Дневник инструктора райкома КПСС. 70. Школьный музей.
«Социализм победил полностью и окончательно».
Из Устава КПСС.
Инструктор орготдела рассказывал в обеденный перерыв «товарищам по оружию» одну историю:
- В одном старинном селе за Обью в восемнадцати километрах отсюда была восьмилетняя школа. Сейчас это село уже в другом районе, и школа там только начальная. В 1964 году к началу учебного года туда прислали после окончания института нового директора школы, историка. Его звали Лев Михайлович Гильдернштейнбергер. Произнесение его фамилии было камнем преткновения для учеников и их родителей, а в первое время и для учителей этой школы. Новоиспечённый директор развил бурную деятельность: организовал исторический кружок, привёз проекционный фонарь, кинопроектор, в школе демонстрировались учебные фильмы, из которых школьники узнавали много нового. Ученики впервые увидели новые материалы: ДВП, большие листы оргстекла, пластиковые трубы.
Одним из его главных начинаний был школьный музей. За весьма непродолжительное время школьники старинного села натаскали в музей всяких «ненужных» вещей. Здесь были давно прохудившиеся старинные самовары, невиданных размеров медные ключи от пудовых замков, сами замки, бронзовые подсвечники, ржавый наган, старинные часы. Но больше всего школьники натаскали «никому не нужных» старинных монет, давно вышедших из обращения. Музей открыли в школьном коридоре. В небольших стеклянных витринах размещались экспонаты. Через год площадь музея сократили, а потом он совсем исчез.
Моё отношение к этому поступку директора было не всегда одинаковым. Сначала я искренне старался пополнить музей, принёс большой медный ключ, несколько монет. Затем, будучи постарше, понял, что историк просто обогатился на антиквариате и нумизматике. Теперь я считаю, что другого способа сохранить старинные вещи этого далёкого от областного центра села просто не было. Государственные музеи туда не заглядывали. Один раз, двое одетых в полувоенные френчи мужчин расспрашивали мальчишек, где находится яма, похожая на окоп. А мы вспомнили про такую яму позже, когда они уже уехали. Что искали: клад местного купца, золото Колчака – неизвестно. И были ли эти люди из музея? Больше никто старинными вещами и кладами не интересовался. Монеты всё равно бы растерялись со временем, самовары школьники сдали бы в металлолом. Деревянные вещи просто бы сожгли из-за их ветхости. Историческое наследие было бы утрачено навсегда. У государства не до всего доходили руки.
А этот, знающий истинную ценность и стоимость старинных вещей человек сохранил их для общества. Они будут в частных и почти честных руках, но их будут видеть коллекционеры, специалисты, друзья, родственники, а возможно, будут приобретены и музеем. Этот использующий «методы Великого Комбинатора по относительно честному отъёму денег» историк спас небольшую часть исторического наследия человечества, как ни странно, для самого человечества. Это противоречиво: украсть у общества, чтобы сохранить для общества. Но был ли другой реальный способ?
Октябрь 1987