БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 48. ГЛАВА 18. СТ. 1-12.
ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ.
1.Арджуна сказал.
Я хочу знать, о, Многорукий, об отречении санйаса, а также, о, Хришикеша, в чем заключается его отличие от отрешения тйага, о, Кеши-Нишудана.
КОММЕНТАРИЙ.
На тот период существовали два понимания отрешения. И когда речь могла идти об отрешении, то необходимо было правильно или точно понимать, о каком отрешении идет речь. Надо было, также, понимать, что у них общего и в чем отличие, ибо эти вопросы были принципиально важны и были в основе религиозной практики людей, как и надо было понять, какое отрешение рекомендовано Богом, чтобы духовная практика была без отклонений и давала лучшие духовные плоды.
2.Шри-Бхагаван Сказал.
Отказ от удовлетворения чувств и работы мудрецы знают, как отречение саннйаса. Отказ от всех плодов деятельности сведующие называют отречением Тйага.
КОММЕНТАРИЙ.
Известные на тот период виды отрешения имеют свое название и свою суть. Саннйаса и Тйага. Отрешение саннйаса заключается в отрешенном образе жизни, где человек фактически отказывается от исполнения работы, как средства поддержания тела, и отказывается от удовлетворения своих чувств. Такие люди живут в уединенных местах, аскетичны, фактически не работают и живут, побираясь, тем, что дают люди. Во времена Арджуны таких людей считали святыми, считалось, что они освящают жилище и потому им всегда давали еду, одежду, жертвовали на жизнь.
Что касается отрешения тйага, то это отрешение не было очень распространено, не считалось авторитетным, не считалось духовной практикой, вызывало многие споры, когда человек решал для себя, какое отрешение, как средство духовной практики, ему предпочесть. Заключалось отрешение тйага в том, что человек отказывался от плодов любой своей деятельности, фактически исполняя работу, но просто на уровне мысли перед началом работы посвящал работу или любой вид деятельности Богу. Это отрешение не требовало жить в уединенном месте, человек мог работать, мог, таким образом, содержать свою семью и поддерживать тело. Он не считался святым, хотя был занят своего рода духовной практикой, не ходил из дома в дом, не просил подаяние и мог быть или слыть человеком даже зажиточным, но, все же, религиозным, идущим по пути отрешения.
3.В этой связи одни великие мудрецы говорят, что от работы следует отказаться, как от причины греха, а другие считают, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы.
КОММЕНТАРИЙ.
Все эти и следующие ответы идут для Арджуны и его современников, согласно уровню их материального и духовного развития. Современный человек должен из всего брать то, что ему рекомендует Бог Лично в комментариях. Но о чем данный стих? Что надо из него было извлечь? Есть два вида отрешения: Саннйаса и Тйага. Один вид отрешения, саннйаса, – категорически отказывается от любой деятельности, в частности, от работы. Фактическое неисполнение работы для тех, кто стоит на платформе саннйасы, есть правильный путь, путь не привязывающий к работе или другой деятельности, а значит, человек не будет пожинать плоды греховной деятельности, ибо он ничего не совершает. Так мыслит и считает саннйаси. Его удаление от материального мира, не выполнение никакой деятельности, отказ от удовлетворения чувств кажется единственно правильным решением. Так мыслящие мудрецы отказываются от работы, как от причины греха. Так думают те, кто выбрал отречение саннйаса. И стоят на этом, считая такую духовную практику действенной, понятной, и угодной Богу.
Но есть и другая точка зрения тех, кто, все же, стоит на рельсах тйаги. Им понятней другое. Можно, ведь, и никуда не уединяться, не рвать с обществом, не попрошайничать, но работать, но заниматься благотворительностью, но заниматься тапасьей, но заниматься жертвоприношениями, и все это, как деятельность всех этих направлений, так и плоды, просто посвящать Богу. Это же медитация на Бога в процессе выполнения работы или благотворительности или жертвоприношения... Это же выход на Бога постоянный. Т.о. получается, что и работа и все другое (тапасья, жертвоприношение, благотворительность) есть средство достижения Бога, духовная практика, которая, также, рекомендуется в ведах, есть Слово Бога и Воля Бога. Так, почему же этим не воспользоваться. Это и средство духовного развития, да и через работу можно поддерживать свое тело и своей семьи.
Таким образом, два вида отрешения порождали во времена Арджуны и разное отношение прежде всего к труду. Одни считали, что труд есть причина греховной деятельности или источник зла, ибо труд происходит в условиях материального мира и здесь материальных отношений, а другие считали, что труд есть средство духовного развития через посвящение труда Божественной Личности, как и плодов труда.
4.Поэтому, о, Бхараттасаттама, услышь Мое непоколебимое Мнение об отречении тйага. О, Пурушавйагра, отречение тйага, непременно, объявлено в трех видах (в зависимости от трех гунн материальной природы).
КОММЕНТАРИЙ.
Однако, Указав суть каждого вида отрешения, Бог собирается, все же, дать понимание Арджуне о том, как эти два вида отрешения, тйага и саннйаса, связаны между собой. Поэтому, или в этой связи надо понять, что отрешение тйага существует в трех видах в зависимости от трех гун материальной природы, т.е. тйага в гуне благости, тйага в гуне страсти и тйага в гуне невежества. Что это означает или как можно трактовать отречение тйага через эти гуны и что из этого можно извлечь, чтобы осознать связь отрешения тйага и отрешения саннйаса, об этом Бог Кришна Скажет несколько позже, в стихах 7, 8, 9 гл. 18. А пока надо знать то, как на самом деле Бог относится к фактическому отклонению от выполнения работы или к фактическому неисполнению работы, на чем, по сути, основано отрешение саннйаса. Т.е. надо понять, на сколько такое отрешение законно или приемлемо в условиях материального существования и здесь Мнение Бога. Об этим в стихах 5, 6, 7 (а затем можно вернуться к вопросу об отрешении тйага в трех видах в зависимости от гун природы и понять, какое отношение к отрешению тйага имеет отрешение саннйаса или как эти два отрешения связаны между собой).
В следующих стихах Мнение Бога об отказе от фактического исполнения работы, на чем основывается отрешение саннйаса.
5.Никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы, но непременно их исполнять. Жертвоприношения, благотворительность, также, непременно, тапасья очищает даже великие души.
КОММЕНТАРИЙ.
Мнение Бога – Закон. Однозначно - надо работать. И не только фактически работать и этим поддерживать свое тело, но и реально заниматься жертвоприношениями, благотворительностью, тапасьей, ну и самим трудом. Это – неоспоримое, окончательное, не подлежащее сомнению Мнение Всевышнего. Бог Указывает, что, как бы высоко ни стояли, условно говоря, великие души (великих нет, но так надо было сказать для Арджуны, ибо так требовала его ступень и его современников), но никому и никогда не помешает в их духовном развитии и благотворительность, и аскетизм, и жертвоприношения, не говоря уже о фактическом исполнении работы, через которую каждый обязан поддерживать свое тело. Ибо, иначе, о каком преданном служении Богу можно говорить? Ни о каком. Человек будет постоянно ни в ту сторону смотреть, не исполнять религиозный долг и думать, где взять еду и чем покрыть тело.
6.Но и во всей этой деятельности следует отказаться от привязанностей и плодов, а также, исполнять, как долг, о, Партха. Это Мое непоколебимое лучшее Мнение.
КОММЕНТАРИЙ.
Но речь идет о такой работе, которая бы не только фактически выполнялась, но и была угодна Богу Кришне. Поэтому, Бог дополнительно требует, чтобы работа исполнялась, как долг, без привязанности к плодам работы или, что то же самое, работа должна посвящаться Богу Кришне. Это – окончательное Мнение Бога, Абсолютное Мнение Бога. Это Непоколебимое Мнение Бога. Только так. И работать фактически необходимо и посвящать Богу плоды своего труда, не привязываясь, таким образом, ни к процессу труда, ни к плодам, но полностью понимая, Кто за всем стоит, посвящая свой труд Богу. Бог Сказал однозначно и определенно.
7.Человек никогда не должен отказываться от предписанной деятельности. Его «так называемое высокое» отречение, вызванное иллюзией, объявляется отречением тьяга в гунне невежества.
КОММЕНТАРИЙ.
А что мы видим в отрешении саннйаса? Йог ставит перед собой великую цель, духовное развитие и достижение Всевышнего, и, поэтому, имея в себе такую цель, не желает работать, считает по своим причинам работу злом, ибо она привязывает к материальному миру, поэтому, считает работу источником греха и предпочитает жить отшельником и побираться по домам, как бы освящая жилища людей и таким образом получая еду и одежду и все, что попросит или дадут люди и сочтут за честь… Но нет. Так жить и так служить Богу Бог запрещает. Но только трудиться и только так, как Указал Бог, т.е. не отказываясь от фактического труда, и на уровне мысли предлагая свой труд Богу, и на уровне мысли не претендуя на плоды и чтобы ими не распоряжаться, ибо Бог Сам поведет и Укажет обстоятельствами, как потратить плоды труда. Но данным стихом Бог Говорит однозначно, что отрешение от работы фактической, даже если у человека некая высокая духовная причина, есть отрешение тйага, но в гуне невежества. Вот в чем связь отрешения саннйаса и тйага. Саннйаса – разновидность отрешения тйага, есть сама тйага, но в гуне НЕВЕЖЕСТВА.
Что же тогда с такой саннйасой делать? И она есть разновидность отрешения тйага, имеет право на существование; но результат или Милость Бога будет другая, ибо есть в такой тйаге в гуне невежества не следование Воле Бога. Но если ступень человека низкая, если он только так может отрекаться от мира и при таком условии осуществлять духовную практику, то Бог даст человеку по его ступени, но выйти с таким отрешением за пределы материального мира на духовный план он не сможет, но повращается в колесе сансары, и, все же, придется человеку идти к Богу правильно, т.е. через фактический труд и отказ от плодов своей деятельности, т.е. через карма-йогу. Но что в отрешении саннйяса будет полезно, то Бог сохранит человеку в его новом рождении и употребит в преданном служении, ибо ничего у Бога не может быть потеряно. Что человек той или иной духовной практикой заработал, то и будет ему началом нового пути в новой духовной практике в новом рождении.
Далее, Бог Говорит об отрешении тйага, но уже под влиянием гуны страсти и благости. Это также надо хорошо понимать, чтобы правильно исполнять духовную практику, не ошибаясь и без заблуждений, ибо это дорого обходится человеку.
8.В этой же связи, непременно, несчастлив тот, кто отказался от исполнения работы из страха или из-за неудобства телу. Он находится в отречении тйага в гунне страсти и никогда в результате такого отречения не насладится плодами.
КОММЕНТАРИЙ.
Продолжая вопрос об отрешении тйага, надо понимать, что это отрешение находится под влиянием трех гун
| Реклама Праздники |