Черный ворон говорим мы и знаем, что чёрному противостоит белое, как ночи – день. В живом мире противопоставлением ворону служит лебедь, как стремление к светлому, возвышенному, как попытка оторваться от грешной земли в небесные дали. Лебеди действительно летают очень высоко. А известное всем словосочетание «лебединая песнь», как оно возникло? Возникло из веры в то, что умирающий лебедь в последний миг с прощальным криком обязательно взлетает вверх к Солнцу.
Лебедь в России всегда чисто белого цвета, мы не представляем себе черных лебедей.
Интересно, что даже в Австралии, где на самом деле живут черные лебеди, сложился миф, что их появление – козни ворона. Лебедь чистая, безгрешная птица, и пища его так разительно отличается от того, что ест ворон. На самом деле, лебеди питаются различными водорослями, и лишь иногда попадается заодно водная мелочь.
Лебедь – идеал красоты, и спорить с этим никто не станет. Даже в неволе они поражают глаз, а тот, кто видел их на свободе, просто не может полностью описать словами их совершенство.
Если немного углубиться в подробности, то у нас обитают не один, а два больших белых лебедя – кликун и шипун. Как явствует из самого названия, голос первого намного звонче и мелодичнее, другой же молчалив и общается только шипением. Зато шипун, со своей изогнутой шеей, со своим пышным оперением многим кажется более красивым. Есть у них и некоторые другие различия. Шипун чуть крупнее, его вес достигает 14 килограммов. Он отличается более спокойным характером и легче уживается с людьми.
Лебедь по сравнению с вороном очень редкая птица, но кликун все-таки встречается чаще, а увидеть дикого шипуна – событие для самых избранных.
В остальном же два вида лебедей одинаковы. Пары образуют постоянные, так что определение «лебединая верность» не поэтический вымысел, а то, что есть в действительности. Известно, что насиживает яйца только самка, но автору пришлось видеть, как бдительно охраняет гнездо самец, как он неотлучен от своей подруги.
Гнездятся лебеди обычно так, что путь по суше к ним недоступен. Но в случае необходимости лебедь может дать достойный отпор. Это сильная и смелая птица, которая таких нежелательных гостей, как, например, лиса, проучит запросто. А вот ходить по земле лебедь не любит, его стихия воздух и вода. С земли он не может взлететь. Зато как красив длинный разбег перед полётом!
С мифов Древней Греции по современное время культура человечества не может обойтись без лебедя. Культ Аполлона, Афродиты связан с лебедем, жену Брахмы Сарасвати тоже сопровождала белая прекрасная птица. Вспомним опять гения русской поэзии:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней…
Не случайно Александр Сергеевич пишет именно о царевне-лебеди. Народная традиция чаще представляла эту птицу в женском образе – белая лебедь. Лебедь – гиперборейский символ, который входил в пантеон богов чудесной Северной страны. А по свидетельству византийского историка х века императора Константина Багрянородного вся земля, где жили древние русы, называлась Лебедией. Именно поэтому через тысячу лет поэт Велемир Хлебников называл новую Россию «Лебедия будущего».
Сам мотив превращения лебедя в человека и наоборот пришёл с древнейших времён и был нитью, связывающей человека с небесным и божественным. Об этом не забыл в своей восхитительной сказке великий Ганс Христиан Андерсен. А его знаменитый «Гадкий утёнок», история чудесного превращения, известна нам с детства!
Кстати, птенцы лебедя действительно не блещут красотой.
Дева-лебедь – любимая тема не только для поэтов, но и художников, вспомним хотя бы живопись Врубеля, где лебедь – олицетворение изящества, женственности, чистоты и неземной тайны. Конечно, не обошла своим вниманием лебединую тему и музыка. Чего стоит только гениальный балет Чайковского, которым восхищаются миллионы людей во всём мире! А чарующая мелодия «Лебедя» Сен-Санса!
Правда, стоит признать, что люди питали к лебедю чувства не только эстетические, возвышенные, но и гастрономические. В далекие времена, когда белоснежные птицы не были редкостью, они служили любимым объектом охоты знатных особ, которые стреляли в них из луков, набрасывали на них хищных кречетов. А потом лебедь становился украшением княжеского или царского стола. Наверное, отчасти поэтому лебедь редкость, а несъедобный ворон довольно обычная птица.
Таков уж человек: потребности желудка играют в его поступках далеко не последнюю роль. На зимовках в Ираке до сих пор происходят варварские охоты, на которых гибнут десятки прекрасных птиц.
Но вопреки всему летят высоко белые лебеди, слышен из поднебесья их звонкий клик, который наполняет человеческие сердца радостью и светлой надеждой.







