Произведение «63.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.27-30.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 188 +1
Дата:

63.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.27-30.

63.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.27-30.


27.С успокоенным этим умом йог в величайшем счастье достигает, умиротворив страсть, слияние с Верховным Брахманом, будучи очищенным от кармических реакций.

КОММЕНТАРИЙ.
Соединение, слияние, приближение к Верховному Брахману по качествам есть цель  любого йога. Однако, эта цель не должна быть самоцелью. К тому же, слияние с Богом на самом деле никогда не достижимо, но есть тот предел развития духовной сущности, когда йог Самим Богом признан достаточно подготовленным для общения с Богом,  и дальнейший этап соединения может быть назван слиянием. Но достижению этого положения предшествует долгая практика йоги, куда непременно входит и контроль ума. Однако, надо понимать и то, что, когда человек достигает успех в йоге, он усмирил не столько ум, сколько чувства. Усмиренный ум, это ум, который уже не может быть соблазнен возбужденными чувствами (как и объектами чувств). Они умеренны и почти молчат, не отвлекаясь на внешние объекты, а сам по себе ум в эту сторону уже не смотрит.

Также, усмиренный  ум не может вовлечь духовную сущность в материальные игры, поскольку практика йоги и весь духовный путь, несомненно, развивают беспристрастность. Также, ум не может быть заинтересован в любых материальных связях, желаниях, устремлениях, ибо смотрит глазами совершенных духовных знаний и видит, что всем управляет Бог и будет так, как желает Бог. Ум перестает быть материально-любопытен, не привлекается ни материальными науками и знаниями, ни материальными открытиями и достижениями, но мыслит просто и потребляет духовное.

Такой человек не стремится участвовать в чужих судьбах, хотя никогда не отказывает в помощи, независтлив, не желает большего. Утихомиренный ум делает проще жизнь, придает ей смысл, привносит покой и смирение. Однако, и такой покой в некотором роде условен, ибо путь требует немалого духовного труда, но считается в Боге абсолютным, поскольку привносит в духовную сущность неизменность и удовлетворение, как и независимость. Активность ума такова, что человек не мыслит против других, не осуждает, не выполняет многие и многие возбуждающие материальные функции, отбирающие покой и радость. А потому и сама духовная сущность в меньшей мере страдает, менее зависит от внешних ситуаций, мнений, поступков, но находит удовлетворение в очищении своего собственного существования, где для каждого живого существа существует необъятное поле деятельности.

В таком направлении душа все более и более счастливо осознает свою вечную связь с Богом и постоянную защищенность, умея видеть и в благоприятном и в неблагоприятном только благоприятное для себя и Волю Бога, всегда Милостивого ко всем. Т.о. данных стих подчеркивает, что в итоге достигает йог, будучи занятым в дхйана-йоге. Йог достигает Верховного Брахмана, и этот путь идет, как было сказано, через умиротворение ума, что достигается через контроль ума, что опять же достигается через утихомиривание желаний и чувств, и всем этим очищает свое существование от кармических последствий.

Все в совокупности есть путь очищения, все должно работать на развитие божественных качеств и соединение в итоге, как следствие, с Самим Богом. Практика дхйана-йоги так исполняет свое данное Богом предназначение, ведя человека к Богу тем путем, который ему наиболее подходит и который непременно приносит ему лучший результат, насколько это возможно на его ступени духовного развития. 

Также, надо знать, что величайшее счастье йога таково, что Бог не дает в нем купаться и бездельничать, ибо духовные труды и задачи в Боге не имеют границ в материальном и духовном мире и прохлаждаться особо Бог на Земле не дает никому. Но чувство большого удовлетворения, спокойствия за себя и за свой путь непременно присутствуют, ибо в достаточной степени очищенное существование дает йогу гарантию быть поддержанным Богом и защищенным всегда.

28.Таким образом, всегда, всей своей сущностью вовлекаясь в практику йоги, йог, свободный от кармических реакций, счастливо находящийся в постоянном контакте со Всевышним, испытывает высочайшее счастье.

КОММЕНТАРИЙ.
Прежде всего, следует еще раз отметить, что высочайшее счастье йога никак не сравнимо  с состоянием счастья материального человека. Это – только полная удовлетворенность, которая имеет свойство никогда более ничем и никем не омрачаться, это состояние духовной стабильности, полной независимости от условностей материального мира, но не гарантирует состояние вне потрясений, не дает никакой изоляции от людей и их ступеней
развития. Дает лишь устойчивое внутреннее знание, абсолютное упование на Бога, неизменное понимание, что и благоприятное и неблагоприятное только во благо, только от Бога, только во имя духовного развития, также дает полное бесстрашие, наслаждение своими качествами, в основе которых высшее миролюбие, доброта, полная не привязанность, развитое духовное понимание и неизменная связь с Богом, в любом мгновении, знание Мнения Бога и непосредственное служение Богу.

Все это понимание развивается в любой авторитетной йоге, цель которой достижение Всевышнего и божественных качеств; но состояние, рождаемое дхйана-йогой, в достаточной мере обостряет это понимание через непосредственные внутренние переживания, энергии Бога, уникальные и не имеющие себе аналогов в материальных чувствах человека.


Этим стихом завершается описание основ дхйана-йоги. Поэтому, можно сделать краткий обзор этой йоги. Прежде всего, Бог неоднократно Указывает на то, что следует заниматься этой практикой йоги регулярно. На это обращено внимание в ст.10,15,19,24,28 этой главы. Также, Бог Указывает, что основным средством соединения с Богом в дхйаяна-йоге является погружение в себя. Об этом сказано в стихах 3,8,10, 11,12,14,19,20-23,25. Также, Бог Указывает на роль ума и разума и контроль ума в этом связующем процессе в ст.5,6,7,9,1О, 11,12, 13,14,15,18, 19,20-23,24,25,26,27. Также, Бог неоднократно Говорит о контроле чувств и  не привлечении йога ко всему, что предлагает ему его эпоха из объектов удовлетворения чувств в ст. 4,8,12,15,16,18,20-23,24. Также, Указываются и другие качества, которые должен развивать йог, практикующий дхьяна-йогу: отречение, не полное погружение в кармическую деятельность (начинать не претендовать в этой связи на плоды), не враждебность, обретение внутреннего мира, приближение по качествам  к Богу, т.е. неизменность в счастье и страдании, в чести и бесчестии, к гальке, камню и золоту, к друзьям и врагам, к благочестивым и грешникам, к благоприятному и неблагоприятному. Также, йог не должен искать убежище  ни в чем  материальном, ничем не владеть, быть независимым от страха, гнева, зависти, очищать свое существование, быть в обете, которые дают  себе духовные учителя, должен видеть конечную цель в достижении Всевышнего через достижение божественных качеств, умеренно есть, умеренно бодрствовать, также, быть в умеренном аскетизме, постоянно дисциплинировать и  контролировать  свой ум, достичь состояние без страданий, умиротворить страсть и быть непоколебимым и твердым в этом направлении.

Не следует опасаться, тем более начинающему йогу, что такой перечень качеств может быть недостижим. Надо понимать, что йог получает от Бога очень большую поддержку, направляем Богом так, что говорить о пути назад не приходится (даже если в каком-то рождении настоящий йог будет Волею Бога отведен от йоги или переведен на рельсы другой).

Духовный путь, на самом деле, достаточно  чудесен и, будучи серьезно начатым, не обрывается, даже если человек снова начинает материальное существование. Здесь, в описываемой йоге, одно качество неизменно влечет за собой другое и из маленького ростка вырастает многоветвистое духовное дерево, все ветви которого - божественные качества, и служат человеку везде, какой бы путь ему в дальнейшем не был уготован. Но почва такому дереву в самом начале – непременно осознанное  преданное служение, совершенные духовные знания, а первый стебелек - контроль чувств. А ствол - отрешенность.

Этот путь очень привлекательный для йога и при его старании дает лучшие плоды, что есть осознание своей вечной связи со Всевышним, своего изначального положения, истинного смысла жизни и всех воплощений.

Понимание этого привносит немалое удовлетворение и радость в сердце йога, об этом, также, Говорит Бог в стихах 21-23, 27, 28. Данный стих еще раз подчеркивает, подводя итог сказанному, что осознание своего соединения с Богом, ощущение Бога в себе есть достаточно радостное, высокое чувство, которое надо считать и высочайшим счастьем. Это счастье не сможет понять человек материальный, пристрастный, идущий на поводу желаний и чувств. Однако, нет ни одного человека, который бы не насладился процессом соединения с Богом в себе, кто не стал бы общаться с Богом в себе и служить Ему. Но каждого Бог ведет индивидуально, и у каждого есть свой день, когда он в себе познает Бога настолько, что и его путь станет необратим.


29.Душа, вовлеченная в практику йоги, везде равно видя, видит Меня, расположенного во всех живых существах, а также все живые существа – во Мне.

КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих утверждает три результата, следующие из практики дхйана-йоги.
Следует отметить, что такие же результаты дают и карма-йога и бхакти-йога. Отметим эти результаты.. Во-первых, это умение человека «везде равно видеть». Что здесь имеется ввиду? Это, на самом деле, подъем человека над двойственностью материального  мира, т.е. неизменность ума при виде гальки, камня и золота, неизменность в отношении к другу и недругу, к благочестивым и грешникам, к славе  и бесславию, к благоприятному и неблагоприятному и т.д.. В основе такого качества непременно лежит  отрешенность, достигаемая в результате контроля ума и чувств. Все эти качества, позволяющие видеть равно, развивают указанные выше  йоги через постоянную практику и основываясь на совершенных духовных знаниях.

Во-вторых, дхйана-йога в результате постоянной практики позволяет человеку увидеть Бога во всех живых существах, как Высшего Управляющего. Видение Бога в каждом - это не такое уж простое дело и достигается только религиозными путями, и знающий Бога в каждом не на уровне памяти и чтения только духовной литературы, но естественно и абсолютно, как реальное Высшее Живое Существо, Высочайшую Личность неизменно присутствующую везде, всем Управляющую и проявляющую Свою Волю непрерывно в каждом,  без сомнений, имеет поведение, качества, как и уровень мышления и понимания значительно отличающееся от других людей. Такой человек очень хорошо видит, как Бог в каждом проявляет Себя, ничто не приписывая деяниям и заслугам других, кроме их собственной ступени, т.е. приобретенных качеств.

Такой йог видит, как Бог дает каждому и в соответствии с его уровнем мышления  желания, заставляет выбирать, предпочитать, сомневаться, вникать, ошибаться, делать выводы. Йог видит Бога, Управляющего играющим котенком, в новорожденном, в старике, в художнике, в творческих людях, в полководцах, политиках, ученых, в спортсмене, в ребенке, в учителе и в ученике, веселом и грустном, решительном  и колеблющемся,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама