Произведение «2. Размышления о духовности и духовном росте»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 62 +1
Дата:

2. Размышления о духовности и духовном росте

(из книги "Размышления. 101 день!)

Что для меня есть духовность? Прежде всего, для меня она есть. Есть, как некий вполне реально существующий объект или фактор. (Разумеется, без личностного начала. Тогда это уже субъект – Дух.)  Как некий компонент, присущий личности (далеко не всякой)?.. Может быть.
Попробуем (насколько это возможно) отойти от религиозной подоплеки. Четко ясно одно: духовное – это нечто принципиально отличное от материального. Причем, часто, имеющее некую материальную форму (или носитель).
Плоды духовности: философия, литература (художественная и поэзия), живопись, музыка, искусство вообще. (Часто, но далеко не всегда.) Культура в целом - тоже носитель духовности (но далеко не вся). Область идей – общественных, научных, абстрактных, тоже относится к сфере духовности. Опять таки, далеко не всех!
Встает вопрос: может ли понятие «духовность» нести знак «-« («минус»)?..
То есть, иметь отрицательную величину?..
Что касается культуры, то да. Имеется, если не ошибаюсь, даже такой термин – «антикультура». Впрочем, раскрывать или разбирать мы его здесь не будем.
Для меня ясно одно: духовность не может носить отрицательный характер. «Антидуховность» означает лишь отсутствие духовности и больше ничего.
Существует ли духовность вне основного ее носителя – человека?.. Только в плодах его. (Опять таки, если отринуть религиозную подоплеку!)
Очень не люблю слово «гуманизм». Но приходится признать, что духовность носит гуманистический характер. И, безусловно, гуманитарный.
Итак. Состояние духовности - это некое состояние присущее человеку.
Носит ли духовность этический, нравственный характер?.. Да, безусловно. Но, все-таки, духовность есть не чисто нравственная категория.
Понятие «творчество» чисто духовная категория?.. Увы, нет. Творчество (как создание чего-либо принципиально нового) может носить антигуманистический, а, следовательно, антидуховный характер.
Вырисовывается следующая картина. Духовность – категория положительная, основанная на гуманистических ценностях. (Впрочем, не имеющая ничего общего с современным западным «гуманизмом», который безнравственен в своей основе.)
Как ни тужься, а приходится вернуться к религиозной базе. В отличии от гуманизма, ставящего во главе угла  человеческую личность (и ее безусловную сверхценность), духовность – категория, не противостоящая  (она вообще ничему не противостоит), а более высокая. Я бы сказал так (вне рамок религиозности):  она опирается на понятие  Вселенная.  Она (духовность) говорит нам:  мы, люди, хоть и венец творения (может быть), но, все-таки, часть единого целого – Природы. В этическом плане духовность исходит именно из этого базиса.
Итак, «человек духовный» - не обязательно творец, но часто он «сотворец» и всегда – сохранитель Божьего мира – Вселенной. Он – отвергающий разрушение и созидающий, улучшающий то, что ему досталось в Наследие.
Вернемся к религиозной концепции. Состояние духовности – состояния Бога в душе, Божьего мира в душе, гармонии. Источник духовности – Бог. Искра Божия в наших сердцах - искра созидания и Любви.
Духовность – состояние Любви.
Если так (а это действительно так), то духовный рост можно определить как процесс  совершенствования в Любви. (Помните – «Боящийся в Любви не совершен?!..)
Но, рассмотрим этот вопрос более развернуто.
Стремление к духовному росту, есть все-таки стремление к Абсолюту (т.е. к Богу), а значит к совершенству. Мы не претендуем на духовное совершенство, а лишь на стремление к духовному росту. Мы всего лишь люди, а значит, изначально несовершенны (по сравнению с Абсолютом). Но Создателем  в нас  заложена жажда совершенства. (И это, безусловно, лучший из Его Даров). Это ни есть стремление стать Богом, это есть стремление слияния с Ним (насколько это возможно для человеческой природы).  Свыше нам дан вектор развития, ведущий в бесконечность…. И это не тщета человеческого существования, это – смысл человеческого существования  - вечное совершенствование. Еще точнее – вечное совершенствование в Любви.
Это касается как человечества в целом, так и отдельного человека. Вечность?.. Но  человек  смертен.  Это так,  но  Господь  обещал    нам
Жизнь Вечную, и только от нас зависит - принять этот  Дар или нет.
Предначертанный Нам Господом путь нелегок. В одной из своих книг я  (точнее мой  литературный герой) писал: «…истина в том, что мы движемся по серой унылой дороге, усеянной терниями, а впереди, на вечно рассветном горизонте, маняще смеются звезды. Мы бредем, спотыкаясь, падая, и вновь поднимаясь, расцарапывая в кровь ноги и руки, навстречу рассвету, который никогда не наступит. Но, верим ли мы в это?.. Нет. Впереди у нас - Вечность. И мы идем, жадно ловя глазами предрассветные лучи, питаясь светом далеких звезд… Предвкушение счастья – не смысл ли нашего бытия?..».
Да, это мироощущение моего героя. И, в целом, оно верно, за исключением, одного: рассвет все-таки наступит. Вопрос лишь в том, насколько мы готовы  встретить (а значит, принять) этот рассвет?..
Но вернемся к духовному росту. Безусловно, это процесс, а не размер, или некий объем. Духовный рост (как и собственно, духовность) не подлежит измерению.
Более того, чаще всего, сами мы не можем определить - имеет ли место быть этот процесс в нас. Я никогда всерьез не смогу сказать – «у меня два метра духовного роста». Конечно, я могу ощущать, что за определенный период времени я стал духовно богаче, приобрел новый духовный опыт, даже духовно вырос, наконец. Но так ли это на самом деле, соответствуют ли мои ощущения действительности, я никогда точно не смогу определить.
Ежели я, все-таки, когда-нибудь всерьез публично заявлю (да, что там, просто – подумаю!) о своем духовном «величии» - пиши пропало! Вспомним о завещанной нам Христом «духовной нищете»…
Малейшая уверенность в себе в этом отношении – огромнейший шаг к гордыне. А потому, мой удел – вечное ученичество, вечный поиск и вечное неудовлетворение собой в духовном плане. Без излишнего самоуничижения,    конечно.  Достаточно ироничного отношения к себе. И помнить: я не бог, я всего лишь человек, грешный по своей искаженной природе. Человек со всеми своими достоинствами и недостатками. И по отношению к самому себе я никогда не смогу быть объективным.
Гораздо объективнее взгляд со стороны. Близкие тебе люди могут отметить твой духовный рост. Но и они – всего лишь люди, а значит, могут ошибаться.
Объективен только Господь Бог. И будь уверен, в свое время он даст оценку состояния твоего духа. (Вскрытие, как говорится, покажет. Шутка!)
А пока что не стоит пытаться измерить свой духовный рост в каких либо единицах.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама