Поскольку первый класс учился в одном кабинете с третьим, а второй с четвёртым, то всегда было интересно слушать, что изучают более старшие ученики. В начале второго класса я рассказал родителям, что изучали четвероклассники по истории, там шла речь об археологических раскопках у Красных камней, где жили в пещерах древние люди. Дома мне посоветовали не отвлекаться и заниматься заданиями своего класса.
В первом классе нам рассказали, что нужно здороваться: "Когда встречаешь учителя или ещё какого знакомого взрослого, нужно обязательно поздороваться". Я понял это очень буквально. Однажды я обогнал учительницу по пути в школу и не поздоровался. Она ведь шла попутно. И получил замечание. Сейчас бы я объяснил всё обстоятельно, почему я так поступил, а тогда я понял, что неправ, что здороваться нужно и при обгоне, поэтому промолчал.
Очень часто в школе пели песню "Тропинка". Весь текст я не запомнил, поэтому пришлось прибегать к помощи Интернета. Текст песни «Тропинка школьная моя».
Вьётся белая тонкая нитка
По ковру зелёных полей.
Это тропка от школьной калитки,
Каждый день я шагаю по ней.
Припев.
Тропинка первая моя,
Веди от школьного порога,
Пройди все земли и моря
И стань счастливою дорогой!
Тропинка, тропинка,
Тропинка школьная моя!
В школе радости первых открытий,
Край родной я здесь узнаю...
Вот идёт наш любимый учитель,
Тот, кто отдал нам юность свою.
Мой товарищ по классу, по парте,
Не одну встречать нам весну!
Целый мир перед нами на карте,
Мы откроем свою целину!
День настанет, простимся со школой,
Выпускной окончится год.
И отсюда тропинкой весёлой Навсегда наше детство уйдёт...
Девчонки играли в "клетки". На обломки кирпичей укладывались две-три доски, образуя незамкнутый квадрат. А на доски раскладывали осколки битой посуды: фарфоровой или хрустальной. Особую цену у них имели фарфоровые осколки с рисунком. Собирали они их почему-то по большим огородам, когда земля уже почти просохла после снеготаяния, перед вспашкой для посадки картофеля. На маленькие огороды, где садили другие овощи, как правило не заходили.
В Осихино в те времена жила семья высланных из Латвийской ССР. В деревне их звали чаще по национальности: латыши. Видимо, кто-то из них слишком почтительно относился к фашистам, сотрудничал с ними. Дети родились уже после войны, самый старший учился класса на три раньше меня. Вся беда их детей была в том, что родители дома принципиально не разговаривали по-русски. Дети плохо знали язык, не успевали за школьной программой, часто получали двойки. Среди школьников даже ходил вопрос, который они задавали друг другу, если кто-то что-то не понимал: "Ты что, латыш?" Когда сейчас я встеречаю на улице дедушек и бабушек неславянской внешности со своими внуками, и они общаются на русском языке, я восхищаюсь мудрости старших. Чтобы быть успешным в обществе, нужно хорошо владеть языком, а ещё лучше владеть в совершенстве. Встречаются в Омске и говорящие на других языках. Это новая волна мигрантов и гастарбайтеров. Они сами не знают русского и не хотят учить ему своих детей. Где они собираются отдавать их в школы?.
2020.