Между молотом и наковальней
Молот не любит наковальню.
Смею думать, что и наковальня так же относится к молоту.
Ненависти между ними тоже нет.
Они просто вместе работают, создавая из раскалённых металлов шедевры искусства или оружие, удобные бытовые конструкции или прочные заборы, чтобы люди могли отгородиться ими один от другого и жить со своими соседями вроде бы и рядом, но бесконечно далеко друг от друга.
Мне почему-то кажется, что в современной связке Россия – Китай примерно такие же отношения. Ну, а кто здесь молот, кто наковальня, думаю, принципиального значения не имеет.
Гораздо более любопытно самочувствие того или тех, кто оказался между.
Казахстан, например…
Посмотрите на карту. Вся северная граница этой большой и самодостаточной страны – граница с Россией. Примерно треть юга Казахстана примыкает к Китаю. Думаю, совсем не просто жить Республике Казахстан, когда её «нежно и трепетно обнимают» два таких гиганта.
А потому не торопитесь обвинять казахов в предательстве за то, что они воздерживались, воздерживались, а потом и не согласились с военной операцией России на Украине.
Не нужно быть политиком-международником, чтобы понять, что Казахстан опасается, в случае поддержания России, западных санкций, направленных уже на него.
Казахстан – страна, конечно, огромная и сказочно богатая, но есть две проблемы, которые ещё не решены. Это относительная малочисленность населения – согласитесь, что чуть более девятнадцати миллионов человек на более чем два с половиной миллиона квадратных километров – это явно недостаточно.
И вторая проблема (а возможно даже – первая). Это молодость казахов как нации. А молодость всегда горяча, порывиста, но неопытна.
Ведь первый роман в казахской литературе появился только в 1959 году, когда Мухтар Ауэзов написал свой «Путь Абая», а переход на кириллическое письмо произошёл лишь в конце двадцатых годов прошлого века. До этого времени была латиница и даже арабская вязь.
Национальный же рабочий класс из этих потомственных кочевников сложился лишь к концу двадцатого века.
Территория современного Казахстана тоже оформилась окончательно относительно недавно. Например, ещё в 1932 году нынешний Восточный Казахстан с центром в городе Усть-Каменогорске был частью Томской губернии.
Вот и опасаются современные казахи того, что Россия может предъявить им территориальные претензии. Или Китай (скорее всего, всё же, он - «наковальня»!), «вползающий» неумолимо на казахстанские земли, «всосёт» в себя если не весь Казахстан, то немалую его часть, по крайней мере.
Думаю, что именно этим и вызвано желание Республики дистанцироваться и от одного, и от другого соседей-гигантов.
Примеров хотите? Извольте.
Прежде всего дистанцирование начинается в языке.
Алма-Ата переводилось на русский язык очень просто: «яблока отец». В современном Алматы этимология перевода уже затемнена (про то, что ранее был Верный, казахи стараются вообще не вспоминать). Когда город назывался Семипалатинск, то русское происхождение названия было слишком очевидно. Теперь это – Семей – слово, которое лишь по огласовке похоже на казахское, а вот перевести его на русский язык решительно невозможно. Разговоры о том, чтобы Усть-Каменогорск превратить в «Оскемен», периодически возникают в казахстанском обществе. А Нур-Султан имеет только перевод с арабского: «орган власти», «авторитет». Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана уже практически не вспоминаются.
Выпадает из этого логического ряда бывший Лениногорск, которому казахи вернули дореволюционное имя Риддер. Почему немецкое, а не казахское?..
И видеосюжет, облетевший компьютеры миллионов людей, когда житель одного из казахстанских городов увидел на улице машину с российскими номерами и символической буквой «Z» на дверцах, отчего обратился к полиции, называя тех, кто в машине, оккупантами, тоже вызывает сначала недоумение, а потом понимание того, что люди просто боятся… Ну, или, скажем, опасаются, что у них в стране могут опять случиться непорядки, подобные тем, что вспыхнули в январе 2022 года.
Здесь позволю себе не согласиться с резким высказыванием очень авторитетного во всём мире человека, одного из руководителей RT, Маргариты Симоньян, в котором она обвиняет целую страну в предательстве.
Нет. Не предательство это. Робость пока ещё. Да, - пока ещё робость… А требовать от людей подвига, на мой вкус, - дело в высшей степени безнравственное. Это ведь так, как нас в школе учили:
… кто-то вырывает у себя сердце для того, чтобы осветить путь людям, а кто-то («осторожным человеком» назвал его Горький) растаптывает это сердце, чтобы даже памяти о герое на белом свете не осталось… Глубоко убеждён, что братья наши казахи не из их числа…
|