География до дома доведет
В седьмом классе в школе появился новый учитель физкультуры. Будучи человеком лет тридцати пяти, школьникам он казался достаточно старым.
Но так как в отличие от прежнего, он сам бегал на уроках, прыгал, играл в волейбол, то сразу сам стал любимчиком. А после того, как живя среди снегов, школьники впервые узнали новые способы ходьбы на лыжах : двушажный, «ёлочка», «лесенка» - любимым предметом стала «физра».
Валя стала заниматься в спортивных кружках - лыжном, баскетбольном. Все это благодаря новому физруку. Поселился он рядом с их домом. Через пару месяцев к нему приехала жена. Уважение и любовь к учителю автоматически перенеслось на его Светлану.
Эта молоденькая городская девушка по своей неопытности часто заходила за советом к Валиной маме. Как топить печь, когда закрывать вьюшку дымохода, можно ли пить воду с колодца некипяченой и прочие вроде бы простые истины.
Мама с удовольствием общалась с женой уважаемого всеми учителя.
В одно из таких посещений мама перебирала чернику, ведро было полное, черника крупная и спелая.
-Ой, откуда это у Вас так много? – Светлана потянулась к ягоде.
-Из лесу, Валя набрала.
-Там так много? - повторно удивилась Светлана, Вы бы меня взяли с собой, можно?
-А почему нет, завтра с утра она опять собирается, может Вас взять.
-А Вы?
-Не бойтесь, Валя лес лучше меня знает, у меня корова, хозяйство, огород.
Утром Валя со Светланой вышли за поселок и машинной дорогой пошли в лес.
-Пойдем за первый ручей, там черники много, еще только пошла, не оборванная.
-Да мне хоть сколько, лишь бы набрать, Толю порадую - Светлана впервые назвала мужа Толей.
Через пару километров за первым ручьем, они свернули в лес, и пошли по еле заметной тропинке вглубь.
Чем дальше уходила тропка, тем темнее становился лес. И вот среди берез, пней и елей пошел черничник. Он рос сплошным ковром, видимо сегодня сборщиков ягод еще не было, черники было много, и девушки склонились над зарослями, собирая ягоду. Крупная спелая черника быстро пополняла ведра.
Валя, сидя на корточках, оглянулась - Светлана не отходила от нее и тоже быстро собирала ягоду, бросая горсть в ведро, а горсть-в рот. Как всегда бывает в лесу, где-то впереди, чуть подальше росло ягод больше и они были крупнее, так казалось.
Незаметно девушки углубились в темный ельник, сизо-синей черники на молодом черничнике было видимо-невидимо, ведра быстро заполнились у обеих и они встали.
Валя подняла голову - вверху высокие разлапистые ели соединялись между собой так, что небо проглядывало небольшими голубыми клеточками.
-Выходим! Валя закрыла и завязала платком ведро с ягодой.
-И Вы закройте, споткнешься, весь сбор насмарку - рассыплется.
Валя стала искать тропинку. Её не было! Только бы Светлана не поняла, что она ее потеряла! Впереди был виден просвет, девушки вышли из темного ельника и оказались на старой делянке.
Еще папа предупреждал, что все старые делянки похожи друг на друга как две капли воды. Эта была без срубленных брёвен, вся заросла мелким кустарником, даже колеи от вывозки леса не было видно.
Валя оглянулась. Все четыре стороны квадратной делянки были абсолютно одинаковыми. Куда идти, в какую сторону? Кругом многокилометровая тайга.
-А мы куда?- подала голос Светлана.
-Сейчас, отдохнем и пойдем, здесь ближе.
Валя вдруг отчетливо осознала, что она заблудилась, впервые заблудилась! Ей стало страшно!
Сколько раз она одна ходила за грибами, за ягодами и если сказала, что придет через два часа, значит так и приходила. У нее был папина интуиция на лес, никогда не заламывая веток, не подвязывая сигнальных ленточек, она спиной ощущала где, в каком месте она зашла в тайгу. Всегда! Но не сейчас…
Лес, такой любимый ею, такой близкий, показался вдруг холодным и чужим. Сосны надменно шумели, хотя ветра не было, даже березы отвернулись от неё…
Что делать? Валя замечала, что будучи в общем еще ребенком, девочкой, в моменты наивысшего напряжения по какому-либо вопросу, она мысленно ощущала себя гораздо старше. Вот и сейчас, перебирая все возможные пути решения, в голову пришла…география. Тамара Александровна учила на уроке, как надо ориентироваться на местности.
Муравейник - рядом их не было, если искать - напугается Светлана, и не факт, что он поможет.
Ветви деревьев-нет, в густой тайге со всех сторон ветви на деревьях растут почти одинаково.
Валя неожиданно поняла, какую ответственность она приняла за взрослого человека-Светлану. В голове напряженно крутилось: «Что делать, что?" И еще была ужасная мысль-мама не переживет, если они не вернутся."Нет, только не это!»
Солнце слегка перевалило через зенит.
Солнце! Точно, она четко вспомнила, что просыпаясь утром, солнце светит им в детскую комнату. Значит, если провести мысленно прямую между солнцем и комнатой, получим, что восток за рекой. За черникой они пошли от реки налево, то есть на запад. Значит, если сейчас солнце перевалило через зенит, то оно движется на запад. Чтобы выйти к реке, надо идти в противоположную сторону.
К поселку так точно не выйти, а к реке можно, а там и до поселка по берегу дойдем!
-Света, пойдемте сюда, не будем возвращаться на тропинку, впереди должна быть дорога, так ближе! - Валя уверенно двинулась вперёд.
Шли долго, во всяком случае, так показалось. Ведро оттягивало руку, сапоги, которые всегда обували от змей, мешали перелезать через бурелом.
Уставшие, вспотевшие они, наконец, вышли из очередной делянки на старую колею, и хотя она была заросшая, на ней четко отпечатался след! След человека!
Радостное возбуждение охватило Валю:
-Вот, вот! Колея, а тут смотрите - она обратилась к Светлане - следы от сапог! по ним и пойдем!
Они выйдут, обязательно! Несмотря ни на что!
Через час-полтора девушки вышли на наезженную знакомую Вале дорогу. Даже до реки идти не придется, хотя далеко от поселка, километрах восьми от места, где они утром свернули в лес.
Но это было неважно, обеим стало ясно - это спасение!
Солнце почти село за горизонт, когда обе уставшие девушки, покусанные мошкой, слепнями, но с полными ведрами черники, вернулись домой.
Прошли годы, но на всю жизнь у Вали остался в памяти такой неприметный, но спасительный урок географии. |