*** Глава 1. Ходжа и эмир: заключение договора ***
В этот день совещание у эмира шло как обычно. Ничто не предвещало. Выступали с докладами советники по экономике, просвещению и военным проблемам.
Ходжа Насреддин, советник по общей теологии, сладко спал, положив голову на мягкую подушку, которую постоянно приносил с собой на заседания.
К наглому поведению Ходжи все давно уже привыкли и не обращали на него никакого внимания. Только эмир изредка бросал на него гневные взгляды, но замечаний не делал, не желая сбивать с мысли текущего докладчика.
Однако, когда Ходжа захрапел, терпение эмира лопнуло. Он подбежал к Ходже и резким движением выдернул подушку из-под головы наглеца. Голова Ходжи глухо стукнулась о стол. Ходжа проснулся, вскочил, повертел головой, посмотрел мутным взглядом на докладчика, опознал его и заявил:
- А вот тут я хотел бы Вас поправить, уважаемый советник по налогам! Налог на ловлю рыбы надо увеличить на 1%, а не уменьшить. Впрочем, неважно. Насчёт рыбы, мы все тут ещё всё тщательно обдумаем. Итак, продолжайте.
- Молчать! – закричал в ярости эмир, - Вы, что тут себе такое позволяете? Что это такое?
И эмир протянул Ходже его подушечку для сна.
- Аллах Акбар! – обрадовано закричал Ходжа, - это же моя любимая подушка, спасибо Вам эмир, что нашли её. Я тут призадумался над государственными проблемами и забыл о самом главном, моей подушке.
- Значит так, совещание закончено, - решительно заявил эмир, - прошу всех немедленно покинуть зал и приступить к работе. А Вас, Ходжа я попрошу остаться. У нас будет долгий и очень серьёзный разговор.
- Ты почему позволяешь себе спать, нет, даже не спать, а дрыхнуть на совещаниях, наглая ты морда?
- Так ведь скучно же, - зевая, ответил Ходжа, - эти бездельники несут всякую чушь, пытливому уму не за что даже зацепиться. Судите сами, будут ли наши потомки вспоминать это совещание лет через 600-700?
- А уж о тебе, конечно, вспомнят? - ехидно спросил эмир.
- Конечно, вспомнят! – уверенно заявил Ходжа, - ибо я занимаюсь исключительно важными делами, думаю о величии Аллаха и о практических применениях его силы для нас, обычных людей.
- Кстати, как там идёт твоя научная работа по теме "есть ли душа у котов и кошек"? Три года уже занимаешься этой темой.
- Пока в процессе. Тут торопиться не надо, дело серьёзное.
- Надо бы тебя ещё чем-нибудь нагрузить, - задумался эмир.
- Давно хочу заняться одним исключительно полезным экспериментом, - возбужденно сказал Ходжа, - научить человеческой речи осла. Представляете, как будет интересно, если на нашем заседании выступит осёл? Все эти ничтожные советники умрут от зависти, когда убедятся, что обычный осёл умнее, чем они.
- А вот в этом что-то есть, - согласился эмир, - давай, сейчас пообедаем, выпьем, закусим. Пригласим юриста и договорчик заключим. С подписями, отпечатками пальцев и мокрой печатью. Тут уж не отвертишься, если что.
Обед прошёл в тёплой дружеской обстановке. Пили запрещенные спиртные напитки, курили кальян, наблюдали за танцами лучших наложниц эмира. Этим наложницам была поставлена чёткая задача: всячески отвлекать внимание Ходжи от деталей договора. Они показывали ему свои голые животы, а одна, самая бесстыжая, показала Ходже самую запретную и лакомую для мужчин часть женского тела. А именно, лицо.
В результате Ходжа потерял бдительность, и договор был подписан со значительными отклонениями от первоначальных условий, которые требовал Ходжа.
Срок выполнения договора был сокращён от двадцати лет до одного месяца.
Оплатой вместо 10 тысяч таньга являлись только бесплатные завтраки на время выполнения договора да еще ранним утром, когда Ходжа особенно любил поспать.
И самое обидное. В случае невыполнения Ходжой условий договора, вместо почётной смерти от личной сабли эмира с отрубанием головы, ему приписывалась позорная смерть через повешение да еще с предварительной службой в гареме на должности старшего евнуха в течение недели.
© 2025 Константин Оборотов
=== Список всех глав
Глава 1. Ходжа и эмир: заключение договора *
Глава 2. Ходжа и эмир: исполнение договора
Глава 3. Ходжа и эмир: испытание осла
===



.....
Никому не известная история про Ходжу была извлечена из секретного архива музея Востока.
До эмира, который тогда правил миром, дошёл слух, что Ходжа может научить разговаривать любого осла.
Эмир пригласил Ходжу в кабинет и спросил, правда ли то, что говорят люди.
Слово за слово. Тема за темой. Кувшин за кувшином. Они сосредоточенно послушали Вагнера, Тангейзер, Лоэнгрин и прочую музыкальную требуху, которая медленно переваривалась в сознании.
После этого они вступили в литературный спор. Шторм. Пострадавшие. Природа. Переезд. Различные салаты из цветов. Коктейль на морской воде.
Эмир, разминая брови по методике Гожиг, убеждал лысого собеседника в светло-зелёном халате, что вербальное искусство не меняется много лет.
- О чём это вы, уважаемый? - сказал Ходжа, разминая брови по методике Елены Охотницы.
Эмир зевнул и изрёк, что технические проблемы словосочетаний трудны для понимания. Позавчера, не далее, он принял горький транквилизатор и запил его кислой шипучкой. Во сне с удовольствием слушал дуэт саксофона и бубна. Потом к нему приблизились длинноголовые поэты в красных масках и шептали стихи, опубликованные на литературном сайте хохлома, точка, запятая. Звуки, похожие на всхлипывание кипящей манной каши, навели его на мысль, что современная литература проста, как репост. Дворцовый чтец намедни читал со свитка какую-то новеллу, написанную то ли Константином Светлым, то ли Олегом Константиновым. Скучнятина однообразно воняла. Постепенно серела, пока совсем не исчезла.
Раз, и возникло молчание ягнят.
- Ты можешь научить человеческой речи любого осла, ишака, барана? - неожиданно спросил эмир пьяного толстяка, смотревшего на него не моргая.
Ходжа прожевал то, что было во рту и промолвил:
- А, вы об этом. Ну разумеется, могу.
- Тогда займись моим ослом. Я хочу с ним поговорить по душам.
- Договорились.
Семь дней, взявшись за руки, как девственницы перед тем, как зайти в кабинет и пройти процедуру, спустились в преисподнюю. Как раз там находилась та жесть, оттолкнувшись от которой можно двигаться по кругу.
Мордатый осёл, пожевав мочёный овёс с сладкими приправами, сносно выражался на том языке, на котором Ходжа его обучал. И во всеуслышание читал чарующий рэп собственного сочинения.
Аудиозапись этого дивного и неповторимого рэпа находится в подпольном архиве музея востока.