С творчеством Искусственного Интеллекта я познакомился, открыв стихотворение Автора на сайте fabulae.ru .
Над небольшим стихотворением я увидел картинку и надпись: "Песня написана Искусственным Интеллектом".
Криво усмехнувшись, я прочитал стихотворение и пожал плечами: Ну что, обычный стих, может быть даже подправленный человеком, но, чтобы калькулятор пел…
Лет семь назад администрация Фабулы решила осчастливить своих авторов, подключив к их произведениям читалку-говорилку, которую почему-то ни выключить, ни удалить не получалось. А удалять мы её хотели потому, что программа не определяла ритм, ударения, и тем более, интонацию. Например вместо: «Над городом морфЕй летал», он читал: «Над городом мОрфий летал». Всего лишь ударение не там, а как смысл менялся…
Но, слава
С тех пор у меня появилась негативная предвзятость к машинам, пытающихся сотрудничать с человеком в творчестве. Но то, что я услышал при воспроизведении этой песни, меня поразило...
Приятный мужской голос пел без заиканий, с правильными ударениями и, как мне показалось, вполне осмысленно!
Конечно, не шедевр, но если учесть, что этот интеллект всего несколько лет назад заговорил, то очень даже неплохо получилось!

Переполнившись восторгом, но всё ещё сомневаясь, я немного пообщался с Автором на тему более близкого знакомства с Певцом/Композитором, и она великодушно дала мне его адрес.

С Композитором общий язык мы нашли довольно быстро, и я решил опробовать его возможности на стихотворении "Времена жизни".
Этот стих я писал в ритме вальса, поэтому в рамке "Стиль музыки" впечатал: Вальс, а в рамку "Введите текст" - вставил скопированный стих. Затем, игнорируя другие кнопки и рамки, нажал кнопку "Создать".
Через пару секунд в поле "Рабочее пространство" появились две картинки-аватарки, а справа от них - название песни и по два кулака с большими пальцами вверх и вниз. Вполне себе красноречивые гладиаторско-оценочные кнопки. На аватарках крутились загрузочные колёсики, которые секунд через десять превратились в белые треугольнички воспроизведения.
- Так быстро?- удивился я, и нажал на верхний.
Зазвучала какая-то шумная, невнятная музыка с речитативом, в котором я с трудом узнал слова своего стихотворения. Мужества и терпения моего хватило только на один куплет, после чего я нажал на "кулак вниз". Верхняя аватарка вместе с кулаками исчезла, и тут же зазвучал второй трек. Этот вариант оказался получше, в том смысле, что я смог дослушать его до конца.
На музыкальный шум заглянула жена, и поинтересовалась, с каких это пор я стал любителем рэпа?
- Да вот, искусственный интеллект на "Времена жизни" вальс... музыку написал, и даже спел! - смущённо признался я, и снова включил воспроизведение.
К концу песни мы уже плакали от смеха, хотя мой смех был горьким. Было обидно и досадно, что бездушная железяка изуродовала мой вальс. Я выключил компьютер, и в тот день к нему больше не подходил.
А на следующий день, немного успокоившись, я решил дать роботу ещё один шанс написать вальс. Если не получится - удалю программу!
На этот раз подготовительные операции заняли меньше времени, и вот, в очищенном "Рабочем пространстве" появились аватарки.
Собравшись с духом, я нажал на верхнюю, ожидая опять услышать какофонию, но ошибся. Зазвучала приятная музыка, хотя на вальс совершенно не похожая. Певец нежным, слащавым голосом пел про луну, листья и снежинки, которые тают. Дослушав песню до конца, я вздохнул: - Не то, конечно, но хотя бы на песню похоже, - и нажал на вторую иконку.
Вначале зазвучало что-то струнное: банджо или гитара, и аккордеон, а где-то вдали им подпевала скрипка, потом молодой мужчина жизнерадостным голосом запел:
В парке весеннем над ними сияет луна,
в призрачном свете аллеек манит глубина,
девушка парня впервые на вальс приглашает,
и в белом вальсе кружась, от счастья
тает,
тает,
та-ет...
Привлекая робота в качестве компаньона для создания песни, я был уверен, что ничего путёвого из этого не выйдет. В песне ведь не только ритм важен, но и интонация, смысловые ударения... А это: - "та-ет..." - ведь любой человек (умеющий читать) поймёт, почувствует, как это нужно петь.
А робот, даже если в его программу вбили всю нотную грамоту и определения, что такое легато и глиссада, сообразит ли, что эти две ноты связаны между собой, и со временем последняя затухает...?
В общем, я экзаменовал робота на человекоподобие. И хотя то, что сочинил робот, на вальс не было похоже, его исполнение мне, как ни странно, понравилось с первых строк. Поэтому я внимательно, напряжённо вслушивался в его голос...
Я ждал, как он пропоёт третье: - та-ет... И дождался!
Третье та-ет он спел как нужно, с плавным переходом между нотами, и я на мгновение расслабился.
Но это мгновение закончилось резким, словно удар молотка, четвёртым словом: - тает!
Я вздрогнул: мне показалось, что меня током шибануло! - а что это было?! Как может программа самовольничать, ведь это всё равно, что трамвай с рельсов сошёл, это же авария! Может, мне это показалось?
А певец продолжал петь, как ни в чём ни бывало:
Ссора, обида, разлука, и чья тут вина?...
Не став дослушивать песню, я перетащил движок на начало трека, и приготовился считать, загибая пальцы. Увы, каждый куплет заканчивался четвёртым, хлёстким: - тает!
Я опять вернул движок назад, но воспроизведение включать не стал. Мне нужно было подумать, почему робот с маниакальной упёртостью своим ударным - тает! не позволял моей ассоциативной задумке - таяния с многоточиями, как исчезновения вдали, завершать куплеты. Словно точки ставил. Подумаешь, многоточия ему не нравятся!
И тут почему-то вспомнилось, что из за точки была утеряна дорогущая космическая станция, потому что программист, завершая программирование, не поставил в конце точку. И, начав работать, программа зависла, не подпуская другие программы к управлению станцией. И станция умерла...
Может и этот робот не любит незавершённости, потому и ставит точки, куда не пОпадя...
- Точка, точка..., запятая... - неожиданно вспомнилась песенка из старого мультика, и рисунок человечка на стене, потом мысль скользнула в далёкий 1975 год.
... Я учу своего сына рисовать человечка: - "Точка, точка, запятая, ротик, рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - получился человечек!" Сын в восторге! Потом берёт карандаш, и рисует в овале жирную точку, комментируя: - а это пупок!
Я смеюсь, обнимаю его и целую в маковку - ну, как же, у меня уже соавтор появился!, - и чтобы отвлечь его от дальнейшей детализации человечка, беру карандаш и вверху рисую круг с чёрточками: - а это солнышко с лучиками! Ну, ты рисуй, а я пойду телевизор ремонтировать! Ты же хочешь мультики смотреть?
Сын кивает, берёт карандаш, и через пять минут прибегает ко мне: - папа, смотри как я умею!
На листке, рядом с моим человечком ещё один - с одной рукой (вторая на листе не поместилась) и копной волос на голове, а над головой - солнце с лучами, согнутыми вниз.
- Это мама! - заявил сын, и посмотрел мне в глаза, ожидая одобрения.
- Красиво получилось! - киваю я и не удержавшись, интересуюсь: - а почему у мамы одна рука?
Губы у малыша дрогнули: - Я ручку нарисовал, а она на столе осталась... Там листик кончился...
- А почему у солнышка лучики кривые, вниз согнутые, а вверх не светят? - продолжал я допытываться, отвлекая ребёнка от грустных мыслей.
- А зачем им вверх светить? - удивился сын, - там ведь нет никого!
Улыбнувшись, я хмыкнул: - а, действительно, зачем светить туда, где нас нет?!...
Вернувшись из прошлого, я нажал кнопку воспроизведения, и начал просто слушать песню, без придирок и оценок. Песня действительно неплохая, а если бы без этих ненужных "точек", то даже хорошая получилась бы...
Песня заканчивалась, но только сейчас я обратил внимание, что движок/ползунок прополз только две третьих трека. А что дальше, пустая дорожка, или И.И. заполнит её музыкальной композицией? Я опять "навострил уши", и вдруг, после дли-инной паузы услышал негромкий, "скользящий" речитатив:
...Ссора, обида, разлука, и чья тут вина...
а дальше уже с музыкой: В парке случайно вдруг встретились муж и жена...
Меня опять "шибануло": это был ещё один вариант песни - с другим стилем, ритмом, интонациями, импровизациями... И такое удивительное "послекуплетное" таяние/затухание я себе даже представить не мог. И вдруг, на предпоследней строке последнего куплета, запись оборвалась.
По видимому, на треке не хватило места для окончания песни всего нескольких секунд.
Из недавних вспоминаний вдруг всплыло: "Я ручку нарисовал, а она на столе осталась..."
И тут же ещё один кадр из прошлого: - Папа, посмотри, как я умею! - и счастливые глаза ребёнка, протягивающего мне листик со своим рисунком...
Несколько минут я сидел, будто оглушённый, в голове плавали сумбурные мысли с непонятными чувствами, потом, в том же состоянии, прослушал трек ещё несколько раз.
Я анализировал, проверял продукт творчества Искусственного Интеллекта на человечность, пытаясь обнаружить "машинный след" в виде пазлов/сэмплов - чужеродных кусочков музыки; пытался буквально "докопаться" до неестественных, неуместных интонаций певца, но ничего не



Удивительно - только опубликовал рассказ, а ты уже тут, словно ждала, когда я появлюсь.
Мне кажется я никогда эту программу
не освоила бы... Но выдаёт ИИ шедевры
иногда... скажу прямо.
Удач Вам, Геннадий!