Произведение «Серебряный Крыс» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 791 +2
Дата:
Предисловие:
Говорят, в Эрмитаже бОльшая часть экспонатов - подделки...

Серебряный Крыс

Из книги "Жизнь и смерть ювелира"

История первая – Серебряный Крыс

         Как-то  в руки попал мне тяжёлый глянцевый Каталог аукциона Сотбис  2001-го года, листаю  с  интересом,  рассматриваю,  - какая красота, какие вещи!  -  а  вот  шедевр  мастерской  поставщика Императорского двора знаменитого Карла Фаберже – на фотографии улыбается серебряный крыс, сверкают рубины глаз, хвост изящным полукольцом, сам сидит дыбиком, в лапках держит нефритовое яйцо,  будто  нежно вибрирующее  полупрозрачностью  верхнего слоя.  Великолепная вещь – мечта коллекционера! Атрибутика, размеры, материалы, стартовая цена…  Позвольте, позвольте…  Маска,  я тебя знаю…
                                                         ***
В середине 70-ых пришёл поздно вечером без звонка Анатолий Привалов,  по прозвищу Приваловские  Миллионы, вкатился  в своей роскошной норковой шапке знаменитого фасона Абрам-Царевич и вынул из фирменного мешка «Берёзка» лохматый газетный свёрток, а из него выпростал  что-то тяжёлое... -  крыс  как живой сверкал серебряными шерстинками, сидя столбиком, вытянув вперёд передние лапки. Зубки приоткрыты в улыбке, мудрой, как у Будды, а в лапках – пустота, но что-то явно было в них когда-то, было, да сплыло, утрачено вместе с подставкой, хвостом и клеймами пробы и именника мастера  на нём,  -  наверное…  Пустоту в протянутых лапках и можно бы допустить с философско-буддисткой точки зрения,  но отсутствие хвоста было просто неприличным  и недопустимым  фактически, эстетически и композиционно. Валер-ювелир достал серебряный лом,  прикинул -   должно хватить на то,  чтобы   отлить-расчеканить хвост,   да ещё надо бы  высверлить-вставить рубиновые глаза,  позолотить когти и зубы и  положить бы  что-нибудь в протянутые лапки:   «…и кто-то камень положил в его протянутую руку…» - задумчиво  процитировал он классика.  Подруга, она же спец по прикладному искусству,  сказала: « Не камень, а каменное яйцо хорошо бы крысу в лапы положить – или кипенно-белое кохалонговое, или лунно-мерцающее нефритовое, но только не  мелово-сахарное мраморное. Да и зубы с  когтями золотить не надо, Карлуша   ( она имела ввиду Карла Фаберже ) этого бы не допустил. Это безвкусица!»  И решили втроём:  да будет серебром расчеканенный крыс, арт-нуво  синусоидой да возникнет хвост, да  сверкнут рубинами взоры  крысьих   глаз, в лапах  да возникнет лунное нефритовое  яйцо!  -  и будет -  чем  не   экспонат монографии « Искусство Карла Фаберже»!
               25-ти  сантиметровая   фигурка не кольцо и не браслет, жара пламени ювелирной горелки не хватило  бы  для  такого объёма, поэтому на кухне пылали все 4 горелки газовой плиты, на них лежал противень, на его раскалённой поверхности сидел серебряный почти 3-хкилограмрвый  крыс, и острое синее пламя  горелки лизало серебряный припой у основания хвоста, заранее отлитого,  красиво изогнутого, искусно   расчеканенного. Тихо вздыхали меха горелки, пахло бензином и горячим металлом. Ювелир,    как пантера  пластичный  неосознанной плавностью  скупых точных движений, весь в отблесках огня –  ну прямо  Гефест-Демиург – священнодействовал. Потом утихло шипение, погасли огни, уже вполне хвостатый крыс остывал в темноте кухни, простирая пустые по-прежнему лапки вслед своему Гефесту. На следующий день крыс сверкал рубиновыми зрачками, а вскоре  и сжимал в передних лапах совершенное лунно-нефритовое яйцо, изготовленное спешно  и   по спецзаказу  Васей Коваленко,  известнейшим флибустьером антикварно-ювелирного моря славного города Питера. Яйцо мягко светилось,  и в буддисткой улыбке Крыса таился ответ на вопрос:  Что было вначале – курица или яйцо, или курица, или  яйцо, или…или…или……?
                Снова поздно вечером появился Толя -  Приваловские  Миллионы и жестом факира выложил  из-за пазухи  чеканы с именником Карла Фаберже, пробой и именником мастера Перхина. Все вытаращили глаза в изумлении: Крыс – рубиновые, ювелир Валер – аквамариновые, подруга Алёна – хризопразовые зелёные. Привал  своими  хитрыми агатовыми подмигнул: « И вовсе не подделка, а восстановление справедливости  и реставрация шедевра – наверняка на утраченном хвосте снизу это всё было!» - « А если не было?» ( Алёна) – « А вдруг да было?!» ( Валер ) – « А не было, так будет!» ( Приваловские Миллионы ) – « А чеканы-то подлинные?» ( Алёна ) -  « Похоже, настоящие… ( Валер, профессионально ) где взял?» - « Где  взял,   где взял... -  купил  у зятя дочери революционного  матроса,  производившего  в славные революционные времена  экспроприацию мастерской Фаберже на Большой Морской, 24, где, как вы знаете,  и сейчас ювелирный  магазин  существует. Матрос экспроприировал много чего и  в свой карман и чеканы в том числе. Умный, дальновидный был матрос…» - (Привал).
               И стали  они   все друг другу  говорить, что чеканы Пробирного надзора (у Фаберже, как  у Поставщика Двора было право апробирования своих изделий), так  вот  -  эти  чеканы клейм  несуществующей ныне Империи, а не родного Совка, да ещё настоящие, а если нет – так тем более, и если на утраченном хвосте было – так и вообще не криминал…  а матрос зрел ( не созревал, конечно, а  прозревал сквозь годы) в корень, то-есть, в клейма,  да  и  дочь его зятя или наоборот, зять дочери -  оба они дураки, которым повезло встретить Привалова  с  его  миллионами, и денег поимели и от ненужных железок отделались. А Анатолий – на то он и  Миллионы Приваловские, чтобы таким сокровищем владеть!  А  ещё он такой умный,  что закрутил  роман  с  тёткой  в Скупке драгметаллов, что на Энгельса, 40 , где и перекупил у государства бесхвостого  крыса по цене серебряного лома, дав немного дороже владельцу,   и у него, у Привала,  уже есть покупатель – коллекционер фигурок Фаберже, некий Арам из Еревана, что выращивает и торгует гвоздиками  по всей стране, а деньги немалые тратит не на пьянки-гулянки,  а на собирательство антиквариата, молодец такой!
                     Мудрый и удачливый Привал Миллионов (так мы почтительно трансформировали его прозвище) оставляет Валеру-ювелиру чеканы клейм до утра  и  настаивает,  чтобы Крыс, апробированный и укреплённый на подставку из темно-зеленого  атласистого нефрита назавтра был готов к отъезду в Ереван за 5 тысяч долларов, а  Валеру-ювелиру, согласно свычаю и обычаю, будет  - 10%  от   этой суммы, т.е. 500 долларов, и ящик коньяка  в  придачу.
                     На следующий день утром  Привал Миллионов  забрал Крыса во всеоружии клейм и именников, патинированного, матово сверкающего, улыбающегося на нефритовой подставке и с нефритовым яйцом – самому Фаберже  за  такого  было бы не стыдно. Чеканы с клеймами Привал забрал  тоже, но  накануне  Валер успел, успел-таки нанести про запас пробу, клеймо и именник на три высокопробные серебряные полоски  сантиметров по 30, наклеймил   часто-часто, чисто-чисто  через полтора сантиметра,  начеканил ровно-ровно, одинаковым рельефом: профессионал высокого класса.  И спрятал эти три полоски в такое местечко – ни один обыск, ни один грабитель   не найдёт, так как ювелирное искусство в те поры  было запрещённым промыслом и драгметаллы приравнивались к валюте,  а валюта – это была расстрельная статья. Спрятал  и пользовал  помаленьку, когда, например, слоника циркового  с  эмалями, а потом попугая гильошированного  реставрировал для Васи Коваленко,  да и бегемот обсидиановый, что с  Алёной в 70-ых  в Польшу  уехал, тоже  где-то  клеймами Фаберже радует коллекционеров и аукционистов. Много чего ещё было. А потом забыл Валер про клеймёные полоски серебра, а  подруга Алёна и не знала, где он их прятал – меньше знаешь, крепче спишь. Годы спустя,  делая уборку, заметила она, что из-под  дверей между двумя смежными комнатами торчит конец кожаного ремня, упавшего со спинки стула  и скользнувшего по полу  концом под дверь. Она  потянула  за торчащий конец – щель под дверью узкая, ремень довольно толстый – с усилием вытянула ремень со скрежетом, и  выскочили вместе с ним  две  серебряные клеймёные пластинки  -  он приклеил  их к низу дверного полотна, и  она  честно и великодушно  отдала их ему,  хотя к тому времени они уже не были вместе, но сохранили дружеские отношения.
                   Это  было потом, а  пока стали ждать обещанных процентов и коньяк в придачу, а Привал тянет резину: то Арам ещё не прилетел, то они не могут встретиться уже в Питере, то сам Привал  приболел – то понос,  то золотуха;  то встретились,  но Арам цену не даёт, торгуется, а уступать никак нельзя – расходы почти не окупаются. Валер с подругой верят, не огорчаются, оба люди лёгкие, легкомысленные, тем более, что заказчики в очередь стоят –  вот как-раз  интересная творческая работа привалила: дама с очень солидными рекомендациями ( а иначе и не бывало, не с улицы же приходили ) принесла большую, миллиметров 12 голубую жемчужину распилить, окружить алмазными розами и  сделать серьги. Дама заглянула в аквамариновые глаза ювелира, засмотрелась на красивые  руки,  нежно держащие жемчужину и залетали-затрепетали флюиды влюблённости, вдохновили Валера. И он ушёл в творчество – голубой жемчуг и алмазы, это вам не клейма под хвост 3-хкилограммовому крысу ставить! Он весь в работе, подруга Алёна в рисовальных классах Академии Художеств. Но наконец, звонит Анатолий: «Всё состоялось, деньги, пять тысяч зелёных, на кассе, завтра вечером  привезу 10% -  500 гринов и коньяк тоже». Валер самодовольно улыбнулся подруге, жизнь хороша: заказчиков очередь, машина под окном, «Столичная» и красная рыба на столе, жемчужина с алмазами в работе, подруга рядом, флюиды всеобщей влюблённости витают вокруг, деньги завтра Привал привезёт…  
                Но у Алёны   приключилось внезапное «сатори»- озарение,   включилась интуиция,  да и припомнилось, что недавно по антикварно-ювелирным кругам прошёл слух, что дама-посредник по фамилии Лисица и внешне чем-то похожая на этого почтенного  зверька,   несколько более чем нужно упитанного,  привезла в город покупателя-грузина, что держал торговлю мандаринами на многих рынках страны.      И прозорливая Алёна    собралась  импульсивно, выскочила из дома внезапно,   взяла такси и  явочным порядком, без предупреждения  позвонила в квартиру Привала. Кто-то из домочадцев, узнав её по голосу, открыл дверь, а в гостиной сидят Лисица с Привалом, у того на  коленях  норковая его шапка фасона Абрам-царевич, полная банковских  долларовых  пачек  из купюр  разного достоинства. Он достаёт по пачке одинаковых купюр и  кидает  Лисице на колени   одну,  вторую рядом с собой кладёт: «…тебе – мне – тебе – мне…», а в  дверях подруга ювелира стоит и с интересом этот  делёж  наблюдает. Немая сцена -  « не ждали!»  длилась   ровно три секунды  и Привал продолжил: «…тебе – мне -  а это Валеру – тебе – мне – Валеру…» Тёртые калачи  Привал Миллионов и Лисица, нервы – стальные канаты, репутация на кану, Валер – ювелир и реставратор от Бога, Алёна умна за  двоих, так что  - «тресни, но держи фасон», как говорят у них в Одессе! Выясняется, отбыл таки  Крыс в Ереван и не за 5, а за 20 тысяч долларов;   Привал  справедлив и честен!  -  «…тебе – мне – и ( Алёне в руки)  Валериных  согласно свычаю и обычаю 10% - две тысячи долларов, а ящик коньяка завтра  будет!»
                  И  на голубом глазу привёз таки  на следующий день   Привал Миллионов   ящик коньяка  -


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама