензурные выражения с блатными. В переводе на русский письменный язык их разговор звучал так:
- Какая там «ограниченная видимость», когда солнце взошло? Ты что, приболевший мелкий хищник, не знал, что он инструктор райкома партии, когда останавливал его уже после восхода солнца за невключенный ближний свет?
- Знал, он показал мне удостоверение. Но именно партия учит нас, что дисциплина на дорогах должна выть одной для всех.
- А почему ты, маленькая собачка женского пола, своего брата, такого же приболевшего мелкого хищника, пришёл ко мне спасать от лишения прав, когда его в соседнем районе поймали за рулём в пьяном виде? Он на ногах стоять не мог, из машины в лужу вывалился. Тогда ты думал, что дисциплин на дорогах должно быть две, и одна из них – только для таких, как ты и твой брат! Своя, персональная! В следующий раз со мной пойдёшь в райком на заседание бюро! Нет, не пойдёшь! Тебя, приболевшего мелкого хищника, туда на порог не пустят. Ты у меня на пенсию пойдёшь! Досрочно! Не в ту сторону смотришь. Безопасность на дорогах нужно улучшать, а не показывать всем подряд, кто на дороге главный. Этот инструктор мог не вспомнить про постановление бюро, стоящее у него на контроле, если бы вы с Петуховым оштрафовали его справедливо. Я его знаю, он честный, порядочный человек! И с милицией у него всегда были самые добрые отношения. Ещё до работы в райкоме он был дружинником. Мы его грамотой наградили за то, что он подставил ножку одному пьяному дураку с ножом, и тот упал, не добежав до нашего сержанта всего два метра. Сейчас никому не докажешь, что нас заслушали несвоевременно, из-за личной обиды. Наоборот, райком партии заслушал нас вовремя, когда безопасность на дорогах резко ухудшилась. Показатели нужно улучшать, а потом уже амбиции свои выказывать. А вы с Петуховым даже из бывших дружинников своими действиями делаете недоброжелателей, независимо от занимаемой ими должности. Как дальше собираетесь сотрудничать с населением в борьбе с преступностью?
Содержание этого разговора, сдобренного не одной дюжиной непечатных выражений, стало известно Смирнову-Ростовцеву уже на следующий день. У райкома партии были в милиции свои «доверенные лица».
В третьем квартале безопасность на дорогах района повысилась, аварийность снизилась, обошлось без смертельных случаев. Инспектора ГАИ не отправили на пенсию. В начале следующего года по предложению инструктора райкома Смирнова-Ростовцева постановление бюро райкома было признано выполненным и снято с контроля.
Через неделю после снятия с контроля постановления инспектор ГАИ Угрихин отобрал водительские права у личного водителя депутата Верховного Совета СССР, директора передового совхоза за то, что тот заехал «под знак» и высадил своего шефа непосредственно у здания райисполкома, они торопились на сессию районного Совета. Пути подъезда к райисполкому были давно перекрыты дорожными знаками по распоряжению Солина, но все знали, что это ограничение не для всех. Последовал немедленный вызов главного милиционера района на ковёр. Сначала Солин рассказал начальнику РОВД примерно всё то, что тот рассказывал полгода назад своему автоинспектору и в тех же непечатных выражениях про мелких хищников, приболевших диареей, монорхизмом и чудом переживших лоботомию. Самое вежливое выражение было: «Твоё мнение здесь настолько ценно, что не помешало бы тебе хранить его при себе!»
Потом уже разбор полётов состоялся в РОВД, с применением самой тяжёлой артиллерии непечатных терминов и блатного жаргона. И перевели инспектора охранять госбанк. Место тёплое, но не «взяткоёмое».
Всё это было бы очень смешно, если бы это было не про нас. А так, «за державу обидно».
Август 1985.