Произведение «Нищий миллионер» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 92 +1
Дата:

Нищий миллионер


­ Александр Ралот
На основе реальных событий
putilov
Николай Иванович Путилов

    "Все русские революции начинались на одном и том же питерском заводе, Путиловском, ныне Кировском. Основал этот крупнейший в Петербурге завод Николай Иванович Путилов, любимец великих князей, министров, адмиралов. Человек, спасший Петербург от британского десанта, создатель новой российской металлургии. Инженер, наладивший производство артиллерии для русских броненосцев и рельсов для российских железных дорог. Основатель петербургского порта. Международно признанный изобретатель. Гениальный менеджер, решавший задачи, кажущиеся неразрешимыми принципиально. Но только смерть спасла его, в конце концов, от долговой тюрьмы…"
    Лев Лурье 1854 год. Ноябрь. Санкт-Петербург. Зимний дворец. Кабинет императора.
    До открытия следующей навигации остаётся пять месяцев.
    Морской министр, адмирал Моллер, переминался с ноги на ногу, то открывая принесённую папку, то закрывая её.
    − Ну, что же вы, Антон Васильевич, молчите? Докладывайте всё как есть, время императора нерезиновое! − подтолкнул его начальник главного морского штаба светлейший князь, Александр Сергеевич Меншиков.
    − Государь, плохо дело, − еле слышно начал докладчик, роясь в папке, − на нашем втором фронте, прямо здесь на Балтике шестьдесят английских паровых кораблей, совсем рядом с нашей, то есть, с вашей столицей...
    − Разведка докладывает, что вполне возможна высадка вражеского десанта, не дождавшись своей очереди, перебил докладчика военный министр- генерал Александр Иванович Чернышёв.
    Николай Первый, продолжая слушать высших воинских начальников, поднялся из-за стола, подошёл к окну и молча смотрел на снующий внизу, по площади, народ. Минут через пять он повернулся к присутствующим:
    − Одиннадцатого апреля 1854 года, я, в ответ на объявление Великобританией и Францией войны Российской империи, издал манифест, известивших всех верноподданных о том, что все они теперь находятся в состоянии войны не только с Турцией, но и с англо-французской коалицией. О том, что ситуация сложилась критическая, мне ведомо. Ниши парусники не могут противостоять их паровыми кораблями. Надеюсь, каждый из вас понимает, что Финский залив полностью блокирован! Ситуация − патовая. Как будем державу защищать, господа?
    − Позвольте мне. Возглавляемый мною штаб кое-что придумал. Вот, извольте взглянуть − Меншиков передал императору свою папку, украшенную золотыми вензелями.
    − Светлейший! Извольте изложить суть своими словами. Ваши бумаги, я позже посмотрю, − самодержец положил папку на стол и уставился на князя[1].
    − Мой предшественник Маркиз де Траверсе считал Маркизову лужу[2], точнее, Невскую губу нашим природным преимуществом, полагая, что в неё не смогут зайти большие парусные корабли из-за своей глубокой осанки, несколько десятилетий назад так оно и было, но нынче, в век пара, в странах Европы произошла техническая революция и вражеские боевые корабли сильно уменьшились в размерах, стали манёвренными, легко перемещаются в любом направлении, и теперь, почти все из них обладают способностью подойти прямо к берегу и высадить на наши земли этот чёртов десант.
    Сейчас я произнесу крайне неприятные слова, но такова правда жизни, − опыт прошедших месяцев войны показал, наш парусный флот потерял всякую ценность как боевая составляющая армии. У противника совсем другие орудия, отлитые из иного, отличающегося от нашего, металла. Англичане и французы поменяли сам подход к вооружению своих кораблей. Мы просто обязаны построить флот, равноценный вражескому. Если коротко, то у меня всё.
    − За пять то месяцев? Сие, просто невозможно! Извольте не утруждать нашего императора изложением несбыточных прожектов! − от негодования военный министр, в сердцах, даже топнул ногой.
    − Нам нужно как можно быстрее приступить к строительству флотилии маломерных канонерок, − не обращая никакого внимания на возражение генерала Чернышева, спокойно продолжил докладчик, − надеюсь, всем известно, что это маломерные быстроходные корабли, оснащённые всего тремя пушками. Но главное − все они обязательно должны оснащаться паровыми двигателями, передающими крутящий момент на винты!
    − Позволю заметить, что все заводы столицы, работающие с металлом, и так завалены военными заказами, под самое не могу! Люди на них трудятся без сна и отдыха. Никакие новые заказы они не потянут! Уж мне ли не знать! − Александр Иванович достал платок и, не обращая внимания на государя, вытер проступивший предательский пот.
    − А вы, что молчите? Согласны с начштабом? − обратился император адмиралу Моллеру.
    − А что тут скажешь, − накануне начала военных действий, коварное британское правительство взяло и конфисковало у всех тамошних фирм все паровые двигатели и винтовые механизмы, заказанные как частными лицами, так и морским ведомством. Если не прислушаемся к идее Александра Сергеевича и не встретим врага в море, будем бороться с десантом, прямо здесь, под окнами вашего дворца, − Антон Васильевич посмотрел на присутствующих, ища у них поддержки, и продолжил, − мы пробовали перенаправить заказы в другие страны. Там готовы нам помочь, правда, за большие деньги. Но ведь Финский залив заблокирован, и доставить готовую продукцию сюда нет никакой возможности, да и время, сами видите, никак не терпит….
    − Господа, то, что дела наши плохи, я и без ваших докладов достаточно осведомлён, − бесцеремонно перебил министра государь, − что делать прикажите? Как столицу и Россию спасать станем?
    − Там, в моей папке, первый лист, извольте взглянуть. Некто Путилов, ещё пять месяцев назад предлагал идею − как быстро организовать строительство канонерок.
    − И чего же вы тянули столько времени? Не пришли ко мне раньше! − Николай первый открыл папку и углубился в чтение.
    − Так, только сегодня до меня письмецо-то дошло, гуляло по различным инстанциям и кабинетам, − оправдываясь, еле слышно, пробормотал светлейший князь, − должность у него совсем не высокая, простой чиновник по особым поручениям, вот, в ведомствах и канителили, не давали письму ходу наверх.
    Дочитав бумагу до конца, самодержец макнул перо в чернила и начертал резолюцию: «Срочно к исполнению. Всем ведомствам оказывать наипервейшую помощь. О ходе работ докладывать без всякого промедления!»
    ***
    vint fregat 1
    Вечером того дня талантливого чиновника доставили к Великому Князю, генерал-адмиралу, и председателю Государственного совета Константину Николаевичу Романову.
    "Можешь ли ты сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч".[3]
    ***

        Поручение Константина Николаевича стало его звёздным часом. Паровые двигатели в Россию ввозили из-за границы, война закрыла возможности импорта. Полагаться следовало на собственные силы… Военное судостроение с Петровского времени мало изменилось — на казённых верфях корабли по-прежнему строили крепостные под присмотром чиновников. Огромный бюрократический аппарат и, работавшие из-под палки, мастеровые воспринимали каждый новый заказ как постылую рутину.»
        Лев Лурье ***
        Полтора месяца ушло на составление чертежей.
        Потом встала проблема − отыскать в городе производственные мощности, способные и готовые выпускать новые небольшие корабли, она оказалась не самой сложной. Вскоре выяснилось, что для выполнения царского поручения, в столице, хронически не хватает квалифицированных рабочих.
        Чиновник срочно уехал в город Ржев и вернулся оттуда с большим количеством оставшихся без работы людей. После переобучения они освоили профессии: токарей, литейщиков и слесарей. В городе, в срочном порядке начали работать для всех желающих работать по этим и другим смежным специальностям.
        Небольшие, частные машиностроительные заводики столицы брались изготавливать что угодно, лишь бы это приносило прибыль. Их владельцы нисколько не боялись брать на себя весь риск и всю ответственность. Чиновник распределил заказ между двадцатью частными такими предприятиями, мало того, Путилову удалось тайком проникнуть в мастерскую по ремонту элитных придворных экипажей (спрашивать разрешения у Министерства императорского двора на такую дерзость просто не было времени, да и ответ на подобную просьбу был очевиден!) и переманить мастеровых людей на свои верфи. Он не побрезговал лично пойти на кладбище и привезти оттуда кузнецов, ковавших могильные ограды.
        Николай Константинович утверждал, что строительство таких маломерных судов аналогично производству знаменитых швейцарских часов. Одни делают − маятники, другие шестерёнки, третьи изготавливают корпуса, а четвёртые из всего этого создают мировой шедевр!
        С началом войны английский флот перестал пропускать в Санкт-Петербург суда с пряжей и хлопком. Путилов собрал большую команду из оставшихся без дела мастеровых-прядильщиков, которые проходили курсы корабельных механиков для эксплуатации новых военных кораблей.
        ***
        Первые тридцать две канонерские лодки, снабжённые паровыми машинами и предназначенные для плавания по мелководью Финского залива, были спущены на воду в мае пятьдесят пятого года. Позже эту флотилию пополнили ещё тридцать пять канонерских лодок, и четырнадцать корветов и клиперов.
        ***
        vint kor 2
        Труды Путилова по созданию российского винтового флота не остались незамеченными. Он был произведён в надворные советники и назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента, а также награждён орденом святого Станислава второй степени.
        Особой строкой в его послужном листе шло упоминание о том, что во время исполнения важнейшего государственного заказа не выявлено перерасхода средств! Более, того, счётная комиссия установила наличие экономии, равной − четырём процентам!
        От сообщества предпринимателей Николаю торжественно преподнесли серебряный венок с восьмидесяти одним дубовым листком, на каждом из которых было выгравировано имя построенного Путиловым корабля!
        «Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, и которых число может ещё увеличиваться, совершенно изменили наше положение в отношении к противнику. Мы теперь должны не только думать о нападении, но и заботиться о собственной защите, потому что у русских больше канонерских лодок, нежели у англичан». - Французский адмирал Пэно.

        Двадцать три года спустя. Казначейство Российской империи
        Владелец объединённых заводов, Николай Иванович Путилов, горячился, тыкал пальцами в бумаги с расчётами:
        − Да поймите же вы наконец, стоимость доставки товара из Лондона до Кронштадта обходится всем нам дешевле, чем перегрузка его там на малюсенькие судёнышки и транспортировка его в устье Невы на убогие Василеостровские причалы. Нонсенс, господа. Такого не должно быть! Надо строить морской канал, подобный тому, что построили в Египте, на Суэце! Я уже вложил огромные деньги в

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама