Глава 1. Народ Русь - пришлые или местные
Почти 300 лет назад, в 18 веке, в официальной российской исторической науке была принята версия о западноевропейском происхождении народа Русь. Согласно этой версии, славяне Восточной Европы в середине девятого века пригласили к себе Скандинавского феодала на княжение, а он «взял с собой всю Русь» - некий народ Русь, то ли из Скандинавии, то ли из другой части Западной Европы. И вот от этих западноевропейцев, и якобы, скорее всего, скандинавов, и пошло название русской земли. «и ѿ тѣхъ Варѧгъ . прозвасѧ Рускаӕ землѧ» - вот строка из летописи, которая будто бы утверждает, что предки современных русских народов, сами создать государство не могли, и позвали для этого более умных западноевропейцев.
Эта версия основана на фрагменте летописи - «Повесть временных лет», в котором рассказано о «призвании варягов». Давайте и мы сегодня рассмотрим этот фрагмент летописи по изданию 1908 года, в котором текст минимально отличен от изначального списка: «В лѣто . ҂s҃ . т҃ . о҃ [6370 (862)] «идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани 30. Аньглѧне . инѣи и 31 Готе 32. тако и си 33 ркоша 34 . Русь . Чюдь 35. Словенѣ . Кривичи . и всѧ землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ Д неи нѣтъ 36. да поидете кнѧжит̑ и володѣть 37 нами»1
В 18 веке учёные Московского университета, немцы по национальности, истолковали этот текст так, будто бы Чудь, Словене и Кривичи сказали некоему народу Русь: «приходите княжить и владеть нами». Но, во-первых, если так, то в тексте должно быть – сказали Руси Чудь, Словене, Кривичи. А в тексте – сказала Русь, Словене, Кривичи – не Руси сказали, а сказала сама Русь! Но вот, в 19 веке, при издании летописи в 1846 году, этот текст подправили под приятую в 18 веке версию, напечатав - «реша Русиэ»2. Ссылка э) разъясняла, что в этом издании слово Русь исправлено на слово Руси. Эта подправка в корне меняла смысл самой летописной истории о призвании варягов, поскольку до подправки, Русь была в числе тех народов, которые приглашали Варягов Русь, а после подправки перешла в категорию тех, кого приглашали.
То есть эта подправка – чистой воды фальсификация фактов. Можно попытаться оправдать издателей 1846 года тем, что в летописи могла быть ошибка, мол, нелогично, если в тексте написано, что Русь сказала Руси. Но не обоснованность этой подправки была понятна издателям, так как автор летописи сам пояснил возникшую коллизию. Автор пишет – «пошли к Варягам к Руси» и тут же поясняет: сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани 30. Аньглѧне . инѣи и 31 Готе 32. тако и си»3. То есть, Русь пошла к Варягам к Руси, поскольку были эти варяги русскими: русские пошли к русским Варягам. Во времена написания текста, термина национальность ещё не было, и автор вместо него применяет термин – «название»: название народа. И если это учесть, то фраза будет звучать так: «поскольку были эти варяги русскими по национальности, как есть варяги шведы по национальности, другие норвежцы, англичане, иные и готы». Итак, автор поясняет, что народ Русь сказал Варягам Русь, - русским варягам. А значит, изначальное написание – «сказала Русь» было не случайным, и исправлять его нельзя. И ещё, это означает, что Русь – это не чужой, а местный народ, который и приглашал Варягов, к тому же не просто Варягов, а русских Варягов.
А что же немецкие учёные не заметили, что, по крайней мере однозначно, нельзя принимать вариант, что русские позвали чужаков? И что же, власти Российской Империи не заметили, что такое толкование унизительно для русского народа, и не подумали о том, что этот факт, если даже в него поверили, лучше бы не придавать широкой огласке? Но власти не только не постарались скрыть неприглядный для нации факт, а развернули широкую кампанию по пропаганде этого фрагмента летописи.
Прежде всего, как уже было сказано, подправили летопись в издании 1846 года. А «историк» Соловьёв С.М. и вообще вольно перевёл этот уже подправленный текст, для простого обывателя, усиливая уничижительные акценты: «Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет. Пойдите княжить и владеть нами»4. И если при прочтении самой летописи в редакции 1846 года, читатель мог видеть, что в изначальном тексте было написано - «сказала Русь» (по сноске), то читателю Соловьёва С.М. казалось, что именно так однозначно и сказано в летописи. Не было в летописи и упоминаний Новгородцев, поскольку в год призвания варягов, до начала строительства Новгорода было ещё сто лет. Кроме того: в летописи сказано – «наряда в ней нет», а Соловьёв даёт – «порядку в ней нет». В целом, это очевидно целенаправленная акция по созданию мифа, и внедрению его в умы народа.
К какой же цели стремились Российские власти, раскручивая этот вариант прочтения? Цели, в данном случае не трудно понять: ведь такое прочтение скрывало имя народа-основателя государства. «От тех варяг прозвалась русская земля» – вот ключевая фраза, которая была нужна властям на тот момент: 18 – 19 век, которая завуалировала имя народа-основателя государства. Скрыть имя народа, который исторически может претендовать на привилегии, как основатель государства, - обычная мировая практика. Так Китай, так же, созданный объединением множества родственных народов, назвал основателями государства императоров, слетевших с небес на огненных драконах. Очень умное решение, а главное – никому не обидно. Но для Москвы, этот вопрос был ещё более актуален, так как, после присоединения к Москве Киева – первой столицы государства, и выбранной стратегии главных и подчинённых народов, народ-основатель теперь оказывался в подчинённом положении.
По этой же стратегии, власти ввели и новые названия народов – Великороссы, Малороссы и Белорусы. Этих названий в природе до этого не существовало, а затем они стали применяться, как уничижительное, насмешливое прозвище для украинцев и нейтральное для Белорусов. Пафосное же название – Великороссы, в быту практически не употреблялось.
Но вернёмся к летописи. Обратим внимание, что автор поясняет только это понятие – Варяги Русь, относясь к самому слову – Русь, как к хорошо известному термину, не требующему пояснения. И это не удивительно, ведь название народа Русь для русских было само собой разумеющимся. Знали о народе Русь ещё до призвания варягов и во всём мире. Так немецкий историк Херрманн Й., в статье «К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского географа" (первая половина IX в.)», указывает, что среди народов Восточной Европы, «Баварский географ», написанный ещё до призвания варягов, называет русских (Ruzzi)5. А порядок перечисленных в нём соседей Руси – Древлян, Полян, Волынян позволяют понять, что русские жили в среднем Поднепровье. Упоминают русских (Русь) и в арабских источниках, написанных ещё до «призвания варягов».
Но вот, кто такие Варяги Русь – русские Варяги? Что это за термин - Варяги? О ком идёт Речь?
Об этом в следующей главе.
1. ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 14.
2. ПСРЛ – Т. 1, I.II. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб, 1846, Стр. 31.
В типографии Эдуарда Праца.
3. ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 14.
4. С.М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России. Москва. Издательство «Правда». 1990. Стр. 33.
5. Херрманн Й. К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского географа" (первая половина IX в.) // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 166-168.
Эта версия основана на фрагменте летописи - «Повесть временных лет», в котором рассказано о «призвании варягов». Давайте и мы сегодня рассмотрим этот фрагмент летописи по изданию 1908 года, в котором текст минимально отличен от изначального списка: «В лѣто . ҂s҃ . т҃ . о҃ [6370 (862)] «идоша за море к Варѧгом̑ . к Руси . сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани 30. Аньглѧне . инѣи и 31 Готе 32. тако и си 33 ркоша 34 . Русь . Чюдь 35. Словенѣ . Кривичи . и всѧ землѧ наша велика . и ѡбилна . а нарѧда въ Д неи нѣтъ 36. да поидете кнѧжит̑ и володѣть 37 нами»1
В 18 веке учёные Московского университета, немцы по национальности, истолковали этот текст так, будто бы Чудь, Словене и Кривичи сказали некоему народу Русь: «приходите княжить и владеть нами». Но, во-первых, если так, то в тексте должно быть – сказали Руси Чудь, Словене, Кривичи. А в тексте – сказала Русь, Словене, Кривичи – не Руси сказали, а сказала сама Русь! Но вот, в 19 веке, при издании летописи в 1846 году, этот текст подправили под приятую в 18 веке версию, напечатав - «реша Русиэ»2. Ссылка э) разъясняла, что в этом издании слово Русь исправлено на слово Руси. Эта подправка в корне меняла смысл самой летописной истории о призвании варягов, поскольку до подправки, Русь была в числе тех народов, которые приглашали Варягов Русь, а после подправки перешла в категорию тех, кого приглашали.
То есть эта подправка – чистой воды фальсификация фактов. Можно попытаться оправдать издателей 1846 года тем, что в летописи могла быть ошибка, мол, нелогично, если в тексте написано, что Русь сказала Руси. Но не обоснованность этой подправки была понятна издателям, так как автор летописи сам пояснил возникшую коллизию. Автор пишет – «пошли к Варягам к Руси» и тут же поясняет: сіце бо звахуть . ты Варѧ̑гы Русь . ӕко се друзии зовутсѧ Свеє . друзии же Оурмани 30. Аньглѧне . инѣи и 31 Готе 32. тако и си»3. То есть, Русь пошла к Варягам к Руси, поскольку были эти варяги русскими: русские пошли к русским Варягам. Во времена написания текста, термина национальность ещё не было, и автор вместо него применяет термин – «название»: название народа. И если это учесть, то фраза будет звучать так: «поскольку были эти варяги русскими по национальности, как есть варяги шведы по национальности, другие норвежцы, англичане, иные и готы». Итак, автор поясняет, что народ Русь сказал Варягам Русь, - русским варягам. А значит, изначальное написание – «сказала Русь» было не случайным, и исправлять его нельзя. И ещё, это означает, что Русь – это не чужой, а местный народ, который и приглашал Варягов, к тому же не просто Варягов, а русских Варягов.
А что же немецкие учёные не заметили, что, по крайней мере однозначно, нельзя принимать вариант, что русские позвали чужаков? И что же, власти Российской Империи не заметили, что такое толкование унизительно для русского народа, и не подумали о том, что этот факт, если даже в него поверили, лучше бы не придавать широкой огласке? Но власти не только не постарались скрыть неприглядный для нации факт, а развернули широкую кампанию по пропаганде этого фрагмента летописи.
Прежде всего, как уже было сказано, подправили летопись в издании 1846 года. А «историк» Соловьёв С.М. и вообще вольно перевёл этот уже подправленный текст, для простого обывателя, усиливая уничижительные акценты: «Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет. Пойдите княжить и владеть нами»4. И если при прочтении самой летописи в редакции 1846 года, читатель мог видеть, что в изначальном тексте было написано - «сказала Русь» (по сноске), то читателю Соловьёва С.М. казалось, что именно так однозначно и сказано в летописи. Не было в летописи и упоминаний Новгородцев, поскольку в год призвания варягов, до начала строительства Новгорода было ещё сто лет. Кроме того: в летописи сказано – «наряда в ней нет», а Соловьёв даёт – «порядку в ней нет». В целом, это очевидно целенаправленная акция по созданию мифа, и внедрению его в умы народа.
К какой же цели стремились Российские власти, раскручивая этот вариант прочтения? Цели, в данном случае не трудно понять: ведь такое прочтение скрывало имя народа-основателя государства. «От тех варяг прозвалась русская земля» – вот ключевая фраза, которая была нужна властям на тот момент: 18 – 19 век, которая завуалировала имя народа-основателя государства. Скрыть имя народа, который исторически может претендовать на привилегии, как основатель государства, - обычная мировая практика. Так Китай, так же, созданный объединением множества родственных народов, назвал основателями государства императоров, слетевших с небес на огненных драконах. Очень умное решение, а главное – никому не обидно. Но для Москвы, этот вопрос был ещё более актуален, так как, после присоединения к Москве Киева – первой столицы государства, и выбранной стратегии главных и подчинённых народов, народ-основатель теперь оказывался в подчинённом положении.
По этой же стратегии, власти ввели и новые названия народов – Великороссы, Малороссы и Белорусы. Этих названий в природе до этого не существовало, а затем они стали применяться, как уничижительное, насмешливое прозвище для украинцев и нейтральное для Белорусов. Пафосное же название – Великороссы, в быту практически не употреблялось.
Но вернёмся к летописи. Обратим внимание, что автор поясняет только это понятие – Варяги Русь, относясь к самому слову – Русь, как к хорошо известному термину, не требующему пояснения. И это не удивительно, ведь название народа Русь для русских было само собой разумеющимся. Знали о народе Русь ещё до призвания варягов и во всём мире. Так немецкий историк Херрманн Й., в статье «К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского географа" (первая половина IX в.)», указывает, что среди народов Восточной Европы, «Баварский географ», написанный ещё до призвания варягов, называет русских (Ruzzi)5. А порядок перечисленных в нём соседей Руси – Древлян, Полян, Волынян позволяют понять, что русские жили в среднем Поднепровье. Упоминают русских (Русь) и в арабских источниках, написанных ещё до «призвания варягов».
Но вот, кто такие Варяги Русь – русские Варяги? Что это за термин - Варяги? О ком идёт Речь?
Об этом в следующей главе.
1. ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 14.
2. ПСРЛ – Т. 1, I.II. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб, 1846, Стр. 31.
В типографии Эдуарда Праца.
3. ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 14.
4. С.М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России. Москва. Издательство «Правда». 1990. Стр. 33.
5. Херрманн Й. К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского географа" (первая половина IX в.) // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 166-168.