Лесные невольницы-1.Глава 4. Конец полицейской карьере.
Аля Хатько и Олег Вайнтрауб.
После разгрома гитлеровских войск под Сталинградом обстановка на фронте изменилась. Теперь уже Красная Армия перешла в наступление, и фронт покатился на запад. Это чувствовалось даже в глубоком тылу у немцев. Резко активизировали свои действия партизаны: взрывали мосты через реки и переправы, пускали под откос воинские эшелоны, участились нападения на колонны войск и техники. Немцы лютовали, посылали карательные отряды в поисках партизан. Комендант брызгал слюной от ярости и заставлял полицаев буквально рыть землю в поисках виновников взрывов на складах и на железной дороге.
Население города, почувствовав приближение наших, стало оказывать больше неповиновения и сопротивляться. Люди уже в открытую грубили полицаям, называли их предателями и подонками, грозили расправой после прихода наших. Уже никто не сомневался в том, что наступит освобождение.
В этих условиях несладко пришлось этой троице: Грицюку, Подоляку и Мищерскому. Перед ними стал вопрос: как быть, когда в город освободит Красная Армия? Бежать с немцами и остаться и спрятаться? Они чувствовали свое “рыльце в пуху”, за эти месяцы они успели насолить всем в этом городе, поэтому оставаться им не было никакого смысла. Им припомнят все. И бежать с немцами - тоже не выход. Они нужны были им здесь, в этом городе, а в другом месте найдутся свои помощники.
В один из относительно спокойных вечеров они собрались в доме Мещерского и стали решать, как им дальше жить. Так сложилось в этой троице, что группу это возглавил Анатолий. Остальные двое добровольно ему подчинились. На правах старшего Анатолий открыл это “совещание”:
- Ну что будем делать, братцы? Карьера наша заканчивается. Немцы драпают, скоро в город освободит Красная Армия, и тогда примутся за нас.
- А может уйдем с комендантским взводом? - предложил Иван. Как-никак они уже нас знают.
- И кому ты там будешь нужен на новом месте? Ни города, ни людей ты не будешь знать. Какой им будет толк от тебя? - парировал Степан.
- Степан прав, - поддержал его Анатолий. - Уходить с немцами нет никакого смысла. Но и оставаться тоже нельзя. А мы, как дураки, поверили в германскую непобедимость…
- А может еще наступит перелом в войне? Всякое бывает… - начал Иван.
- Да брось ты, - быстро его заткнул его Анатолий. - Ты же знаешь русского мужика, он долго запрягает, но потом быстро едет. Они уже не остановятся, будут гнать немцев до самого Берлина. Это мы просчитались, поставив на немцев. Так что же вы предлагает?
- Выход напрашивается сам собой: нужно уходить, - резюмировал Степан.
- Но куда? В родные места нельзя, там нас хорошо знают и НКВД до нас быстро доберется.
- А если в другой город? - неуверенно предложил Степан.
- Все равно, на новом месте начнутся расспросы: кто вы? Откуда? Чем раньше занимались? Придется говорить. Начнутся проверки, а тогда…
- Так что же будем делать?
- Я думаю, что нужно будет где-то затаиться на время. А там, смотришь, все поутихнет и можно будет вернуться в родные края.
- Мысль хорошая, но вопросы возникают: где? И на сколько? - сомневался Анатолий.
- У моего хорошего знакомого в деревне Велейка есть в доме хорошо оборудованный подвал, пригодный для жилья, - сообщил Степан.
- И сколько ты там сможешь просидеть? Может, придется скрываться месяцы, а то и годы. Не можешь же ты столько времени не выходить из подвала. Значит, есть шанс, что тебя кто-то может увидеть и заложить. Нет, в людном месте нельзя!
- Так что прятаться, как партизаны в лесу?
- Партизаны другое дело, у них была своя организация и поддержка всего населения. А кто нас будет поддерживать?
- Так куда же нам деваться? Не идти же с повинной сдаваться властям? Они этот жест не оценят, а загремишь, в лучшем случае на нары, а то и “вышку” можно получить.
- Есть, конечно, один вариант, - задумчиво произнес Анатолий.
Двое остальных превратились в слух. А он продолжил:
- В лесу за деревней Слезка у отца есть заимка. Он иногда там проводил время, когда охотился. Неплохой деревянный дом, хорошо оборудован. Там даже зимой можно жить. Есть плита и печка. Но это далеко от цивилизации. Но, по крайней мере, там нас не скоро найдут.
- А что мы жрать будем? - спросил Степан.
- Вот в том то и дело. Продукты там негде брать. А на лесной добыче долго не протянешь. Ягоды грибы там всякие, но это все летом, а зимой что есть будем? Ну, допустим, какого-то зайца или глухаря подстрелишь. Но надолго ли его хватит?
- Так давайте побольше продуктов с собой прихватим… - предложил Иван.
- А как ты это себе представляешь? Например, просим у коменданта машину, причину, допустим, придумаем, подъезжаем к магазину, загружаемся под завязку и с песнями отправляемся в лес? Во-первых, уйти туда мы должны скрытно, чтобы ни одна душа не видела нас. Во-вторых, что ты сейчас в магазинах купишь? Все, что можно было, уже расхватали. И где денег столько взять?
Каждый из них подумал, что пусть денег наличных у них, скажем, имеется не так много, но есть золотишко, приобретенное не совсем законным путем. Но это еще не деньги, золото еще нужно обменять, ведь в магазине не станешь же расплачиваться серьгами да кольцами.
Наступила пауза. Каждый думал о своем. В этой тишине все громче стали доноситься звуки канонады, фронт приближался. Нужно было спешить с решением.
- Давайте на этом варианте и остановимся, - предложил Степан. - Другого ничего нам не остается. Времени на сборы осталось мало. Не сегодня-завтра красные будут здесь.
- Ну что, все согласны с таким вариантом?
- Да, - сказал Иван.
Степан только утвердительно кивнул головой.
- Тогда так. Давайте держаться вместе. По одному выжить будет тяжелее. Вместе, помогая друг другу, как-то проживем. И никому ни слова! Выходим завтра утром на рассвете, я вас поведу к этой заимке. Сбор в 5 утра в парке за церковью Святой Девы Марии. Винтовку возьму я, одной нам хватит, а патроны берите все, сколько есть у вас. Возьмите самое необходимое, чтобы легче было тащить, потому что идти придется далеко.
Еще немного поговорили и разошлись по домам собираться. Каждый стал готовиться в дорогу на долгое время. “Золотые запасы”, не сговариваясь, зашили себе кто в одежду, кто в пояс.
Но они опоздали. Этой ночью немцы покинули город. Ушли тихо без боя. Боевые действия шли километрах в двадцати от города. Тройка бывших полицаев собралась в указанное время в парке. У кого был с собой рюкзак, у кого сумка. Анатолий, кроме того, прихватил винтовку. От церковного парка до леса было метров двести открытой местности. Они покинули парк и зашагали быстрым темпом, стараясь скорее скрыться в зарослях леса. Но им не повезло. Как раз в это время им навстречу из лесу вышел партизанский отряд человек тридцать. Все были вооружены. И что им оставалось делать? Бежать - бесполезно, все равно догонят. Отстреливаться - тем более бесполезно. Они остановились, как вкопанные, не зная, что предпринять. Их окликнул командир отряда.
-Ба, да тут старые знакомые. И куда же вы, молодчики, собрались? Бежать решили? Чего же с немцами не драпали?
Трое беглецов стояли молча, опустив головы. Они понимали, что это конец. Сопротивляться бесполезно. А командир подавал команды:
- Петров и Находько, отберите у них винтовку и обыщите. Потом конвоируйте их. Смотрите, чтобы не сбежали. Придем на место, там с ними разберемся.
Их вернули в город и заперли в одном из классов школы. Разбирательство и допросы отложили на завтра.
продолжение следует.
|