Человек страшится времени, которое с каждой секундой приближает его к смертному порогу, делает его из молодого, веселого и беззаботного старым, больным и нудным. Чего уж тут приятного в таком неизбежном падении.
Вместе с тем, время наполняет человека смыслом, если он, не особенно размышляя о текучести времени, стремится самостоятельно совершить что-то особенное, стремится сделаться иным, преодолевать, как кажется, неодолимое, не терять надежды и оптимизма даже на смертном одре.
Не слишком уж многие вовсе неглупые люди пытались проникнуть в суть времени, но само время ставило их на место, показывая ограниченность высказанных воззрений, по-видимому, от того, что каждый из них мыслил сугубо земными категориями, ординарно, не пытаясь слишком далеко отойти от них.
Между тем, время для человека существует только тогда, когда его сознание включено, он ощущает его биение, осознает время в виде собственного настоящего. Если сознание человека отключается, время для него пропадает. Само по себе это указывает на то, что не человеческое тело ведет человека по жизни, а сознание.
Все остальные живые существа вообще не осознают время, хотя инстинктивно и применяются к нему. Возможно, их счастье и состоит в отсутствии у них самосознания и соответствующей ответственности вместе со свободой, что наваливается на каждого человека в жизни часто невыносимой тяжестью.
Подобный подход к времени называют субъективным, но он, тем не менее, правомерен, поскольку только при действующем сознании человек осознает свое присутствие в мире. А это означает, что только действующее сознание, понимающее себя, как таковое, и наличествующее только в человеке, есть главное и высшее звено всего известного ему бытия. Вряд ли что-то в неизвестных нам мирах и измерениях есть больше, чем осознание самого себя, хотя сам уровень сознания может быть иным.
Конечно, доведение до конца субъективного подхода к сознанию, то есть единственности сознания, абсурдно, поскольку любое локальное сознание окружают подобные сознания, которые вынуждены совместно находить опору в окружающем их бытии, содержащем бурлящее живое и неживое, обмениваясь информацией, меняя мир и самих себя.
Однако, столь же абсурдно, доведенное до конца, понятие объективности внешнего, или мирового времени, которое, по человеческим представлениям, течет в материальном мире при отсутствии сознания.
С одной стороны, такой мир, даже если он и существует, не может обнаружить своё существование. И в этом смысле, есть он или его нет – безразлично. Поэтому бессмысленно толковать о времени в подобном небытии.
С другой стороны, присутствие сознание лишь ощущается человеком без понимания его материальной сущности, но с полным осознанием того, что только оно делает его живым, приходя неизвестно откуда. Данный факт не может не означать потусторонность сознания по отношению к известному нам бытию, и вместе с тем - необходимость для него присутствовать в этом бытии в форме живого.
По-видимому, необходимость присутствия сознания в бытии, известном нам, вызвана ничем иным, как стремлением к изменениям, без которых никакое развитие для такого активного явления как сознание невозможно. Но изменения могут появляться только в текучем времени, которое само по себе проявляется только вместе с пространством и материальными объектами, движущимися в нем. То есть сознание вынуждено это время со всем прочим создавать, что оно и делает.
Как сознание это делает, можно только догадываться, но никто не запрещает предлагать те или иные гипотезы относительно связи времени и сознания, которая очевидна.
Таким образом, время – это показатель для человеческого сознания никогда не прекращающихся изменений материальных, причем эти изменения могут представляться ходом событий только высшему звену бытия – сознанию как материальному объекту, который способен осознать и себя, и эти изменения, участвуя в них в качестве субъекта. Только эта материальная высшая структура способна сознательно контролировать как себя, так и всё остальное, бесконечно меняясь под влиянием внутренних и внешних воздействий, осознавая не только эти изменения сами по себе, но и стремясь к ним, то есть бесконечно развиваясь.
Многие изменения материальных объектов сознание способно перевести в информацию, то есть в сведения, распознаваемые им.
Таким образом, истинной «пищей» для человеческого сознания является информация, в ходе потребления которой человек может осознать себя в формируемом сознанием «настоящем».
Настоящее человека – это обработанные в его сознании посредством соответствующих органов сведения из информационных пакетов, предоставляющие движущуюся картину взаимодействия человека с окружающим его снаружи и содержащимся внутри своим последовательным появлением с не фиксируемой человеком паузой, требующейся для копирования и передачи информации к сознанию от соответствующих объектов.
Эта как бы самодвижущаяся картина, напоминающая кинофильм, который человек смотрит и, вместе с тем, в котором он участвует, является чередой воспринимаемых им отовсюду событий, на которые он так или иначе отзывается, обдумывая, оценивая их со стороны или принимая в них непосредственное участие. Когда он наблюдает происходящие вокруг него события каждый день, то они представляются ему текущим вокруг него временем, а когда он участвует в них, они становятся его жизнью. Это собственное время человека не сопровождает его подобно внешнему времени, независимому от него, а является его настоящим временем, формируемым им самим.
Это прохождение человека сквозь бытие посредством собственного настоящего путем дискретной обработки поступающих в его сознание каждое мгновение пакетов информации, люди осознать не могут в течение тысячелетий, высказывая различные суждения и ставя различные вопросы: что же такое на самом деле человеческое настоящее. Почему оно, по видимости, длится и, вместе с тем, исчезает безвозвратно? Совпадает ли настоящее человека с внешним временем?
Собственное время человека отличается от внешнего времени тем, что каждое его мгновения является настоящим мгновеньем человека, и в последовательность этих мгновений вписывается вся его жизнь от рождения до смерти - он проходит ее в формируемом им самим настоящем. Вместе с тем, его жизнь занимает определенный интервал внешнего времени. Поэтому, как кажется, после любого мгновения жизни человека, кроме мгновения рождения, располагаются все прошедшие безвозвратно мгновения, а предшествуют ему, кроме момента смерти, остальные. Эта особенность вместе с невозможностью для человека заметить дискретность мгновений жизни является основанием для формирования в сознании человека представления, что материального настоящего мгновения нет, а в текущем времени имеется некая нематериальная грань между прошлым и будущим.
Парадокс собственного времени человека заключается в том, что его сознание, находясь в рамках внешнего времени, вместе с тем удерживается всю жизнь в своём настоящем, несмотря на то что по отношению к внешнему времени, которое циклически повторяется (сутки, годы), каждый момент его жизни тут же уходит навсегда.
Обладая настоящим, точнее, находясь всегда в течение жизни в нем, человек способен воспринимать все текущие изменения окружающего, представляющиеся ему событиями, и, осознавая самого себя, участвовать в них, меняя по своему разумению это окружающее. В противном случае, осознанная жизнь для него стала бы невозможной – он бы не смог отделить себя в собственном сознании от окружающего.
Поэтому собственное время человека есть информационный процесс, представляющий собой копирование изменений материальных объектов, окружающих человека, в виде необратимой последовательности дискретных, несущих информацию длительностей, сливающихся в сознании в картину непрестанно меняющегося окружающего, в которое он способен осознанно вмешиваться.
Собственное время человека находится в рамках внешнего времени, и человек неосознанно смешивает собственное время, которое незаметно для него вследствие своего глубинного формирования необратимой последовательностью дискретных, несущих информацию длительностей, с отчетливо наблюдаемым им внешним, мировым временем.
Поэтому человек наблюдает себя только во внешнем времени с его периодами: сутками, месяцами, годами, измеряемыми условными единицами – секундами, минутами и часами.
Иначе говоря, собственное время человек упускает из виду, хотя именно оно составляет его жизнь и проявляется в замедлении или ускорении его действий в течение жизни, тогда как стабильное внешнее время ему дано. То есть человек только ощущает внешнюю сторону процесса формирования собственного времени без его осмысления.
Внешнее время, отмечаемое человеком как единственное, безразлично течет по годам в соответствии с оборотами Земли вокруг Солнца миллиарды лет по человеческому счету, и человек не может влиять на эти мировые циклические изменения, но он до сих пор в лице науки так и не сопоставил безразличность внешнего времени по отношению к нему с временем своей жизни, основу которой составляет как раз его собственное время, или его настоящее, и которым он в той или иной степени способен управлять, не понимая, чем он управляет, но управляет, исходя из собственных стремлений и намерений, не замечая это свое настоящее, но упорно анализируя внешнее время, безуспешно стараясь всеми силами обнаружить его привязку к себе.
[justify]То есть, находясь в видимом ему внешнем времени, человек не замечает скользящее собственное время, полагая каждый момент своего настоящего эфемерной границей между прошлым и будущим в виду вполне реального