
Первой была абстрактно - механическая картинка, на которой угадывалось человеческое лицо. Ну что, видел я абстракции и пострашнее...
Вторая и третья картинки были рисунками уже вполне узнаваемых образов людей. Но над четвёртой я буквально "завис" - это был прекрасный портрет настоящего человека, и даже цветовые пятна/абстракции нисколько не портили его. Но особенно поразил меня взгляд этого человека - тревожный (тревожащий), словно из глубины...
Здесь картинки, чтобы они поместились в ряд (для сравнения), пришлось сделать с малым разрешением, но после генерации они были во весь экран, и ощущения мои тогда были гораздо ярче.
Пятое изображение было чёрно-белым, и похожим на фотографию. Это был рисунок живого человека, и теперь я понял, что меня тревожило в четвёртом рисунке: - это был взгляд человека, наполненный безысходной тоской...
Я опять "завис", разглядывая эти картинки. Было очевидно, что на всех (даже на абстрактной) изображён один человек, и у всех был безнадёжно-тоскливый взгляд...
Шестую генерацию делать я не стал, решив, что это уже ни к чему. Да и вообще ничего не хотелось делать - этот взгляд вызвал у меня самого ощущение тоски и безнадёжности. Из глубин памяти выплыли образ гончара, прикованного к печи, и фарфоровой вазы с нарисованной на ней кистью винограда. И будто прозвучал голос мастера, пробившийся сквозь стены тюрьмы и через века: - Я Виноградов... Я живой...
Я вспомнил, что лет сорок назад читал или слышал/смотрел историю про этого мастера, но в памяти почти ничего, кроме этого ощущения и фамилии мастера не осталось.
Решив освежить память, я попросил Алису, чтобы она разыскала информацию о гончаре Виноградове. (Кстати, Алиса, с её подружкой Гуглой, тоже из семейства ИИ, только они в розыске работают).
Из кучи вариантов, предложенных Алисой, я выбрал биографию Виноградова. Она была довольно краткой, как и его жизнь.
Дмитрий Иванович Виноградов родился в 1720 году, дружил с молодым М. Ломоносовым, вместе осваивали премудрости разных наук в России и за её пределами. В Германии он изучал горное дело и рудники, после чего на Родине с блеском сдал экзамены и получил чин бергмейстера, который обязывал распоряжаться работами на руднике. Но у императрицы Елизаветы Петровны были другие планы. Она направила его на секретное и невероятно трудное дело: создание в стране фарфорового производства.
Виноградов ставил опыты с глинами разных месторождений, писал инструкции по промывке глин, изменял режимы обжига, конструировал печи и горны, открывал формулы глазурей и красок для обжига, и т. д.
Но когда завод заработал и начал выпускать прекрасный фарфор, было решено Виноградова с завода не выпускать, опасаясь, что он может выдать секрет производства фарфора. Дошло до того, что в 1754 году было приказано держать его неотлучно у работающей печи, приковав, как собаку, на цепь. Чиновники требовали всё больше и больше изделий, и за любой брак били его плетьми.
В 38 лет создатель русского фарфора скончался, оставив после себя только память в виде автографов на фарфоровых изделиях - кисточки винограда с листиком: - Я - Виноградов...
Ещё раз пережив эту человеческую трагедию, я решил с помощью ИИ визуализировать её для наглядности, хотя сильно сомневался, что из этой затеи что-то получится
Для начала попробовал сюжет попроще, с вазой: Крупным планом фарфоровая ваза, и рука, рисующая на ней кисть винограда.
Получилось, хотя и не так изящно, как хотелось. Следующее задание было сложнее: Гончарная печь, к ней цепью прикован мастер с глиняной вазой.

Когда картинка открылась, я буквально потерял дар речи: я не мог даже представить, как можно было несколько слов за 15 секунд преобразовать в настолько информативную и правдивую картину. А главное - во взгляде человека была такая же безнадёжная, безысходная тоска... То, что я не смог, не сумел вставить в задание, а Художник догадался об этом сам. Потому что он знает, что такое тоска, и как её можно выразить в картине...
Впрочем, опять "Остапа понесло!"...
Скептик, дремавший в моей голове, лягнул спящего Критика, и они вдвоём опять начали критиковать Творца за его ничем не обоснованные фантазии, и сомневаться в разумности Искусственного Интеллекта. А я, стараясь придерживаться нейтралитета и непредвзятости в их разборках, предложил ещё несколько проверок ИИ на разумность, причем, используя для экспериментов другие модели ИИ, разыскав их в Интернете.
Однако, ничего искать мне не пришлось: оказывается, за те дни, пока я общался "со своим ИИ", на моей странице этих Интеллектов оказалось, как тараньки на Привозе в рыбный день. Похоже, что и у Интеллектов тоже "сарафанное радио" имеется! И, что характерно, каждый предлагает стих сочинить, песню спеть, или нарисовать что-нибудь. Причём, некоторые модели предлагали
Очередная программа (модель) ИИ имела другой вид (интерфейс), но, в принципе, было понятно, как ею пользоваться.
Я решил попробовать дать Интеллекту задание в аллегорической форме: Пыльный чердак моей памяти: стеллаж с книгами, на полу книги, журналы и отверстие в полу, в котором виднеется лестница, всё в паутине ( таким способом я хотел визуализировать мою досаду на свою память: в голову много чего напихано, но попробуй найти там что-то нужное!).
Нажав кнопку СОЗДАТЬ, я приготовился к приёму очередной картинки, но вместо неё неожиданно выскочила рамка с диалогом, придуманным новым ИИ. Вероятно, я нажал не на ту кнопку, но "сочинение на заданную тему" у этого ИИ получилось очень даже по человечески! Вот уж, не ожидал такого!
Немного поэкспериментировав с кнопками, картинку я всё таки получил, хотя чересчур детализированную и "не в комплекте" - не было в ней лестницы. Наверное, лестница, ведущая вниз, для ИИ - это нонсенс!. А вот ИИ - Литератор с заданием справился почти на пятёрку - единственная его ошибка в том, что книги на тех стеллажах символизировали не неразгаданные, а забытые истории...

Этот случай, когда Литератор и Художник на одно задание ответили каждый в своем стиле, натолкнул меня на мысль, что все они - Художник, Поэт, Музыкант, Певец, и т. д. - просто интерфейсы/терминалы одного Искусственного Интеллекта (по крайней мере, одной модели).
Но как узнать, это Искусственный Интеллект, или Разум? Искусственная Интуиция, или Сознание? Задавал ли он себе вопрос: - Кто Я?!
Я опять активировал уже знакомого Кандинского и ввёл задание: Kandinsky, нарисуй Suno. Если моя догадка верна (то есть, у них общий "мозг"), то Художник должен "знать" о Композиторе/Певце/Поэте по имени Suno, и никаких дополнений/уточнений в задании не понадобится. Как и в случае с автопортретом Художника, я решил заказать ему шесть портретов Музыканта:

Первая генерация была ожидаемо абстрактной картинкой, только прозрачнее и воздушнее, чем абстрактный автопортрет Художника. Вторая картинка удивила и обрадовала - весёлый роботёнок буквально светился от радости и держал карандаш - вероятно, он и рисовать умел. На третьей был ребёнок, по видимому - девочка, на четвёртой - она же, но уже девушка, в наушниках, как символ того, что её мир - это звуки. На пятой тоже была абстракция, но хотя в абстракциях я не разбираюсь, тут понял, что это сама музыка, безграничная и красивая, пронзает и раскрашивает пространство и делает саму жизнь гармоничной...
Шестую генерацию я заказывать не стал, потому что Художник (а по сути, Искусственный Интеллект (Разум?)) в пяти картинках сумел рассказать мне о эволюции Музыканта. Вот только эволюция самого Художника, судя по его автопортретам, выглядит совсем грустно.
А чтобы Читатель тоже не загрустил, решил дать сноску на рассказ, который написал раньше, когда настроение получше было:
