Произведение «Метафизика возникновения новизны. Том 1.» (страница 1 из 104)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Темы: философия
Автор:
Читатели: 727 +10
Дата:
Предисловие:
Аннотация. Рассмотрен вопрос мышления, создающего новое знание. Отмечен вклад Платона в разработку методологии продуктивного мышления.

Произведено разграничение понятий: идея и мысль, инсайт и интуиция, душевное и духовное, чувство и ощущение, объективная интеллектуальная новизна и новизна субъективная.

Установлена причина возникновения интеллектуального чувства удовольствия и та роль, которую оно выполняет в процессе: понимания смысла рассказанного нам анекдота, инсайтного явления идеи в наше сознание и созерцания понравившегося нам произведения искусства.

Сделана попытка определиться с вопросом понимания смысла произведения искусства. Отдельно рассмотрен вопрос эстетического удовольствия и самой эстетики как приготовительной школы науки. Дано представление об искусстве как природном явлении, а также о его назначении и сущности.

Изложена как концепция структурно-функционального состава идеи, так и методология возникновения новизны. Возникновение новизны представлено как основной атрибут бытия.

Ключевые слова: идея и мысль, душевное и духовное, чувство удовольствия, искусство и красота, структура идеи, методология, бытие, Платон, Бергсон.

Метафизика возникновения новизны. Том 1.

Метафизика возникновения новизны. Том 1.

Оглавление
Часть 1. Красота как отзвук удовольствия от понимания смысла внове явленной идеи 1
Глава 1. Продуктивное мышление 6
1.1. Платон как открыватель «технологии» интуитивного мышления. 7
1.2. «Бессловесность» потребности, чувства, идеи, мысли и языки их выражения. 12
1.3. Идея и мысль 16
1.4. Инсайт (интуиция), логика и язык 27
1.5. Диалог логики с интуицией 36
1.6. Душевное и духовное 42
Глава 2. Объективная интеллектуальная новизна как предмет удовольствия 50
2.1. Анекдот, инсайт, произведение искусства: откуда удовольствие? Теория смеха А. Бергсона 50
2.2. Чувственная форма новизны. 56
2.3. Ощущение и чувство 58
2.4. Интеллектуальная форма новизны 62
2.5. Понимание субъективной интеллектуальной новизны и новизны объективной 74
2.6. Откуда желание многократного общения с произведением искусства? 82
2.7. Интеллектуальное чувство удовольствия как фиксатор наличия идеи-новизны 86
2.8. Созвучье душ 98
2.9. Как мы понимаем произведение искусства 100
Глава 3. Назад к грекам! 117
3.1. Сужение сферы прекрасного 118
3.2. Отделение науки от эстетики 120
3.3. Эстетика как приготовительная школа науки 122
3.4. По поводу идейности произведения искусства 131
Глава 4. Для чего искусство? 133
4.1. Искусство как природное явление 134
4.2. Сущность и назначение искусства 140
4.3. О двойственности искусства и сокрытости красоты 143
4.4. Современное искусство 154
4.5. Что бы смогла объяснить концепция новизны в эстетике? 156
Литература к Части 1…………………………………………………………………………………………………………………..160
Часть 2. Бытие как возникновение интеллектуальной новизны и нового сущего 162
Глава 5. И опять об идее и иррациональном мышлении 166
5.1. Структурно-функциональный состав идеи 167
5.2. Счастье и несчастье философии. 179
5.3. Платон и истина 192
5.4. «Двойная рефлексия» Г. Марселя и «клещи Истины» А. Бадью: что между ними общего? 195
5.5. Стиль мышления, как стиль выражения 214
5.6. «Одновременность» возникновения интуиции, логики и языка 217
5.7. Чему удивлялись древние греки? 219
5.8. Чувство как недозрелая интуиция 225
5.9. Заметки по поводу интуиции, инсайта и созерцания 228
Глава 6. Бытие как возникновение интеллектуальной новизны и нового сущего 238
6. 1. «Где ... прячется бытие?» (Хайдеггер) 238
6.2. Так все-таки, прячется ли бытие? 293
6.3. Обоснование: почему бытие – это возникновение интеллектуальной новизны в виде идеи 301
6.4. Взаимоотношения в триаде «Бытие, красота, истина»: предмет взаимоотношений и цель. 322
6.5. «Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, Ничто?» 332
6.6. Импульсивность Бытия 337
6.7. Что значит понять смысл идеи, в чем заключается новизна смысла и роль языка при понимании и выражении нового смысла? 341
6.8. Двойственный характер идей. Гуманитарное и точное знание: критерий разделения. Может ли метафизика стать точной дисциплиной? 351
6.9. Взаимосвязи как «серые кардиналы» внове образуемых идей 356
6.10. Бытие как внутриинтеллектуальное событие, «маркируемое» спонтанным возникновением чувства удовольствия-удивления 365
6.11. Методология возникновения интеллектуальной новизны и нового сущего 371
6.12. К вопросу о единстве методологии возникновения как рукотворного, так и природного сущего 374
6.13. Предпосылки обнаружения методологии возникновения сущего 385
6.14. В чем заключена универсальность нашего Бытия, и что означают «гул бытия» и «единоголосие бытия» у Ж. Делеза? 393
6.15. События-1, -11, -111 как, соответственно: природное событие, инициирующее своим явлением возникновение «рукотворного» события, посредством которого осуществляется «производство» результирующего события. Событие у Хайдеггера 397
6.16. Онтологический Круг 409
6.17. Сказывается ли Бытие Природы на Бытии человека? 414


"Творческое искусство ... есть всякая способность, которая является причиной возникновения того, чего раньше не было"
Платон. Софист

"Таким образом, прекрасное следует определить как чувственное явление, чувственную видимость идеи"
Гегель. Эстетика

"…лишь бесконечное, необозримое разнообразие есть принцип жизни; одинаковость уничтожает необходимость существования"
Фейербах. Лекции о сущности религии

Часть 1. Красота как отзвук удовольствия от понимания смысла внове явленной идеи

Предисловие к Части 1

Если мы окинем хотя бы беглым взглядом весь опыт нашего общения с теми или иными произведениями искусства, то не найдем ничего более таинственного и непонятного в нашем психологическом восприятии, чем испытываемое нами чувство удовольствия от созерцания этих произведений.

Отсюда та невообразимая разноголосица по поводу того, обладает ли то или иное произведение искусства красотой и в силу каких причин оно ею обладает, если она ему все же присуща. Данное расхождение проистекает оттого, что оцениваем мы его в категориях, которые не способны охарактеризовать не только степень его совершенства, но и порою даже саму принадлежность к искусству. Спрашивается, что такое прекрасное, что такое эстетическое наслаждение или эстетический вкус, что такое возвышенное? Знаем ли мы это? Отнюдь нет.

Безотносительно к человеку произведение искусства само по себе, будь оно самым распрекрасным, не содержит в себе ни красоты, ни наслаждения, ни возвышенности. Но почему-то все это вдруг ни с того, ни с сего возникает само собой при созерцании и оценке произведения человеком, его воспринимающим. Получается так, что только восприятие человека дает ему основание как наделять произведение искусства эпитетами «прекрасное» и «возвышенное», так и испытывать наслаждение, являющееся результатом данного восприятия.

В связи с этим зададимся вполне естественно возникающими двумя вопросами:
- что, присутствующее в произведении искусства и являющееся его неотъемлемым свойством, способно побудить наше восприятие наслаждаться им и восхищаться;
- каким качеством должно обладать восприятие созерцателя, чтобы суметь обнаружить указанное выше свойство произведения искусства.

Вот этими вопросами мы и займемся на страницах Части 1 данной работы.

Но сначала для того чтобы более конкретно определиться в задаче нашего исследования, приведем три высказывания: Р. Дж. Коллингвуда, Г. Риккерта и Г. Грэма, имеющие самое непосредственное отношение к теме нашей работы и в то же время характеризующие, как нам представляется, современное состояние основного вопроса искусствознания, вопроса психологического восприятия и интеллектуального понимания произведения искусства.

Р. Дж. Коллингвуд в своих «Принципах искусства» писал:


«Психологическая наука фактически ничего не сделала в плане объяснения природы искусства, как бы ни были велики ее заслуги в объяснении некоторых элементов человеческого опыта, которые временами можно связать или спутать с собственно искусством. Вклад психологии в псевдоэстетику огромен, в подлинную эстетику – ничтожен»1.


И в то же время более века назад Г. Риккерт, беспокоясь о том положении, которое сложилось в эстетике к концу XIX в., писал:

«Непостижимо, каким образом можно приступить к эстетическому исследованию без нормативного понятия о прекрасном, содержащего в себе то, что отличает специфически эстетическое наслаждение от прочих видов одобрения, так как без такого понятия совершенно невозможно было каким-либо образом отграничить область эстетического исследования... Нам нужно понятие о том, что вообще должно нравиться как прекрасное…»2.



И совсем уже недавно – конец XX е. – Г. Грэм в «Философии искусства» довольно-таки ясно констатировал современное состояние вопроса самой сущности эстетического удовольствия и той ценности, которая может быть с ним связана:


«...то, что мы ищем в искусстве, не является высшей степенью обычного удовольствия, а представляет собой отдельный тип эстетического удовольствия. Польский философ Роман Ингарден, к примеру, считает, что эстетическое удовольствие "обладает своим собственным, специфическим характером и весьма отличается от тех удовольствий, которые мы получаем от вкусной пищи, свежего воздуха или хорошей ванны"... Существует ли такая вещь, как самостоятельное эстетическое удовольствие, – вопрос сам по себе, несомненно, важный. Но для нас еще более важен другой вопрос. Объясняет ли это понятие, в чем состоит ценность искусства? Обращение к некоему эстетическому удовольствию даст нам очень мало, если мы будем под ним подразумевать всего лишь "особый род удовольствия, доставляемый искусством". Чтобы избежать тавталогии, нужен другой термин, обозначающий эстетическое удовольствие. Затем нам потребуется установить соотношение между этим новым термином и некоторой ценностью, отличной от обычного удовольствия или развлечения»3.


Вот это нормативное «понятие о том, что вообще должно нравиться как прекрасное» мы и попытаемся не столько определить, – это было бы слишком самонадеянным с нашей стороны – сколько хотя бы прозондировать на феноменальном уровне. Это, во-первых. А во-вторых, мы попытаемся предложить и обосновать «другой термин, обозначающий эстетическое удовольствие», термин, характеризующий «отдельный тип эстетического удовольствия» или «самостоятельное эстетическое удовольствие».

А сейчас наметим кратчайший план нашего изложения.
1. Сначала, для того чтобы мы смогли приступить к изложению всего того, что имеет самое непосредственное отношение к искусству, нам необходимо будет (Глава 1) – после небольшого экскурса в философию Платона и в вопрос, о том, как же все-таки осуществляется процесс творческой деятельности – разобраться в следующих немаловажных для понимания искусства вопросах:
- что такое идея (об этом на доскональном уровне смотри Части 11 и 111) и чем она отличается от мысли, поскольку при эстетическом анализе произведения искусства понятие идеи (наряду с чувством) является ключевым понятием, без которого, как мы выясним по ходу текста, существование произведения как такового не имеет смысла;
- что такое в нашем представлении инсайт и интуиция;
- в каких взаимоотношениях находится интуиция и логика;
И, поскольку в процессе созидания произведения искусства художником и восприятия этого произведения созерцателем основное участие принимает наша душа (бессознательное), необходимо будет определиться с тем, какие психические процессы мы относим к душевным процессам, а что является содержанием духовности (духа) и в каких взаимоотношениях они находятся между собой.

2. Затем (см. Главу 2), на примере анекдота и инсайта, мы сделаем попытку понять, откуда возникает чувство наслаждения и почему мы его испытываем при восприятии смысла анекдота и при явлении в наше сознание инсайтной идеи. При этом нам станет более ясной роль бессознательного в самом процессе (акте) понимания смысла последних. Но для того чтобы нам легче было определить, почему мы испытываем удовольствие при созерцании произведения искусства, необходимо будет установить, что собой представляет объективная интеллектуальная новизна. Тем самым мы отграничим ее как от чувственно воспринимаемой нами новизны, так и от новизны (идеи) тоже интеллектуальной, но субъективной.

И только после того как мы

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама