Произведение «Дальние полёты, или Паноптикум. XXVII»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Читатели: 94 +2
Дата:
«Афродита и Дионис»
Предисловие:
Роман-мозаика

Дальние полёты, или Паноптикум. XXVII

От берегов Эгейского моря отправимся на просторы Средиземного моря, чтобы попасть на благодатный остров Кипр. Кипр – райский остров Афродиты и Диониса, край любви и вина, моря и солнца, изобилия и радости. Бог природных плодоносящих сил, виноделия и экстатических оргий Дионис весьма почитался древними греками, хотя происхождение его явно малоазиатское, к эллинам он пришёл из Фригии.Дионис, по мифам древних греков, являлся сыном верховного бога Зевса и смертной женщины Семелы и входил в число двенадцати олимпийских богов.

Голову Диониса, как бога природы, увивал венок из листьев плюща и винограда, а в руках он держал особый жезл фаллической формы – тирс. Его спутниками были похотливые козлоногие сатиры и хмельные полунагие менады. Вместе с ними часто шли великий Пан и мудрый пьяница Силен, наставник юного Диониса. Это он научил Диониса понимать и любить природу, выращивать виноград и делать из него вино. Хотя Силен предпочитал не ходить, а ездить на осле.

Мудрые эллины с их принципом «ничего сверх меры» знали, что иногда необходимо освобождать природную энергию, подавляемую цивилизацией и правилами общества, давать выход сему бурлящему потоку. Они делали это во время торжеств в честь бога Диониса, где предавались безмерному винопитию, чревоугодию, диким играм, танцам и прочим безумствам. Современным людям дионисии более известны под названием вакханалий, так как древние римляне переименовали бога в Бахуса или Вакха.

Культ Диониса сложен и противоречив, он бог плодоносящих сил Земли, вина и веселья, безумия и смерти, экстаза и катарсиса. А ещё, конечно, театра, трагедии и комедии, без которых люди давным-давно не могут обходиться.
Во многом демонический дионисийский культ с его иррациональным началом традиционно противопоставлялся гармоническому культу солнечного Аполлона.
Такое противостояние известно не только в философском, но и в музыкальном плане. Состязаться с Аполлоном отважился сатир Марсий. Аполлон играл на лире (кифаре), Марсий на авлосе (свирели). Сатир победил в этом музыкальном состязании, за что солнечный бог содрал с него живого кожу.

В Пафосе сейчас можно посетить дом Диониса с древними мозаиками, на одной из которых бог растительности, вина и веселья дарит виноградную лозу человеку. Потом можно принять участие в современных дионисиях. Хотя теперь, конечно, нет места древнему буйству, хаосу и свирепости. Симпозиум - лучше назвать это, имея ввиду первоначальное греческое значение слова - «пиршество».

На острове с древнейших времён производят отличные вина, в том числе и знаменитую коммандарию. Здесь много ярких цветов, зрелых плодов и сладких фруктов. А ещё хлеба, сыра, мяса, рыбы и других морепродуктов. Летние вечера на берегу Средиземного моря оставляют незабываемые впечатления.

Именно на Кипре вышла на берег из пены морской богиня любви Афродита, за что и получила имя «Пенорождённой». Красотою Афродиты Киприды были поражены все люди и боги, каждый мечтал взять её в жены и любовницы. Парис признал её «Прекраснейшей» и отдал ей золотое яблоко первенства, которое с хитрым умыслом подбросила коварная богиня Эрида.

До сих пор тысячи людей со всего света посещают знаменитую бухту Петра-ту-Ромиу, некоторые из них отваживаются плыть к скале Афродиты, большинство просто ищет на берегу камешек, похожий на сердце, на долгую счастливую память. А ещё стоит помнить о морском происхождении богини любви и красоты.

Недалеко, в современном селении Куклия находятся руины храма Афродиты Киприды, которой были подвластны и люди, и боги. Пояс Афродиты обладал волшебной силой и подчинял даже верховного бога Зевса. Тех, кто пытался противиться власти любви, богиня жестоко наказывала, достаточно вспомнить Ипполита и Нарцисса.

У эллинов существовало разделение богини на Афродиту Уранию (Небесную) и Афродиту Пандемос (Всенародную). Позже по имени великого греческого философа стали различать возвышенную платоническую любовь и любовь плотскую.

Мужем Афродиты стал Гефест – бог огня и кузнечного ремесла, самый умелый и самый невзрачный олимпийский бог. Но одного хромоного Гефеста ей, конечно, не хватало…Она внушала любовь богам и людям и бесконечно влюблялась сама.

Гефест ревновал порывистую, ветреную супругу. Однажды он изготовил тонкую, незаметную, но очень крепкую золотую сеть и подвесил её над супружеским ложем. Жене он сказал, что отправится отдохнуть на свой любимый остров Лесбос.
К Афродите явился бог войны Арес, но любовники запутались в сети Гефеста. Бог огня и ремесла представил неверных другим олимпийским богам, но вряд ли от этого что-то выиграл. Древние греки не наградили Гефеста ни красотой, ни умом.

От союза Афродиты и Диониса появились бог брака Гименей, бог плодородия Приап, три хариты – богини веселья и радости жизни: Аглая, Евфросина, Талия. Других детей от разных любовников и мужей не станем перечислять, тем более что сами древние греки в них путались и давали в разных источниках разные версии.

Вот только мимо Эрота пройти никак нельзя, он стал неизменным спутником и помощником Афродиты, олицетворением любовного влечения и продолжения жизни. Красивый мальчик с крыльями, луком и незнающими промаха стрелами любви, в римской традиции ставший Амуром или Купидоном.

Нельзя оставить без внимания и смертного возлюбленного Афродиты – Адониса. Богиню поразил прекрасный юноша, сын царя Кипра Кинира, ради него она забыла всех других поклонников, и предавалась радостной любви с отважным охотником в тенистых лесных чащах. Отсюда пошло имя Афродита Адонея – состоящая в браке с Адонисом.
Но мстительный Арес (римский Марс) не дал продлиться долго их радости, направленный им свирепый вепрь смертельно ранил счастливого соперника.

Адониса оплакивают хариты и мойры, из его крови расцветают розы, из слёз Афродиты анемоны. В честь Адониса стали проводиться оргии, в которых первый день посвящался горю и плачу, а второй веселью и радости по воскресшему. В этом мифе развёрнута символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Вселенная греков едина и всеобъемлюща – от воды и минералов к растениям и животным, от людей к богам и наоборот. И люди, и боги подчиняются законам судьбы. Мойры - богини судьбы властвуют над всем в мире. Но иногда их может победить Тихе - богиня случая и удачи.

Греческие боги подвержены таким же страстям, как и люди, у них похожие взлёты и падения… Вот только люди по своей природе смертны. А в загробном мире их не ждёт ничего достойного и радостного, мрак, уныние и беспросветность в царстве Аида.

Возлюбленный Афродиты Адонис имеет явное финикийское происхождение. У семитского народа финикийцев Адон (Господин) – это юный воскресающий бог весны, олицетворяющий ежегодное умирание и оживление природы. В западносемитской мифологии он отождествлялся с Таммузом ( шумерский вариант Думузи ) – умирающим и воскресающим божеством плодородия.

В религии Древнего Египта аналогию отношениям Афродиты и Адониса находим в сочетании Изиды и Озириса.

Адонай – это одно из имён бога в Ветхом Завете. Да и параллели с воскресшим Иисусом Христом быстро приходят на ум. Вот такие парадоксальные сакральные трансформации.

Но тут, чтобы так далеко не уходить от первоначальной темы, стоит вернуться на Кипр с его людьми и богами.

Религиозные празднования в честь Афродиты совершались каждую весну в первые дни апреля. Поклоняющиеся богине любви собирались в священной роще. С появлением на небе утренней звезды процессия под звуки музыки и хоровое пение направлялась к храму.

Там их встречали жрецы и жрицы. Жрецы происходили из рода киниров, являлись потомками Кинира, легендарного первого царя Кипра. Верховным жрецом служил царь Пафоса, а жрицей его жена. Они совершали ритуал священного брака.
На алтаре сжигали смирну, ладан, ароматные цветы и душистые травы. Потом приносили в жертву животных только мужского пола: голубей, козлов, быков. Их закалывали, а внутренности сжигали на алтаре. Жрецы по дыму прорицали будущее.

На афродизиях употребляли вино и мёд, ели мясо жертвенных животных, хлеб, испечённый в виде фаллоса и посыпанный солью, как напоминание о морском происхождении богини Любви и Красоты. Бытовала храмовая проституция, словом празднества были самыми буйными, чувственными и неистовыми.

Мистерии Афродиты и Диониса, возникшие на Кипре, раскрывают экстатический опыт древних греков. ( Др.гр. экстазис - вне места, не на месте ).

На этом оставим Афродиту и Диониса, перейдём к природе Кипра.

XXVIII.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама