Произведение «18.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.39-40.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 190 +1
Дата:

18.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.39-40.

18.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.39-40.


39.Все это Я описал тебе путь через аналитические знания (путь санкхйи), но теперь выслушай о пути через буддхи-йогу, приняв который разумом, ты, о, Партха, освободишься от пут кармических последствий.


КОММЕНТАРИЙ.
Путь санкхйи, он же санкхйа-йога,  предшествует активному  связующему процессу со Всевышним. Путь санкхйи – это начало вполне осознанного поиска пути духовного совершенства, ставящий своей конечной целью выход за пределы материального бытия, имеющий также свое начало в изучении материального существования через опыт материального существования, через анализ именно материальных элементов, через видимые и полученные экспериментальным и опытным путем действующие и существующие законы Бога в материальном мире, обуславливающие все взаимозависимости, видимые и невидимые причинно-следственные связи, все, что возможно исследовать и сделать доступным пытливому разуму человека, постигающего таким образом все закономерности развития материального мира, самого творения и тем приближающего себя автоматически к Богу и устремляющегося далее в осознанный практический путь, называемый связующим процессом со Всевышним, который есть неминуемое следствие, имеющее анналы именно в санкхйе.

По отношению к духовной практике это первичный путь, путь ознакомления с сутью духовных знаний на соответствующей стадии развития ума человека и человечества. Далее – непременно следует сама духовная практика в сочетании с высшими духовным знаниями. Путь санкхйи дает почву и основу для дальнейших базисных духовных знаний, на которые будет основываться и из которых произрастать и утверждаться практика йоги, имеющая также целью пополнение духовных знаний, их углубление и утверждение через практику поклонения Богу и преданного служение Всевышнему.

Санкхйа-йога, как было сказано,  включает в себя философский и опытный анализ всех составляющих материального мира посредством как технического  и научного прогресса, так и в результате  личного индивидуального самопогружения и медитации отдельных личностей, ищущих ответы на вопросы, как через материальное мышление, так и через религиозное через изучение духовных писаний, их осмысления на уровне материального бытия или в процессе слушания и размышлений.

Санкхйа-йога  - путь созидания вопросов, относящихся к мирозданию, к смыслу жизни и назначению человека, по сути, в конечном счете адресованных к Богу, ибо только с Богом они и будут решены.


Сама санкхйа-йога, или, проще, путь санкхйи на развитие души, ее духовного потенциала решительно не влияет, если за этим направлением не следует духовная практика. Но… Практика следует. Ибо, зародив в душе вопросы или осведомив душу начальными духовными знаниями, Бог рождает в ней неминуемо потребность идти далее в направлении к духовной практике. В течение одной жизни человека или за небольшой отрезок развития общества в целом это невозможно уловить, ибо процесс охватывает многие жизни; и переходы в них и сами подъемы, как и перемены, Знает только Один Бог.


Из сказанного Богом Арджуне, многие знания и есть те знания, которые постигаются именно из опыта материальной жизни, человек действительно многие вещи может наблюдать, обобщать, отличать, может видеть действительно, что материя подвержена изменениям и, изменяясь, может разрушаться, человек из собственной жизни не раз замечает, что счастье и страдание временны, то приходят, то уходят, подобно тому, как зима сменяет лето…  Но есть и те знания, которые может дать только Бог через Святые Писания и которые невозможно постичь иначе, как только через веру. Так, например, Бог дал Арджуне знания о душе, о ее изначальной природе,
дал знание о не привязанности к результату своей деятельности, о необходимости посвящать плоды своей деятельности только Богу. Эти знания уже выходят за пределы санкхйа-йоги, ибо это уже совершенные духовные знания, которые на слух не постигаются во всей своей глубине, которые невозможно получить в результате эксперимента или даже очень длительной медитации. Здесь путь постижения другой и все сказанное до сих пор было лишь предварительной подготовкой, обзором лестницы, по которой надо еще подниматься и подниматься. Следующая ступенька, которая непременно следует за санкхйа-йогой – буддхи-йога. Именно в этом направлении теперь Бог устремляет Арджуну.


Буддхи-йога ни есть некоторая конкретная йога, но включает в себя все йоги, все связующие процессы, где в первую очередь задействованы не опыты, не наблюдения, не эксперименты, не только память, не только аскетизм, не только слушание, но активная деятельность разума ( буддхи-йога -  связующий процесс с Богом через разум, постоянную работу разума, религиозное  разумное и постоянное мышление), разума, полностью вникающего в процесс практики йоги, контролирующего этот процесс, извлекающий постоянно из этого процесса, следящий за непрерывностью и неослабленностью этого процесса, всегда сосредоточенный на Высшей цели, что есть достижение Всевышнего, и видящий в Нем неизменно свою конечную цель, как и смысл жизни.

В буддхи-йогу входит и карма-йога, и бхакти-йога, и гйана-йога… Путь буддхи-йоги может начать тот, кто уже был достаточно занят санкхйа-йогой (неосознанно так идущие -  почти все, осознанно так идущие -  те, кто связывает свое понимание и опыт материальной жизни с Богом). Однако, какой именно йогой  из буддхи-йоги будет занят человек, зависит от того, на какой ступени духовного развития он стоит и какие качества уже приобрел, а также зависит от пути предыдущего воплощения и не одного. Но этот вопрос для каждого решает только Бог.


По последней строчке данного стиха видно, что в буддхи-йоге Бог направляет Арджуну, во всяком случае на данный период, т.е. на время принятия участия в сражении, на путь карма-йоги, поскольку только карма-йога, что есть связующий процесс с Богом через работу, поможет Арджуне принять участие в сражении в таком внутреннем понимании или в таком разумном мыслительном процессе, чтобы не повлечь последствий греховной деятельности. Карма-йога содержит в себе прямые практические указания, которым надо следовать Арджуне, чтобы, исполняя определенный вид деятельности (сражаясь), он не запутался в кармических последствиях, но, напротив, не погряз бы ни в положительных, ни в отрицательных результатах своей деятельности.


40. В этой йоге (речь о буддхи-йоге) для того, кто устремится по такому пути, не существует потерь, уменьшений никогда не существует. Даже тот, кто немного занят этой йогой, освобождается от очень большой опасности.

КОММЕНТАРИЙ.
В материальном мире страдания подстерегают человека на каждом шагу. Материальный, неверующий человек чаще всего находится в постоянных тревогах и опасениях за судьбы близких ему людей, как и за свою жизнь, по сути, считая, что все в этом мире непредсказуемо, и невозможно уберечься, предвидеть, как-то помочь себе и другим, ибо человек всецело зависит от своей судьбы и уготованной ему участи. Однако, в этом стихе Бог обещает в материальном мире как бы Свой покров, Свою помощь, Свою протянутую Руку всем, кто готов заняться Буддхи-йогой.

Здесь речь идет о буддхи-йоге без конкретизации ее, но непременное направление любой буддхи-йоги – осознанное преданное служение Богу. Это, прежде всего, активное сотрудничество с Богом в своем духовном пути, направленное на развитие духовных качеств, постижение совершенных духовных знаний, медитация, путь добродетели, аскетизм, очищение своего существования, посвящение Богу своей деятельности, как и ее плодов.


Но каждая йога предписывает основное направление служения, делает акцент на предпочтительно одном виде духовного деяния, связующего с Богом, которое более других соответствует возможностям и склонностям человека, направленно на развитие преимущественно одной группы качеств, ибо жизнь и возможности человека ограничены и ему следует с помощью Бога сконцентрироваться на каком-либо одном направлении буддхи-йоги и извлечь из него то, что и запланировал Бог в данной жизни. Карма-йога  - это связующий процесс с Богом, соединяющий с Богом, ведущий к Богу только через труд, саму деятельность человека. Из всех йог, входящих в буддхи-йогу, этот путь считается Богом в достаточной степени доступным и результативным, является одной из высших йог, путь, который никому не удается обойти, к каким бы йогам человек не устремлялся. Развивший свой разум в карма-йоге, становится  воистину разумным, духовно непоколебимым, видящим вещи, как они есть. Дхйана-йога учит медитировать на Бога, сосредотачиваться на Верховной Божественной Личности, дает непосредственный контакт с Богом, наслаждает разнообразными Божественными энергиями, в огромной степени укрепляет веру, поскольку человек начинает видеть и ощущать Бога всеми своими чувствами и испытывает высочайшую радость и удовлетворение. Такая буддхи-йога делает разум сосредоточенным, учит контролировать абсолютно ум, чувства и желания, делает процесс углубления в себя естественной потребностью и образом жизни. И этот путь не обойти никому, ибо без него и в других йогах не обойтись, как и не научиться быть сосредоточенным  мыслью на Боге в любое время, в любой ситуации, по любому поводу, без этого пути невозможно жить в Боге, мыслить в Боге, работать в Боге, видеть все в Боге и в каждом присутствие Самого Бога. Гйана-йога – это связующий процесс с Богом через постижение совершенных духовных знаний, через изучений Святых Писаний. Это путь считается  жертвенным, реально ведущим человека изучать Слово Бога, даже если это в ущерб заботам и проблемам, как и отношениям в материальном мире. Люди, идущие путем духовных знаний могут терпеть убытки, знать многие лишения, не смогут как-то продвигаться по работе и материально-достойно поддерживать состояние членов своей семьи. И таким людям приходится претерпевать, отказывать себе, ограничивать свои желания и не идти на поводу своих чувств даже в средней мере, ибо духовные знания Бог дает не каждому, но в результате некоторых жертв, что и принимается Богом в такой йоге, как жертвоприношение знанием. Высочайшим направлением в буддхи-йоге из всех йог считается бхакти-йога, любовное преданное служение Самому Богу Кришне, куда также входит жизнь непосредственно в ашраме.

Каждый, ступивший на путь буддхи-йоги, по сути, выходит на прямое общение с Личностью Бога, устанавливает с Богом Волею Бога определенного уровня личные связи, а значит, Бог как бы приблизил к Себе человека, значит, его качества достаточны и подходят для такого уровня общения. Значит, человек уже готов признать Бога своим Высочайшим Наставником, учителем, увидеть Бога везде и в каждом, готов не претендовать, готов и претерпеть за Бога, готов служить Богу в храме, готов быть милостивым к другим детям Бога, готов жертвовать и идти путем аскез и ограничений.


Человек не может знать свои качества и духовные запросы и возможности доподлинно, но если шаг к Богу, пусть и незначительный, но сделан через то или иное направление буддхи-йоги, то такой человек уже достаточно

Реклама
Реклама