Ромашковое поле. Глава 13. Критическая ситуация.
Люди сходят с ума от любви,
Люди сходят с ума от разлуки
И целуя кого-то в ночи,
Вспоминают не те совсем руки
Пришли на память строчки Вероники Косолап…
Люди сходят с ума от дождя.
Топят боль в коньяке и рассветах.
Люди сходят с ума от людей,
Что остались потеряны где-то.
И как бы в ответ на стихи, я слышу доносящееся через время, повествование о жизни, Ялинки, которая стала мне такой родной и близкой.
Скоро год, как Ялинка рассталась с Василием, но помнила о нём всегда. Однако жизнь продолжалась.
Председатель строго относилась к дисциплине. Того же требовала и от своих специалистов. Однако пьянства, нет-нет-нет да случались в коллективе. В одной из таких попоек, погиб строитель, которому не было 60 лет. Его хладнокровно зарезал сосед, который также работал в этой же бригаде. Суд приговорил убийцу к 8 годам строго режима.
Только немного успокоились после такого ЧП, как вскоре механизатор тяжело ранил ножом в живот своего коллегу. Ялинка сама доставила пострадавшего в больницу. Подняла врачей на ноги. На этот раз мужчину удалось спасти. Афанасию сделали операцию, очень сложную, он потерял много крови.
Будучи молодым ещё парнем Афанасий хотел жениться, но мать не разрешила, так и остался холостяком, а возраст приближался к 40 годам. На руках у него была больная мать и сестра психически больная. И теперь вот две женщины остались совершенно беспомощными.
После того, как Ялинка убедилась, что жизнь механизатора вне опасности, она лично, пошла к ним домой узнать нужды. Председатель успокоила женщин, рассказала о том, что операция прошла успешно, затем привезла к ним врача, чтобы обследовал больных женщин.
Сестру направили на лечение в клинику, а за матерью назначила ухаживать женщин из бригады. Сама же Ялинка, на следующий день после операции, поехала навестить Афанасия в больницу. С ним состоялся разговор, хотя он был ещё слаб. Но первым вопросом у него был вопрос о доме. Ялинка рассказала, какие приняты меры и он успокоился. Только слеза выкатилась из глаз.
-Каким же я дураком был, что ввязался в пьянку, а ведь могло случиться, что мои родные остались бы беспомощными. Ялинка погладила Афанасия по руке, оставила передачу и уехала. Лично пошла к матери передать, что с сыном уже всё хорошо, чем очень обрадовала её. Через две недели Афанасий приехал домой, а через месяц вышел на своё рабочее место. А того, кто напал с ножом на Афанасия, суд приговорил к 5 годам строго режима.
Прошла зима наступила весна. Шёл шестой год работы Ялинки в должности председателя колхоза. За ней настойчиво, который год подряд, стремился ухаживать старый холостяк из неблагополучной семьи, в которой кроме больной матери было трое мужчин, любителей выпить, а к работе относились спустя рукава. Во что бы то ни стало, старший Толик решил заполучить себе в жёны председательшу. Он даже пари заключил со своими братьями, что непременно так и будет.
В самый первый год своего правления Ялинка приняла все меры, чтобы в колхозе построить столовую. И теперь горячие обеды не развозили в термосах по полям механизаторам, занятым на сельскохозяйственных работах, а автобус строго по графику собирал их и привозил в столовую, где их ждали сервированные столы с горячим обедом. На полдник раздавали сухие пайки. По решению правления колхоза обеды и полдники в пору посевной, сеноуборки и уборки урожая, механизаторы получали бесплатно, при условии, если не замечены в пьянстве. В случае нарушения этого пункта, с механизатора высчитывался стоимость обеда, и он лишался других льгот.
В тот день был праздник Пасхи. Народу надо бы отдыхать хоть один день, такова традиция. Но райком партии настойчиво требовал, чтобы все работали, и присылали комиссию для проверки.
Ялинка накануне обошла всех механизаторов, переговорила с ними, и попросила поработать по сокращенному графику до трёх часов дня. А кто не сможет, так и быть, обойдемся.
К трём часам подвезли всех механизаторов к столовой. Зашли и специалисты: главный агроном, главный инженер, механик, заместитель председателя, и главный бухгалтер. Ялинка поблагодарила всех за работу. Весело переговариваясь, присутствующие приступили к обеду. В это время в столовую зашел пьяный Толик, он на работу не вышел с утра. Шатающейся походкой он подошёл к столику и только собирался присесть, как Ялинка преградила ему дорогу.
-У нас такое правило: «Кто не работает, тот и не ест» с улыбкой сказала она.
Толик схватил женщину за горло, и так сдавил, что она начала задыхаться.
-Не досталась мне, так не доставайся никому! крикнул он и занёс вторую руку с ножом над женщиной, которая и так уже теряла сознание.
Остались считанные секунды. В голове промелькнули лица матери и..детей… Вот и всё….
И тут, как молния метнулся Афанасий. Ловким ударом он выбил нож из рук хулигана, ударил по руке, которая держала за горло, уже терявшую сознание, Ялинку. Он вытащил Толика на улицу, дал пинка под зад такой силы, что тот упал на колени.
-Если ты ещё хоть раз на пушечный выстрел подойдёшь к этой женщине, то я за себя не ручаюсь, сказал Афанасий и пошёл мыть руки.
Это был тот самый критический момент, когда человек проявляет себя. Ни один специалист не встал, не пришёл на помощь женщине, у которой двое малолетних детей на иждивении. Они опустили головы и продолжали трапезу. И только Афанасий, который только недавно перенес боль ножевого удара и тяжелую операцию, вступил в поединок с хулиганом.
Кто-то позвонил о случившемся, в райком партии и те прислали самого начальника милиции с участковым разобраться в происшествии, но Ялинка не стала заводить ещё одно дело. Достаточно было и тех, предыдущих дел.
В голове стояла пословица «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а опустишься до уровня своей подготовки» .Она была потрясена случившимся.
Нет, не страх потряс её до глубины души, а глубокое разочарование. Она уважала своих специалистов, доверяла им, а ..они…Наверное на всю оставшуюся жизнь запечатлелись в её сознании эти низко опущенные, почти в самые тарелки, лица.
Только дома, глядя на своих детей, пришло полное осознание того, то могло произойти. И тогда она приняла твёрдое решение, что после окончания посевной уйдёт с этой «мужской» должности. Испугалась не за себя, а за своих несовершеннолетних детей.
Незаметно наступило лето, а она всё подгоняла незавершённое строительство. Хотелось достроить мехмастерскую и благоустроить двор, заасфальтировать площадку для хранения сельскохозяйственной техники. А тут и сеноуборка наступила. Она всё никак не могла решиться на увольнение, да и работу подходящую ещё не нашла для себя. А ещё жалко было оставлять новый дом, в который заселились с детьми два года назад. Это был благоустроенный коттедж, который построили для председателя по решению правления. Сколько радости было у детей! Они получили каждый себе отдельную комнату. Да и у неё был теперь свой рабочий кабинет.
Голова шла кругом. И снова пришло решение: надо отложить увольнение до завершения уборки. Вид на урожай был хороший. Да и труд был вложен немалый. Вот уберём зерновые, лён, посеем озимые и всё. Душа будет спокойна, да и совесть также. Она сделала многое за своих шесть лет работы председателем. Колхоз вот-вот станет миллионером. Кредитов нет. За собственные средства построена столовая, банно-прачечный комбинат, новый клуб, детский сад, более 30 домов, пять животноводческих ферм, и вот в завершении строительство мехмастерской. А всё равно что-то сдерживало, казалось, что-то самоё важное ещё не доделала.
На такой вот ноте закончился рассказ о поведении людей в критической ситуации.
По дороге к дому я остановилась около рябины. Родители рассказывали, что посадили эту рябину жители деревни в память об учителе, который спас пятерых школьников ценой своей жизни. Он мог остаться в живых, но разве он считал бы себя человеком или учителем?
А дело было после войны. Закончив занятия в школе, учитель с кипой книг и тетрадок шёл к дому, в котором снимал квартиру. Недалеко ребята разных возрастов разбирали снаряд. И тогда учитель подбежал к ним и с криком:
-Разбегайтесь! кинулся на этот снаряд, который вскоре рванул. А было учителю чуть больше тридцати. Он сделал свой выбор. Все дети остались живы. Некоторые отделались контузией и лёгким ранением. Учителя похоронили на деревенском кладбище, а на месте его гибели посадили эту рябину.
Продолжение следует
|