[b] [/b]Долго рассказывать, каким макаром свёл с ним меня случай. Не иначе, как Промысел Божий. Ну да не суть. Сидел он подле воскресенского собора в Тутаеве. На обычном берёзовом чурбаке и на солнышке грелся. Увидел меня, к себе поманил и, ни о чём не спрашивая речь повёл.
Садись, садись, отроче. Я издаля своих вижу и знаю, что кому сказать или куда направить, а кого и с пустом проводить. Нашего ты роду-племени: по взгляду чую. Матушка у тебя в арефинской волости близ Ухры ведь родилась? Можешь на меня не таращиться — многое мне Господом открыто и твоё появление здесь тоже. С утра сижу — тебя поджидаю.
По рождению ольговичи мы. Жили под Черниговым, но сами урождённые скобари. С-под Изборску мы. Из челяди боярыни нашей Ольги. Увёз её князь Ингвар, что из Рюриковичей, женой нарёк. А мы: дети боярские, да дворовые, да из смердов кое-кто за ней подались, а холопов посреди нас ещё не было. Так и жили мы при ней да при потомстве её, пока орда не пришла
При князе Михаиле это было. А ты как думал? Просто так у тебя оба деда что по матери, что по отцу Михаилы? Ну так возвращался наш род в Чернигов, а там городские ворота камнем заложены, войско на стенах, напротив супостат стоит, а мы в аккурат между ним и городом! Бежали к Изборску, а там — ливонцы. Мы дальше — через землю псковскую к Новгороду, а кругом немцы вовсю шалят. Так и бежали через Смоленск и Тверь к Белоозеру. Тамошние монаси нас встретили приязно. Стали мы им рыбку ловить, по островам сено косить. Так и жили с Божьей помощью, пока щепотники не появились, нашу веру самой Ольгой нам данную не попрали. Тогда ушли мы с Белого озера, стали жить между Мологой и Шексной уединённо. И всё бы хорошо, да задумали власти Волгу перегородить, наши поля под воду пустить. Опять нашему роду с обжитого места сниматься! По пути поредел наш род. Пришли мы на место горнее. Три речки малые оттуда исходят: Соть, Касть да Ухра. Построили там скит, а на большее уже сил не хватило. В общине нашей одни старейшины да хранители остались.
Пока ты в возраст придёшь, из молодёжи никого уже не останется. Да и сам ты уже много в чём нагрешил, служа отступникам. Но знаю — не минет тебя десница Божья. Вернёшься ты в лоно церкви православной, хоть и щепотью замаранной. И быть тебе последним нашим хранителем, а дальше как Господь управит.
Ну что, неласковое я тебе грядущее нарисовал? Поди-ка не верится? Тебя уже пару раз потрясла жизнь за шкирку. Да только не услышал ты голоса разума. Ну ничего — ещё есть время услышать. Истинная вера и разум должны нудиться, так что мужайся и дерзай!
Всё по его слову вышло. Ох, и мутузило же меня! Изучил я биографию о.Павла. И нет у меня больше повода усомниться в словах его. Всё чаще посещает меня мысль: а не смотаться ли мне к истокам Ухры? Да только хватит ли здоровья на такой вояж? Пока Господь не управил, но чую, что к тому идёт...