Произведение «Гранитный город. Очерк морской истории»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 81 +1
Дата:
Предисловие:
           Фото картины, изображающей эпизод испытаний  в Тронгзунде подводной лодки самодеятельного изобретателя и художника, выпускника ИАХ А.Александровского. Предположительно, из архива фотодокументов в Мучном переулке. Cъёмка была выполнена мною давно, прошу извинить, что точнее источник назвать не могу. На фото художник забыл изобразить мерный полосатый шток на лодке, по которому наблюдатели на судах определяли глубину погружения подводной лодки Александровского.

Гранитный город. Очерк морской истории

Один из древнейших городов Северо-Запада России, гранитный Выборг неразрывно связан с морем и водными путями, идущими из Балтики вглубь материка. Древние поселения, обнаруженные на территории Карельского перешейка, негласной столицей которого  является Выборг, свидетельствуют об активном освоении древним народом, который в большей части представляло племя корела, водных ресурсов и водных путей.

        Великий Новгород, административный, культурный и экономический центр огромных земель, которому была подвластна и выборгская территория не мог обойтись без морского пути, проходящего через Берёзовые острова, лежащие у Выборгского залива. Они хоть и проходили гораздо севернее других путей, связывающих Новгородскую Республику с другими ганзейскими городами, но были гораздо безопаснее других. Не случайно на острове Равица была известная мытня, первый таможенный пост, а возможно и карантин для судов с товарами иноземных гостей, как раньше на Руси называли купцов.

          С очень большой долей вероятности можно утверждать, что через водную систему, включающую Выборгский залив "за обиды гостям”, иначе- нападения на русских купцов, основательно осевших в древней столице Швеции, проходил морской поход возмездия, когда Великий Новгород был вынужден организовать в 1187 г. грандиозный по количеству лодий, политической и военной сложности морской поход корел (совр.- карел) на Сигтуну. Чуть позже, в 1198 году ими же был разграблен ещё более близкий к заливу город- Або.

          Устье глобальной, пронизывающей огромное пространство Восточной Скандинавии и Карельского перешейка водной системы привлекало внимание  и захватчиков. Накопившая инерцию за длительный период варяжская экспансия уже в шведский период не преминула затронуть и устье Вуоксы, на одном из крохотных островов которой и был основан Выборгский замок. Нерасторопность русских и междоусобицы не позволили вовремя отреагировать на внешний вызов, и Выборгский замок, несмотря на несколько попыток вернуть утраченное, в том числе и знаменитая осада 1495 года, продолжал оставаться шведским владением.  В течение длительного периода отсюда шла экспансия дальше, а город, защищаемый крепостью был не только её опорой, но и средоточием экономической и торговой жизни, для обеспечения которой шведские наместники построили и развивали судостроительную верфь. Развитие города шло бурными темпами и шведские власти неуклонно следили за этим. Дворянский король Густав Ваза очень дорожил Выборгом, посетил замок  и велел обустраивать город, чему до сих пор есть свидетельство в виде романтической Круглой башни, архитектором которой считается Ганс Берген.

        Но городу суждено было оставаться шведским только до 1710 года, когда силами отрядов и подошедшего юного Балтийского флота  сподвижника Петра I генерал-адмирал Ф.М.Апраксина и городская крепость и замок после тяжелейшей для обеих сторон многодневной осады были взяты. Со взятием города Петр вздохнул облегченно: «Крепкая подушка Санкт-Петербургу  устроена!».

        Интересно, что как морской стратег русский царь оказался выше скандинавского  адмирала Ватранга, ожидавшего возможности приблизиться к осаждённым со своим отрядом кораблей. Петр упредил шведов, рискнув пройти ближе к берегу, где ледовая обстановка помогла продвинуть огромный (около 200 вымпелов) разнокалиберный балтийский флот, который до самого Тронгзунда сопровождал сам Петр Михайлов (под этим именем царь выступал как морской деятель).

          Во время этого рискованного перехода участвовали и суда, уже тогда выполнявшие задачу ледоходов («Думкрат»).

            На фоне этого важнейшего для молодой столицы Санкт-Петербурга события не забылся и другой исторический факт морской истории Выборга – мужественный поступок гвардейского сержанта Щепотева, на немногочисленных лодках захватившего в рукопашном бою значительно превышавший по силам шведский бот «Эсперн». Произошло это в 1706 году во время неудачной сухопутной кампании, но пример отваги русских моряков живёт в памяти выборжан до сего дня.
  В петровский период прежняя верфь продолжала свою работу, известно, что другой соратник царя шаутбенахт Боцис  надзор над строительством полугалеры «Наталия».

        На протяжении длительного времени Выборгский залив и прилежащая к нему акватория были удобны прежде всего как место манёвров и испытаний,  в то время как экономическая и торговая деятельность Санкт-Петербурга отняли возможности Выборга как торгового и портового центра.

        Одна из наиболее драматичных страниц российской столицы была закрыта после знаменитого Выборгского морского сражения 1790-го года с флотом герцога Карла Зюдерманландского, состоявшего из 22 линейных кораблей, трёх фрегатов и 200 более мелких судов. Русский флот и прежде всего, эскадры контр-адмиралов Л.А. Повалишина и Ханыкова  в результате боя добились бегства неприятельского флота, и, захватив трофейные корабли, обеспечили победу в войне, которая разгорелась именно в то тяжёлое для Петербурга  время, когда основные силы флота находились в Средиземном море.

        В этот же период произошёл кровопролитный бой, закончившийся разгромом высадившегося на южный берег значительного отряда генерала Поллета.

        Выборгский залив с окрестностями  и Бьёркезунд (Берёзовый пролив, -швед.) стал местом и других событий во второй половине 18-19-го веках. Манёвры броненосной эскадры Бутакова, нелепая гибель броненосца «Гангут» («одна пушка, одна труба, одна мачта, одно недоразумение»), события Крымской войны (1853-1856).

          Последнее тоже, как ни странно, имеет отношение к Выборгу, далеко отстоящему от берегов Тавриды. Глобальные аппетиты Британской империи требовали удара по России там,  где только можно, и Выборг рассматривался британцами и их союзниками французами как удобный пункт возможного восстания местного населения против русских поработителей. Однако союзный флот  никакой поддержки, кроме помощи одного проводника в узких шхерах Тронгзунда (узкий пролив, -швед.) не нашёл и неприятелю пришлось убираться восвояси.

          Интереснейшим событием является факт многочисленных испытаний подводной лодки Александровского. Одна из наиболее совершенных в то время подводных лодок в мире была создана художником и инженером Александровским. Выпускник Императорской академии художеств во время своей командировки в Англии увидел на рейде огромный британский флот, готовившийся к отплытию к берегам России для участия в Восточной (Крымской) войне.

          Загоревшись желанием дать достойный ответ, художник всецело посвятил себя созданию и подводной лодки и торпеды. С величайшим трудом собрав средства, А.Ф.Александровский построил лодку и в навигацию 1869 года предъявил  на испытания комиссии  и императору. Подводная лодка, обшитая листовой медью в передней части с длиной  корпуса 110 футов  и большим вертикальным мерным штоком для визуального наблюдения с кораблей  прошла 1,5 мили под водой, задевая камни и дно  из-за небольшой глубины Тронгзундского рейда и, всплыв у самой кормы императорской яхте «Штандарт», завершила часть испытаний построением 18 членов команды в парадной форме прямо на борту лодки.

          Несмотря на то, что лодка в одном из испытаний затонула в Бьёркезунде, изобретение имело несомненный успех и  все основания для того, чтобы получить поддержку .

          В дальнейшем история также не обошла событиями прилегающую к Выборгу акваторию. В 1910 г. гибель  броненосца «Генерал Адмирал Апраксин» у шхер острова Гогланд позволила проявить на практике открытие учёного А.С.Попова. При спасении корабля впервые в мире на практике была использована радиосвязь.

          Многократно к Выборгскому замку подходили императорские яхты «Штандарт» и «Полярная звезда», экипаж последней активно участвовал в подготовке Октябрьской революции.

          Лидеры революции довели русский флот до трагической ситуации, но для Балтийского флота ситуации была по отношению к Бизерте с точностью до наоборот: флот, брошенный в Гельсингфорсе  в тяжелейших военно-политических условиях, когда советское правительство, предоставившее независимость Финляндии, бросило  и людей и флот на произвол судьбы, отчаянно пытался  пробиваться к берегам России («Ледовый поход»). Часть из судов и эсминцев пробивалась к угольным пристаням Бьёрке (март 1918г) .

        На рейде в Койвисто (ныне- Приморск) проходили переговоры императора Николая  II и германского канцлера. Есть версия, что на память о своём пребывании император сделал вклад для знаменитой кирхи в Койвисто -внушительных размеров люстру.

          В году Великой Отечественной войны упорные бои шли за острова Выборгского архипелага. Только при взятии острова Тейкарсаари (Игривый) погибло около 3 тысяч советских моряков и солдат.

          Потери несли не только советские и финские войска, но и немецко-фашистский флот. В августе 1944 экипаж морского охотника под командованием старшего лейтенанта Коленко смог выследить и утопить у острова Рондо германскую подлодку новейшего типа U-250. Позднее то обстоятельство, что неприятель пытался бомбить уже затопленную лодку, навело советское морское командование на мысль, что даже затопленная лодка представляла интерес. Под непрерывным обстрелом водолазы и экипажи судов обеспечили подъём и прибытие лодки в док Кронштадтского ремонтного завода, где оказалась, что лодка была оснащена новейшими торпедами «Королевская изгородь». Переданные по просьбе премьер-министра Великобритании сведения  помогли в дальнейшем  английским союзникам спасти от гибели на морских коммуникациях суда и жизни многих британских подданных.

          В советские годы и Бьёркезунд и Выборгский залив продолжали оставаться местом проведения испытаний, в том числе динамические испытания первого в мире атомного ледокола “Ленин” (конец 1950-х гг.), для чего был построен огромный стакан с установленным к нему гигантским динамометром. В более поздние дни Выборгский  залив стал популярным  местом проведения киносъёмок («Особенности национальной рыбалки», «И на камнях растут деревья» и многих других) и подводных экскурсий к затопленных кораблям: броненосцу береговой обороны «Гангут», клиперу «Опричник», шведским кораблям 1790г.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама