Произведение «3.ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 158 +1
Дата:

3.ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.



3.ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.



21-22. Арджуна сказал:
О, Непогрешимый, посредине между обеими армиями придержи, пожалуйста, мою колесницу, чтобы я мог видеть всех их, жаждущих сражения, выстроенных на поле боя, с кем мне предстоит сразиться в этой решающей битве.

КОММЕНТАРИЙ.
Арджуна, обращаясь к Богу Кришне, просит Его вывести колесницу между обеими армиями. Здесь надо хорошо понимать, что, заняв место колесничего в колеснице, Бог не намерен этим показать, что готов служить Арджуне, как готовы толковать многие даже продвинутые преданные. Бог не может быть кем-то ведом и положение возничего – это символ, указывающий на истинное положение Бога, как Главного и Изначального Управляющего всего созданного Им творения. К Нему можно обращаться ни как к вознице, ни как к тому, кто взял на себя роль слуги, а как к Верховному Владыке, Высшему Управляющему, Высшему Ведущему, Высшему Наставляющему, непременно с почтением и просьбой. Поэтому из них двоих в колеснице Арджуна никак не мог ни править лошадьми, ни задавать направление разговору, ни как-то проявлять свою личную активность или заинтересованность, но смирение и следование по стопам Бога, будучи Управляемым изнутри Его энергиями, ибо так вел  и расставил все Сам Бог, ибо только так и могло быть. Приказы, повелительный тон, предъявление требований даже в условиях материальных игр и в символических ситуациях крайне нежелательны, есть оскорбление Высшего Владыки, что может оказаться достаточно неблагоприятным для духовного и материального развития любого человека, ибо может отбросить его на очень низкую ступень развития, соответствующую уровню проявленного невежества. Приказы, повелительный тон, предъявление требований к Богу со стороны любого, будь то преданный или высокой ступени преданный, или тот, кто считает себя исполняющим роль друга, и недопустимо, и оскорбительно. Бог, ведя живое существо по пути духовного развития, на самом деле исполняет для души гораздо больше, чем любой даже самый преданный слуга. Но деяния Бога для человека надо трактовать, как отношение Творца к творению, Который Один Знает и обладает всем необходимым, чтобы вести Свое творение, Знает, что во благо, и Знает, какими средствами.

Бог назван здесь Непогрешимым не потому, что без задержки исполнил просьбу Арджуны, будучи готовым всегда исполнять просьбы своих преданных или чистых преданных, или тех, кто играет роль друга, а по той причине, что и в Своих деяниях, и в Своих Планах, и в Своих качествах остается Безукоризненным, изначально Совершенным, т.е. все учитывающим, Всезнающим, Милостивым, все делающим во благо живым существам. И теперь, конечно, именно Сам Бог Кришна дал Арджуне ту мысль, за которой последовала просьба, как дал ему и нужное понимание и беспокойство о  других участниках сражения.  Надо понимать,  что до того, как колесница была установлена посредине между стоящими напротив друг друга армиями, Бог Кришна показал Арджуне, направляя его взгляд, как по обе стороны распределились участники сражения. Дав Арджуне желание выехать на середину и обозреть армии, Бог начал внутренне подготавливать его к диалогу, в котором Арджуне  предстояло выразить проявившееся в нем беспокойство и сомнения, и который бы шаг за шагом вылился в  серьезный и сокровенный разговор с Богом во благо всему человечеству.


Можно легко предположить, что в подобной ситуации раньше Арджуне быть не приходилось. Раньше он четко знал  противоположную сторону что называется в лицо, знал, за что сражается,  и чувствовал в себе непоколебимость, как и был уверен, что истина и справедливость  на его стороне. Также он исполнял свой долг, как кшатрий, и ничто не смущало его разум. Теперь же, даже краем глаза посмотрев на участников предстоящего сражения, Арджуна не мог не заметить, что по обе стороны расположились и его родственники, и его друзья,  и его духовные учителя. Поэтому, имея Свою Причину, Бог Кришна дал ему желание выехать на середину и увериться, убедиться, что это именно так. Ему предстоит сражаться с теми, на кого не может подняться рука в соответствии с теми нормами, которыми он, Арджуна, всегда жил и которые отвечали его религиозным убеждениям.


Арджуне  необходимо было, так внутренне направил Бог, выйти на разговор с Богом, чтобы найти в себе ту нравственную опору, которая помогла бы ему  принять участие в сражении, удалив сомнения и внутреннее противостояние, мешающие и исполнению долга и убеждениям, и которая бы не противоречила религиозным знаниям Арджуны на тот момент.  И поскольку сомнения не были ясны, но проявлялись смутно, то необходимо было воспользоваться тем, что рядом Сам Бог, необходимо было высказаться вслух и так шаг за шагом определиться, выслушав Мнение Бога и, так получив ответ, принять его как разрешение на вопрос: сражаться или нет. А вопросы были таковы: Как можно убивать в сражении своих родственников или друзей?  Как может подняться рука на духовных учителей, если к тому же  это считалось преступлением против религии, осуждалось обществом и было наказуемым, ибо духовные учителя считались людьми святыми, людьми от Бога, неприкосновенными, безгрешными. Также, что делать с тем, что в результате такого всеобъемлющего сражения многие семьи останутся без кормильцев, что повлечет за собой падение женщин,  появление нежелательного потомства и уничтожение вечных семейных религиозных традиций, что в итоге повлияет на религиозность всего общества и его нравственные устои? Каков путь будет всего общества, в котором, вследствие распада многих семей и религиозных семейных устоев, пошатнется религия или будет уничтожена совсем? Что делать с детьми в нерелигиозных семьях, которые, несомненно, принесут  страдание как членам семьи, как оставшимся в живых виновникам военных событий, повлекших падение религии, так и всего общества в целом? Как быть и с тем, что ему самому, Арджуне, видится теперь участие в этом сражении, как греховная деятельность, поскольку помимо сказанного, он преследует и цель материальную, ставящую на кон жизни многих и многих ради своих амбиций – насладиться царствованием, самой властью и всем, что из этого следует? И как во всем этом соединить две на его взгляд несоединимые вещи: исполнение религиозного долга, как кшатрия, требующего принятие участия в сражении, с одной стороны,  и сторону нравственную, отвергающую  убийство родственников, учителей,  друзей, распад семьи и падение религии ? – Все эти вопросы еще не подняты. Но, если начать сражение, не оговорив все с Богом, не найдя  в себе оправдывающей причины, не установив в себе нравственную опору, не будучи уверенным, что именно это, а не то хочет от него Бог, то такое принятие участия в сражении, не зная точно Высшей Воли, может оказаться  очень греховной деятельностью.  И так оно и будет на самом деле именно для Арджуны, ибо его предстоящая ступень такова, что надо вершить все в новом сознании, черпая поддержку и истину в новом понимании, которые уже готов дать Бог. И в этом проявляется Милость Бога к Арджуне: вовлечь его в сражение так, чтобы он, Арджуна, стоящий в одной колеснице с Тем, Кто Безгрешен, и сам в результате  сражения не был затронут грехом, как лист лотоса водой.


Поставив рядом с Собой, Бог его, Арджуну, уже символически поднял. И теперь предстояло этот символ через священную беседу сделать реальным. Поэтому и было дано Арджуне желание обозреть армии и начать после этого диалог. Только так  Арджуна мог узнать истинное Мнение Бога и этим избежать греховный путь.


Поэтому надо понимать, что только обращение к Богу, служение Богу, признание Его своим единственным духовным учителем поможет человеку избежать многих греховных поступков, поскольку даже чистый преданный без Бога не сможет отличить греховное деяние от праведного. И только Бог в сердце всегда подскажет Истину  вопрошающему, если к Нему обратиться  с Верой и Чистым умом и помыслами.


23.Дай мне посмотреть на тех, кто будет сражаться. Кто они, здесь собравшиеся, желающие угодить в сражении злонамеренному сыну Дхритараштры.


КОММЕНТАРИЙ.
Желание Арджуны обозреть тех, кто будет сражаться, отнюдь не продиктовано страхом или неуверенностью в исходе сражения. С этого желания Бог побуждает Арджуну к диалогу, поскольку, помимо и других причин, Бог Знает его внутреннюю неготовность, нежелание принимать участие именно в таком братоубийственном сражении, а также дает ему понимание начать диалог с Богом и необходимость этого разговора, который и сможет снять с него, Арджуны, некий внутренний запрет на принятие участия в сражении, что для Арджуны, как кшатрия, было делом привычным. Но то была материальная ступень. Теперь речь идет о более высокой религиозной ступени понимания и деяний Арджуны.

Арджуна еще смутно понимает, в чем именно будет заключаться диалог с Богом Кришной, но необходимость этой предстоящей беседы уже видна.
Давая обозреть армии, Бог привлекает особо пристальное внимание Арджуны к тем, кто принял сторону Дурьедханы, который был в глазах Арджуны достаточно греховным. Также, Арджуна испытывал боль за безнравственный выбор тех, кто был теперь на стороне сыновей Дхритараштры или желал им победы. Чувствуя абсолютную свою правоту, Арджуна как бы хочет привлечь Бога на свою сторону, чтобы Он вместе с ним увидел неправедный выбор многих лучших воинов и этим как-то склонить Бога на сторону Пандовов, заручиться его Абсолютной поддержкой. Более того, Арджуна надеялся, что Бог объяснит надвигающееся достаточно масштабное событие с точки зрения его справедливости и необходимости, ибо оно обещало быть кровопролитным и влекущим за собой непредсказуемые и непоправимые с точки зрения человека последствия, а также подскажет ему, как кшатрию, его лучшее решение, поскольку им, Арджуной, охватило замешательство относительно его долга кшатрия и безнравственности самого события, которое должно было повлечь за собой многое непредвиденное и нежелательное, поскольку в значительной степени могло повлиять на религиозность в семье и обществе в целом.


Скорее всего, Арджуна рассчитывал на скорое объяснение Богом этих вопросов и понимал, что без Бога  преодолеть в себе сомнения и нерешительность невозможно.


Но почему у царствующего на тот момент Дурьедханы, старшего из десяти сыновей Дхритараштры, были столь многочисленные сторонники? Что побудило людей посчитать правыми в своих притязаниях на трон сыновей Дхритараштры? Надо и здесь исходить из того, что Бог Кришна присутствует в каждом, и им дает определенное понимание и направляет их выбор. Но какую Бог дал им мысль? Чем убедил? Ведь, среди них оказались и такие высоконравственные и заслуженные авторитеты, как старейшина рода Куру дед Бхишма. Ведь, не всеми же руководили меркантильные мысли, неотданные долги или заблуждения.


Надо было разделить людей на два непримиримых лагеря, и это  было задумано Самим Богом и по Его Божественному  Плану. Еще до рождения любого из участников сражения на Земле был введен закон о праве наследовать трон.  Этот закон, как и все земные законы, был дан на Землю через людей, но Самим Богом.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама