Произведение «Знаменитая картина Пабло Пикассо и история самой известной фразы художника»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 8 +8
Дата:

Знаменитая картина Пабло Пикассо и история самой известной фразы художника

В 1937 году Пабло Пикассо, к тому моменту уже прославленный художник, по заказу Испанского республиканского правительства для испанского же павильона на всемирной выставке в Париже, написал огромную картину, которой суждено было стать едва ли не самой известной и обсуждаемой картиной художника.

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо (а именно, таково полное имя художника, полученное им при рождении) написал картину «Герника», по имени одноименного городка на севере Испании в историческом регионе Страна Басков. Городка, который был буквально стёрт с лица земли однодневной чудовищной бомбардировкой германской и итальянской авиации...

С 1936 по 1939 годы в Испании шла Гражданская война между республиканским правительством и националистическими соединениями под предводительством будущего генералиссимуса и каудильо Испании Франсиско Франко. И эпизод бомбежки Герники стал, хотя, и чудовищным по своей жестокости, но всего лишь одним из эпизодов того противостояния.

Тем не менее, испанским националистам помогали «ближайшие соседи» в лице фашистской Италии и правительства Муссолини, нацистской Германии во главе с Гитлером и фактически нацистской Португалии во главе с Салазаром.

В крохотной Гернике на севере Испании с мирным населением, составлявшим чуть более 3,5 тысяч человек и отдельно соединениями республиканской армии, находились три военных завода и стратегический пункт республиканского командования. Потому с военно-тактической точки зрения, бомбежка военных предприятий казалась вполне обоснованной. Но, как часто водится в таких случаях, авиация не стала выцеливать военные объекты и провела, по сути, ковровую бомбардировку всей территории маленького городка.


Со согласованию с националистическими соединениями генерала Франко, подразделение немецких военно-воздушных сил Люфтваффе «Легион Кондор» при участии нескольких итальянских бомбардировщиков в течение более, чем двух часов бомбили небольшой городок (или, как было объявлено изначально: «заводы, производящие военную продукцию и пункты дислокации подразделений республиканской армии»). В результате на маленькую по площади территорию было сброшено более 40 тонн авиационных бомб...

Как свидетельствуют разные источники, непосредственно во время бомбёжки от разрывов бомб, осколков и в завалах, погибли от 150 до 300 человек и еще более 600 человек скончались впоследствии от ранений и травм в госпиталях ближайшего к Гернике крупного города Бильбао.

По самым скромным оценкам без возможности восстановления было разрушено более трех четвертей маленького городка.
Разрушения были поистине колоссальными и в дальнейшем весь город пришлось отстраивать заново...

Позднее пропаганда франкистов отрицала факт бомбёжки города немецкими бомбардировщиками при содействии итальянских военно-воздушных сил. Как и отрицала факт собственного подтверждения и одобрения бомбёжки, упорно настаивая, что город был взорван и подожжён самими республиканцами в рамках их тактики «выжженной земли».

Но со временем отрицать очевидный факт стало уже невозможно...

Именно апрельской трагедии 1937 года в Гернике была посвящена картина Пабло Пикассо «Герника», написанная им уже в мае того же года. Буквально на пике эмоций от произошедшей трагедии, когда ежедневно Пикассо работал над картиной по 10-12 часов в сутки...

Картина представляет собой огромное полотно размером 349 на 776 см, то есть почти 3,5 на 8 метров, выполненное в черно-белых тонах, написанное в стиле кубизма, основоположником которого считается именно Пикассо. Сама картина выполнена маслом на холсте.


И, хотя, на первый, «скользящий» взгляд трудно принять картину за произведение искусства (настолько сильно это напоминает формализованный «плакатный стиль»), но при внимательном изучении картины, восприятие картины меняется на диаметрально противоположное. Буквально в каждом образе сразу виден легко узнаваемый и символический образ, эмоционально и исторически отсылающий к тому, что люди вынуждены страдать безо какой-либо причины за чужие ошибки, заведомо неправильные решения и преступные амбиции.

Сейчас картина «Герника», которая является едва ли не самой известной и узнаваемой картиной Пабло Пикассо, выставлена на показ в Музее королевы Софии в Мадриде.

Но на самой Всемирной парижской выставке, которая проходила в столице Франции с мая по ноябрь 1937 года, по свидетельству современников, «картина видела больше спин, чем лиц посетителей».

Людям, тогда ещё мирного Парижа, как и посетителям выставки из других стран, невозможно было принять не только новаторский, «кубический стиль» Пикассо, но и то, что где-то поблизости идёт настоящая война и люди гибнут буквально в «промышленном масштабе». Потому и рецензии в прессе, и мнения посетителей выставки в большинстве своём сходились на том, что невозможно ассоциировать себя с ужасами войны и что Пикассо в своей картине выразил лишь эпизод боевых действий и «большого мира» подобная трагедия точно никогда не коснётся...

А, впрочем, стоит вернуться и ко второй части заголовка очерка...

Сам Пабло Пикассо, будучи убеждённым республиканцем, не вернулся в Испанию после прихода к власти генерала Франко и установления в стране полноценной диктатуры и остался жить в соседней Франции. И даже, несмотря на оккупацию Парижа войсками Третьего Рейха, Пикассо оставался все эти годы — с 1940-го по 1944-й — непосредственно в Париже, и нисколько не ослабил своей творческой деятельности, создавая картины, которые отражали весь трагизм той эпохи...

Однажды, по некоторым свидетельствам, непосредственно к Пикассо в дом пришли офицеры немецкой армии то ли с обыском, то ли ради проверки документов. На столе художника находилась либо репродукция с его картиной «Герника», либо открытка с изображением той картины.

Зная, что Пикассо известный испанский художник, немецкий офицер указал рукой на образы картины и задал формально-дежурный вопрос: «Это вы сделали?»

«Нет, — спокойно и c достоинством ответил Пикассо, глядя прямо в глаза немецкому офицеру, — это сделали вы».

Впрочем, последний диалог можно отнести и к мифам Второй Мировой войны. И уже на усмотрение придирчивого и всегда имеющего своё несгибаемое мнение читателя остаётся — верить случившемуся с Пабло Пикассо во время фашистской оккупации Парижа или нет...
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама