Произведение «Десять дней в десятой роте. »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 7.7
Баллы: 7
Читатели: 143
Дата:

Десять дней в десятой роте.

Процесс адаптации к Вооружённым Силам у меня продлился месяц, который я провёл в третьей роте, вкусив там в полной мере уставщину, которую учинили сержанты, испытывающие, по моему мнению, обиду на своих предыдущих командиров[1]. Согласно закону сохранения энергии, любая, в том числе тёмная и разрушительная энергия в замкнутой системе, коей является и армия, из которой на данный момент нельзя уволиться контрактникам, никуда не исчезает, а напротив, переходит в другую форму, подтверждая тем самым высказывание, вышедшее из-под пера великого английского писателя-фантаста Джона Р. Р. Толкина: «Зло непрерывно порождает зло, независимо от того, кто принес его в мир». Стало быть, находясь в данном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является хроническая ненависть, мне не пристало надевать маску идеалиста, которую носил карась из сказки Салтыкова-Щедрина, вступивший в конфронтацию с ершом. Пытаясь доказать своему оппоненту, что в мире можно прожить одной лишь правдой, наш герой стал невольной добычей кровожадной щуки, к которой он до последнего испытывал иллюзии, безжалостно рассеившиеся в конце произведения. Поэтому я, перейдя в десятую роту для дальнейшего распределения, был словно по инерции предвзят к сержантам, под крылом которых провёл всего каких-то десять дней. По ходу прочтения вы узнаете, чем мне запомнилась служба в десятой роте, а также правильно ли я сделал, что наклеил ярлыки на доселе незнакомых сержантов, опираясь на прошлый, весьма печальный опыт.

Как известно, переезд, будь то в новую часть или роту, ознаменовывается обыском армейской сумки, которую выдают новоиспечённым солдатикам в военкомате. Ночью, предшествующей долгожданному переезду, я позволил себе купить в снековом автомате тульский пряник, спрятав его от посторонних глаз в несессере. Увы, на завтрак мне его съесть не получилось, и во время обыска я умоляюще шептал: «Лишь бы в несессер не заглядывали». Признаться, в тот момент Господь, услышав мои молитвы, спас меня от потенциального скандала. Знаю, что читателю может показаться, что я расписываю эту сцену слишком пафосно. Несмотря на то, что эта ситуация была действительно житейской, я всё равно в силу своей тревожности смотрел напуганными глазами, как сержант десятой роты раскрывал мою сумку, проверяя наличие средств личной гигиены. Хочу заметить, что сержант, к моему удивлению, не стал нагло копаться в чужих вещах, проявляя таким образом какое-никакое воспитание.

Следует добавить, что в течение десяти дней, проведённых, как ни странно, в стенах десятой роты, я главным образом готовился к предстоящей присяге, параллельно заступая в наряды по роте и выполняя хозяйственные работы. Отмечу, что дневанил я почему-то в одиннадцатой роте, которая с порога произвела на меня достаточно гнетущее впечатление: тёмное, опустевшее помещение, в котором уже давно исчезла жизнь, наполненная светом и улыбками. То же самое касается и её обитателей, внешний вид которых не мог не отпугивать меня как человека, выросшего в довольно консервативной семье: все руки сержанта Ах*, с которым я впервые заступил в наряд, были покрыты татуировками. Конечно, читатель может возразить, что нельзя судить о человеке по его внешности. Признаться, я придерживался аналогичного мнения, пока не стал свидетелем того, как вышеупомянутый сержант, критикуя меня и моего напарника за недостаточно чистую обувь, использовал в своей речи блатные фразочки по типу: «Я оттуда родом, где два раза не повторяют». Это и навело меня на мысль, что одиннадцатую роту уже давно окутал синий туман, под которым понимается социальное зло, стремительно разраставшееся по всему постсоветскому пространству. Пользуясь случаем, замечу, что композиция Вячеслава Добрынина, отражающая моё впечатление об одиннадцатой роте, родилась в 1988 году, когда Советский Союз был на исходе своего существования. Также в этом году вышел культовый фильм Рашида Нугманова «Игла», главную роль которого сыграл именитый рок-музыкант и кумир молодёжи Виктор Цой. Судя по названию фильма, даже непосвящённый человек может догадаться, что он про наркотики, на которые подсаживали детей в лихие 90-е.

— К чему вы это всё ведёте? — спросит у меня недоумевающий читатель.
— Да к тому, что подавляющее большинство сержантов из одиннадцатой роты являются если и не социально опасными элементами, о которых пел покойный Вячеслав Григорьевич, то ленивыми бездарями, нашедшими своё пристанище в армии, — отвечу я без прикрас. — И в качестве неопровержимого доказательства я приведу центрального персонажа данной главы, сержанта Ах*, у которого нет ни среднего специального, ни тем более высшего образования. А виной всему то, что он, учась, как бы это символично ни звучало, в одиннадцатом классе, отказался сдавать ЕГЭ из-за страха заразиться коронавирусом. Конечно, назвать его решение опрометчивым нельзя, поскольку защитная маска не гарантирует стопроцентную безопасность, однако, несмотря на это, он не пытался, например, устроиться хоть на какую работу, внеся в свою жизнь хотя бы малейшие перемены, которые бы открыли ему всю прелесть нашего земного существования. Совсем напротив, он добровольно пошёл в армию, после которой подписал контракт, тем самым выбрав откровенно лёгкий путь. Неспроста я так считаю, друзья, ведь, как известно, Министерство обороны предоставляет военнослужащим всевозможные виды обеспечения, подкупая таким образом всё новых молодых ребят и вместе с тем показывая, как много среди них лентяев, мечтающих получить большие деньги с неба. Услышав моё, быть может, категоричное мнение насчёт сержантов из одиннадцатой роты, вы наверняка спросите:
— А как же сержанты из десятой роты? Неужели они ничем не лучше своих собратьев? 
— Как ни странно, тут дело обстоит немного иначе, — замечу я. — Думаю, мне стоит рассказать вам, какая атмосфера царила в десятой роте, описав одну чрезвычайно запоминающуюся ночь.

Вернувшись с вечерней поверки в казарму, у нас было десять-пятнадцать минут, чтобы приготовиться ко сну. Когда прозвучала команда «Рота, отбой!», мы, дабы не стать жертвами необычайно известной игры «Три скрипа», должны, как мышки, лежать в своих кроватках. Но вместо гробовой тишины в течение нескольких минут раздавался смех вперемешку с шорохом и криком. Разумеется, дежурный по роте, будучи человеком на редкость вежливым, пытался спокойным тоном объяснить, что не стоит шуметь ночью. Однако все его просьбы прошли мимо ушей, тем самым подтолкнув его обратиться за помощью к младшему сержанту Ф* из одиннадцатой роты. В свою очередь, младший сержант Ф*, на руках которого тоже имелись татуировки, не стал церемониться со срочниками, упорно нарушающими дисциплину. Приказав нам встать с кроватей, он заставил всех, в том числе и непричастных к этому инциденту людей, приседать братским хватом, надеясь, что уж эта процедура точно поможет одуматься, где мы находимся.

Анализируя эту ситуацию, напрашивается вывод, который, в свою очередь, был сделан российским писателем А. В. Ивановым: «Русский человек плохо умеет пользоваться свободой». Казалось бы, сержанты из десятой роты, которые превзошли мои заведомо пессимистические ожидания, давали своим подопечным свободу, разрешая пользоваться снековым автоматом, а также звонить родным в свободное время. Кроме того, нас никто не заставлял пахать как папа Карло на рабочках, тем самым истощая силы под неумолимым жаром солнца. Но срочники, как это часто бывает, не ценили комфортные условия, созданные для них. С моей точки зрения, бардак, который творился той ночью, до боли напоминает ситуацию, образовавшуюся в 90-е годы, которые я мельком касался, упоминая песню Вячеслава Добрынина и фильм Рашида Нугманова. Проницательный читатель, возможно, догадывается, что речь здесь идёт о преступности, которая охватила жизнь в странах бывшего СССР. Поэтому свобода, которая была подарена как М. С. Горбачёвым для народа, так и сержантами для срочников, привела лишь к одному плачевному итогу, который можно подвести, воспользовавшись цитатой великого французского писателя Оноре де Бальзака: «Свобода рождает анархию, анархия приводит к деспотизму, а деспотизм возвращает к свободе. Миллионы существ погибли, так и не добившись торжества ни одной из этих систем».
____________________________
[1] Как известно, у сержантов есть нынешние командиры, которые выше их по званию и занимаемой должности. Поднимаясь по службной лестнице, мы видим, что на самой верхней ступени находится командир части, являющийся прямым начальником для всех военнослужащих. А на самой низкой ступени находятся срочники, непосредственными начальниками которых являются вышеупомянутые сержанты. Стало быть, сержанты всего на одну ступень выше срочников, что, собственно, и даёт право думать, что их предыдущими командирами были военнослужащие, которые когда-то занимали аналогичное положение в армейской иерархии. 
Обсуждение
Комментариев нет