- Ты даже со своими обычными обязанностями не всегда справляешься, а тут конкурс! В них же задания еще сложнее, чем в обычных самостоятельных!
Варя понимала, что родители правы, и это ее останавливало. И никто не знал, что скоро в школе объявят очень необычный конкурс…
Варя узнала о нем от своего классного руководителя Людмилы Дмитриевны. Она сказала, что среди учеников школы с третьего класса и старше начинается неделя добрых дел. И те, кто совершат больше всех добрых дел или сделают что-то особенное, например, помогут кому-то, кто в этом нуждается, будут награждены.
Конечно же, сестра Вари не осталась в стороне. Аня помогала всем, кому могла дома, в школе и не только. И все, как обычно, считали, что у нее большие шансы на победу. Варя тоже решила участвовать, но из-за рассеянности у нее мало что получалось. Но вот однажды, идя домой из школы, Варя услышала какой-то странный звук. Оглядевшись, она заметила, что в яме с мазутом сидит щенок. Варя не знала, как он там оказался, но не смогла бросить малыша в беде… В итоге, Варя пришла домой почти на полчаса позже, чем надо.
- Ты почему так поздно? О, господи! Ты почему такая грязная? И что это за щенок? – накинулась на Варю мама, но, узнав, в чем дело, не стала ее ругать, а только сказала:
- Со щенком мы разберемся, но в чем ты завтра пойдешь в школу? У тебя, конечно, есть еще одна белая блузка, но скорее всего, ты из нее уже выросла.
Блузку, конечно, сразу постирали, но высохнуть она не успела. И пришлось Варе идти в своем обычном свитере, который хотя и был светлым, но не белым. И конечно, Людмила Дмитриевна сразу это заметила. Тут еще подвернулась и Аня.
- Вы простите, Людмила Дмитриевна, – сказала она, – наша дурочка какую-то бездомную собаку полезла спасать и пришла домой вся грязная.
- Собаку? Какую собаку? – не поняла она.
- Я увидела щенка, который упал в яму с мазутом, – объяснила Варя, – вот и испачкалась, пока его вытаскивала…
- Ну не дурочка ли? – вставила сестра.
- Аня! – одернула ее Людмила Дмитриевна. – Твоя сестра совершила подвиг, и вы с родителями должны гордиться Варей!
- Можно было бы совершить подвиг, и не залезая в грязную яму – сердито буркнула Аня. Эти слова насторожили Людмилу Дмитриевну.
- То есть, если нужно будет кому-то помочь, но для этого сделать какую-то грязную работу, ты что, откажешься? – спросила она. Аня покраснела, и хотя ничего не ответила, все было понятно без слов. Да, да, она была белоручкой и просто не ходила туда, где могли попросить более грязную и пыльную работу, чем мытье посуды и небольшая уборка в квартире.
Когда о Варином подвиге узнали, ей справедливо присудили победу. Но саму Варю куда больше порадовало, что у нее теперь есть новый друг. Это щенок, которого они оставили себе и назвали Бакстером.
Конец.
Но в жизни, как известно, вывозит не прямая, а кривая...
И с возрастом... ой, сейчас, может выскажу крамольную мысль - я бы тоже не пошла туда, где могут попросить выполнить грязную и пыльную работу.
Если это неизбежно, конечно пойду. Но сама по доброй воле сейчас уже нет. Постараюсь избегнуть этого.
Не потому, что белоручка, скорее наоборот.
Нас в советском детстве воспитывали, что нельзя чураться никакого труда, что надо рук, сердца и души своей не жалеть, если нужно что-то сделать. И отмыть добела пыльный барак, и украсить его, и стол накрыть, а при необходимости и этот стол починить и т.д. С трех лет знала наизуст сказку "Айога"!, которую мне читали в назидание, мол, видишь, какая Айога белоручка, а ее соседка - рукодельница и рук своих не жалеет. Поэтому лепешка достанется соседской девочке, а не Айоге...
И я жила по принципу: мясокомбинат - я! Ликероводочный - я! Будь готов - всегда готов!
К 30-ти годам руки были с вылезшими венами, мозолями, настоящие рабочие руки от таскания тяжестей. Потому что вызывалась сама их таскать: "ой, вам трудно, ой, дайте я донесу, дайте помогу".
Благодарности не ждала, делала это искренно, потому что так внушали с детства. Хотя рядом могли находиться люди гораздо сильнее и выносливее меня. Но я первой предлагала свою помощь.
А сейчас поняла, что не надо было этого делать. Защищать Родину - это одно, броситься на помощь, чтобы спасти кого-то - это одно, браться за пыльную и грязную работу, если нет альтернативы - это одно, а вот добровольно подставляться под нее, из-за необдуманной самоотверженности - это совершенно другое.
Если есть альтернатива, если эту работу может выполнить кто-то другой и его труд будет оплачен, то зачем же подставляться самому?.. И в результате расплачиваться болями в спине, мозолями и набухшими венами на руках и усталостью во всем организме?.. А потом свалиться мешком наработанных болячек на своих близких? Получается, самоотверженность во имя чего-то или кого-то оборачивается в дальнейшем дополнительными тяготами для твоих близких?
Поясню на примере. Раньше, если срочно надо было куда-то поехать, причем вариант общественного транспорта отпадал, а личного автомобиля не было, то приходилось или ловить частных таксистов, а на это уходило как правило время (во всяеом случае у нас в городе), или просить, а иногда и умолять кого-то из близких, имеющих машину, подвезти, помочь и т.д. Это не всегда проходило гладко. Приходилось напрягать людей, вынужденных из-за тебя менять свои планы.
Сейчас, слава Богу, проблем с этим нет. Нужно куда-то спрочно поехать на машине, есть служба такси, вызвал, оплатил и поехал. И никого не надо утруждать, напрягать и самому нервничать не надо.
Это я все к тому, что каждый по возможности должен заниматься своим делом. Если есть проблема пыльной и грязной работы, то импульсивно кидаться самому ее устранять, разумно только тогда, когда нет альтернативы.
Но сейчас я бы вначале наверно подумала, а может есть более эффективные и менее затратные для моего организма способы устранения этой проблемы.
Наверно, это и называется здоровым эгоизмом.
А Варя Ваша настоящий герой! Она поступила как настоящий Человек!