Произведение «Математика вдохновения»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Темы: математикавдохновениеразмышленияфилософиядушатворчество
Сборник: Рассказы и миниатюры
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9
Баллы: 62
Читатели: 318
Дата:
Произведение «Математика вдохновения» самая комментируемая(33) работа за сутки
29.07.2025
Предисловие:
Посвящается тебе, Серж Череповецкий. Мы пишем песни, а между строк и нот уже звучит математика. Благодарю за ту искру, которая стала огнём вдохновения. За твою точность, доброту и музыку души.

Математика вдохновения



В юности я работала художником на Хлопчатобумажном комбинате (ХБК), создавая рисунки для хлопчатобумажных тканей. Работа, ставшая искусством, вплетённым в промышленность, где каждый штрих имел значение, а каждая линия своё место в сложной ритмике производства. С первых дней я заметила, что в этом деле много математики. Чередование орнамента, симметрии и пропорции. Всё требовало внимательности и точности. К моему удивлению, именно математика придавала рисункам ту самую внутреннюю стройность, которую я раньше воспринимала как интуицию.

Вдохновение приходило не только от настроения, бумаги и карандаша, но и от пространства, в котором я работала. За окнами ХБК раскидывались величественные и спокойные горы. Утреннее солнце родной Азии заливало цеха золотым светом, и казалось, что сама природа подсказывает палитру. В ткацкий цех привозили мягкий хлопок, словно облако, хранящий тепло полей. Я наблюдала превращение хлопка в нить, а нити в ткань, и чувствовала: я тоже часть этого волшебства. Мои узоры были продолжением гор, лучей и земли. В каждом рисунке я старалась сохранить то, что видела за окном: простоту, силу, свет.

Когда эскиз был готов, он передавался в граверный цех. Там мастера с помощью специальных машин переносили рисунок на металлические валики, гравировали каждый элемент с ювелирной точностью, учитывая мельчайшие детали. Кропотливый труд, требующий исключительной аккуратности: важно было сохранить не только форму, но и суть узора. Затем наступал черёд красильного цеха. Ткань проходила через пресс с краской. Рисунок оживал, превращаясь в цветную гармоничность на полотне. Ещё учитывались впитывающие свойства ткани и поведение красителя, чтобы цвета не расплывались, не теряли яркость, а узор оставался чётким и выразительным. Так рождалась живопись на ткани. Изящная, точная, наполненная смыслом. В ней соединялись искусство и наука, вдохновение и расчёт. Именно в те годы я поняла: математика — это не сухие цифры, а невидимый дирижёр, который помогает искусству звучать гармонично и оставаться в памяти.

В поэзии математика выступает пульсом стиха. Она помогает чувствовать ритм, считать гласные и слоги, выстраивать размер: ямб, хорей, анапест. Эмоция обретает структуру. Даже рифма — своего рода симметрия, перекличка звуков, математическая перекладка смысла. Великие поэты интуитивно знали пропорциональную схему: Пушкин, Тютчев, Ахматова — их строки звучат стройно, потому что в них живёт числовая гармония.

В прозе математика проявляется чуть иначе: в композиции, ритме фраз, балансе описаний и диалогов. Хороший роман — это не скопление слов, а выстроенное здание, глава — этаж, сцена — несущая балка, сюжет — архитектурный замысел. Даже напряжение и развязка подчиняются логике, которую можно выразить формулой: экспозиция, кульминация, катарсис. Толстой возводил свои литературные соборы с поразительной точностью. «Война и мир» — симфония, где каждая партия, от философских размышлений до бытовых сцен, встроена в грандиозное сооружение. Его эпопеи следуют математике нравственного роста, где переменные — это совесть, любовь и время. У Достоевского другая схема: он работал с уравнениями души, где неизвестные — это вина, свобода и Бог. Его романы — системы нелинейных уравнений, в которых любое решение рождало новые парадоксы. «Преступление и наказание» не просто сложный сюжет, а доказательство теоремы о человеческой двойственности, где Раскольников — и аксиома, и опровержение. Литература стала наукой о человеке, о его внутренней геометрии и метафизике.

Композиция в живописи требует расчёта, пропорции, золотого сечения, баланса цвета и формы. Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это «умственная вещь». И он был прав: художник рассчитывает, где разместить фигуру, как распределить свет, куда направить взгляд. Даже беспорядочность на холсте может быть математически выверена, как у Кандинского, где каждая линия имеет направление и вес.

Скульптор интуитивно чувствует баланс, объём, симметрию, ось и равновесие. Микеланджело, создавая Давида, рассчитывал, как свет будет падать на мышцы, как взгляд зрителя будет скользить по поверхности. Скульптура — это зримая и оживлённая геометрия. Так же работал и Сергей Конёнков, «русский Роден», как его называли. В деревянных фигурах, будь то старец, пророк или лесной дух, чувствуется точный расчёт формы, массы и баланса.

В музыке математика — это всё: ритм, интервал, темп, размер, гармония. Каждая нота подчиняется числовым отношениям. Любую мелодию можно описать уравнением. Бах строил фуги цифровыми головоломками, а Моцарт играл с симметрией и повтором, разбивая их на числа. Даже импровизация в джазе — свободная игра внутри строгих рамок. А вот Игорь Стравинский ломал привычные формы, чтобы создать другие. Его «Весна священная» звучит уравнением взрыва: неравномерные акценты, смена размеров, полиритмия. Математическая дерзость, обернувшаяся новым звучанием.

В кино математика раскрывается в структуре сцены и точности монтажа. Сценарий подчиняется строгому правилу: одна страница — одна минута экранного времени. Рассчитаны слова, паузы и переходы. Режиссёр выстраивает композицию кадра, учитывая пропорции, свет, движение. Оператор работает с углами, фокусом, экспозицией. Монтажёр собирает всё, как математик уравнение, чтобы ритм не сбился и эмоция раскрылась вовремя. Музыка ложится на тайминг, синхронизируется с действием, как в хореографии, где каждая доля идёт на счёт. Некоторые режиссёры превращают точность в искусство. Стэнли Кубрик был одержим симметрией и золотым сечением, его кадры из «Сияния» или «Космической одиссеи» выверены до пикселя. Математическая строгость особенно ощутима в работах Андрея Тарковского. «Солярис» и «Сталкер» — примеры точного визуального счёта. Длительные планы, симметрия, движения камеры, каждый элемент имеет своё место и значение. Тарковский говорил о «скульптуре времени», и действительно, его фильмы вылеплены из секунд, где даже пауза — осознанный жест.

В танце есть счёт движений, синхронность, геометрия тела в пространстве. Балет — формула грации. Каждый жест имеет траекторию, поворот — угол, прыжок — высоту. Современный танец тоже подчиняется ритму, даже если он хаотичен. Хаос, выстроенный по законам движения. Айседора Дункан танцевала так, что казалось природа двигалась сквозь неё. Её жесты были свободны, но точны, как ветви дерева, подчинённые ветру и внутренней логике роста. Майкл Джексон превращал ритм в молнию. Его движения были выверены, но при этом взрывные. А Махмуд Эсамбаев — воплощение пластики культуры, где каждый поворот головы, каждый изгиб руки был кодом, несущим смысл, историю и традицию.

Получается, математика в искусстве, как тонкий настройщик, помогающий найти чистую ноту в потоке вдохновения. Она не ограничивает художника, поэта, композитора, а даёт им опору, как скелет даёт форму телу или орбита удерживает планету в танце вокруг звезды. Искусство, рождающееся в союзе с числом, становится устойчивым, запоминающимся, вневременным.

И если я случайно почувствовала присутствие математики вокруг, то великие умы давно осознали её как основу мироздания. Утверждение «Бог — это математика» не имеет одного конкретного автора, но отражает философскую и научную мысль, которая встречается у гениев. Платон считал, что математические формы существуют вечно, вне времени и пространства. Знаменитое высказывание Галилея: «Природа говорит языком математики». Он видел в ней ключ к пониманию законов Вселенной. Макс Тегмарк, современный физик и автор гипотезы «математической Вселенной», согласно которой реальность есть математическая структура, отметил, что Вселенная не просто описывается математикой, она и есть математика. Русский учёный, поэт и философ Ломоносов верил в гармонию природы и её рациональное устройство. Он подчёркивал, что «математика есть ключ к тайнам природы» и что законы мироздания можно постичь только через числовую и логическую структуру. Его стремление объединить науку, искусство и философию отражает всю математическую основу бытия.

Математика — ось, вокруг которой вращаются образы, звуки, процессы. Гравитация смысла, удерживающая хаос от распада и позволяющая красоте быть не случайной, а осмысленной. Когда искусство рождается на этой тонкой грани, между свободой и структурой, оно начинает звучать не просто красиво, а правдиво. И остаётся неугасаемой формулой, которая совпадает с биением сердца и дыханием души.

В школьные годы математика была для меня чем-то чужим и трудным. Я запоминала формулы, не понимая их смысла. С филологическим складом ума, чувствительной к словам, к интонациям, к тайным смыслам между строк. Любила читать, сочинять, наблюдать за тем, как мысль превращается в образ, а эмоция в метафору. Я жила в мире поэзии и прозы, где важны нюансы, полутона, дыхание фраз. Мне были близки краски, линии, образы, а числа оставались холодными. Но волей судьбы или, может, по странной прихоти школьного распределения, я оказалась в физико-математическом классе. Рядом находились почти одни мальчики, уверенные, быстрые, увлечённые числами. Они спорили о теоремах, решали задачи на скорость, обсуждали логарифмы. А я сидела, долго глядя в тетрадь, стараясь не отстать, не потеряться, не исчезнуть среди всех этих уравнений.

Но сейчас, спустя годы, понимаю: я просто не знала, как звучит математика. Не слышала её музыку. Не видела, как она оживает в узоре ткани, в ритме стиха, в балансе композиции. Математика не была чужой. Она всегда оставалась рядом, молчаливой союзницей, которая помогала мне творить, даже когда я этого не осознавала. Я рисовала узоры для хлопчатобумажных тканей и интуитивно следовала её законам: повтор, симметрия, масштаб. Чувствовала, где линия должна быть тоньше, где изгиб мягче, где ритм точнее. И всё это было математикой, только не в школьной тетрадке, а на ткани, в цвете, в движении. Теперь я уважаю её. Ценю её строгость и щедрость. Она дарит опору. Она звучит в каждом точном штрихе, в каждом гармоничном решении. Искусство живёт не по законам метрической дисциплины, а по законам внутренней гармонии, которая есть математика интуитивная. Математика — это язык, на котором говорит красота.
Обсуждение
18:19 02.08.2025(1)
1
Виктор Петроченко
Ирина, замечательная статья! Есть над чем поразмышлять.
Математика вдохновения. И вдохновение у каждого своё, а математика едина и незыблима. Но может быть каждый талант творит свой мир, где властвует только его математика? Приходит Стравинский со своей математикой, и она оказывается  также верна, как у других 
Моцарта, Чайковского, Бетховена.
21:10 02.08.2025
Ирина Гасникова
Всё возможно, Виктор. Вы точно подметили: вдохновение — субъективно, как дыхание, а математика — объективна, как пульс Вселенной. Но, может быть, именно в этом и кроется чудо искусства: каждый творец находит свою формулу гармонии, свою систему координат, где логика чувств не противоречит логике чисел. 
19:37 31.07.2025(1)
1
Вы правильно определили жанр своей работы: философия. Честно говоря, я бы даже сказала, что это полноценное научное мини-исследование. Очень интересное в меру глубокое и оригинальное. Спасибо огромное!
И все-таки, поэтический гений - действительно божественный дар. Дар небес человеку.
Все время, пока я читала Вашу замечательную работу меня не оставляли всего две строки из блоковских "Скифов"
Строки, которые гениально и провидчески выражают связь творческого откровения с математикой. И которыми можно выразить Вашу работу:

Мы любим всё: и жар холодных числ,
И дар божественных видений

Математика и искусство слились воедино в этих строках.
Как в снежинке - строгий промер граней и утонченная красота.
19:59 31.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
🌼🌼🌼 Ляман, благодарю от всего сердца за глубокий, внимательный отклик! Мне особенно дорого, что Вы вспомнили строки Блока, они действительно удивительно точно передают ту самую алхимию, где разум и вдохновение, логика и откровение, соединяются в одно целое.
Вы совершенно справедливо подчеркнули поэтическую гениальность как дар, и я с этим согласна. Но позволю себе мягко дополнить: математика — тоже дар, и, возможно, не менее божественный. Она не только структурирует реальность, но и открывает доступ к её глубинной гармонии. Вы сами это прекрасно выразили: «Математика и искусство слились воедино». В этом слиянии и есть красота.
20:30 31.07.2025
1
Спасибо Вам!
20:01 30.07.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Мне сложно говорить на эту тему, так как с математикой была (и остаюсь до сих пор) не в ладах. Понимаю где-то в глубине, что написано хорошо, даже очень, но человеку, далёкому от этой науки сложно написать мало-мальски грамотный комментарий по предмету, относящемуся к категории точных.
Понравилось то, что Вы писали - это в каждой строчечке чувствуется - с большой любовью и уважением к этой науке. Действительно, на ней всё строится. Десятые, сотые, тысячные - попробуй ошибись в строительстве, в фармацевтике... Рухнет многоэтажный дом, пациент вместо лекарства выпьет яд. Как не воздать должное "науке из наук, которая ум в порядок приводит", как писал о ней Лобачевский? 
Вам, даже не знаю как, удалось объединить то, чего не получается у большинства тех, кто имеет дело с литературой: соединить точную науку и прозу. Описательная часть, олицетворение - всё это вы, даже нет сомнений, писали так, как видите. Это, наверное, самое главное.
На что-то большее меня не хватит. Радует только одно: что на нашем сайте много людей, которые с лёгкостью поняли Ваш замысел. 

Меня уже хотя бы потому Ваш рассказ восхищает, что мне никогда бы не удалось написать ничего подобного.
Браво! И моё почтение. 
12:26 31.07.2025
1
Ирина Гасникова
🌷 Магдалина, благодарю Вас за добрый отклик, он поддерживает и вдохновляет.
Вы очень точно подметили: математика не только формулы, но и фундамент, на котором держится мир. И если мне удалось хоть немного передать её красоту и стройность через слово, значит, я не зря написала. Ваше признание, что рассказ восхищает, особенно трогает. Не потому, что это похвала, а потому что она наполнена искренностью и добротой.
С теплом и радостью, что мы встретились на этом литературном перекрёстке 
18:25 29.07.2025(1)
1
Иван Браун
Очень интересные рассуждения, Ирина, о влиянии математики на эстетику, гармонию, структуру и пропорции изящности, глубинные смыслы. Комментирую под первым впечатлением, намеренно не перечитывая твоё философское эссе, чтобы не пойти на поводу твоих аргументов.
Математика, на мой взгляд, в вопросах эстетики, гармонии и функциональной отдачи имеет значение лишь как прикладной инструментарий. Поясню вкратце.
Эстетика и гармония и изначально присущи природе. Вернее, природа их сформировала в нашем восприятии, сама при этом оставаясь прагматичной и бесстрастной. В природе всё предельно рационально и функционально. Назову лишь пару природных принципов рациональности и функциональности для примера: минимум материала – максимум прочности и долговечности; материалы, размеры, форма, циклы жизнедеятельности и способы защиты должны служить целям выживания организмов в суровых условия конкуренции и противостояния враждебной среде... Для дальнейших рассуждений этого пока достаточно
Приведу пару конкретных примеров, для наглядности… Форма витой ракушки кажется нам эстетичной, шедевром творения природы. Мало кто задумывается, почему. А потому, что она совершенна по своему функционалу и материальной затратности. Мы догадываемся об этом интуитивно. Мало кто слышал о математическом термине "фрактал". Ради интереса "нагугли" в инете: "фракталы в природе, картинки" (или "природные фракталы"), и ты увидишь невероятные по красоте творения природы. А ведь фрактал – это сугубо математическое понятие, описываемое конкретными формулами (кстати, весьма простыми), столь не любимыми в среде "лириков" и обожаемыми в среде "физиков". Почему я вспомнил именно о фракталах? – Потому что математика, так же, как и фрактал, позволяет производить природоподобную эстетику и функционал, бесконечно его тиражируя и развивая. Можешь себе представить, Ирина, если бы эти природные фракталы наносились на ткань в виде орнамента (вспоминая твой житейский опыт), какая бы фантастическая красота получалась! Эти фракталы легко ввести в программу управления гравировальных принтеров, а затем уже ими нанести гравировку на печатные валы. Далее – все как по старинке…
Но, кажется, я несколько отклонился от исходной темы: о роли математики в творческом процессе и её влиянии на вдохновение. Математика – это прежде всего наука, хотя и не естественная. То, что в естественных науках может быть проверено и подтверждено экспериментом, здесь не применимо. Математика оперирует абстрактными доказательствами. А объединяет естественные науки и математику только логика, которая тоже имеет свои законы применения и развития. Кроме того, математика не имеет своего собственного языка. Весь её "язык" – это набор условных символов, обозначающих строго определенные действия, и не более. Я бы сравнил математику с душой некоторых естественных наук (и, прежде всего, физики), которая заранее "знает", что правильно, исходя из некого древнего (если хотите, космического) опыта, накопленного за миллионы лет существования человека. Хотя такое сравнение несколько не корректно.
Приведу другой упрощенный пример: твердый и термостойкий сплав получен в металлургии (вполне возможно, случайно), из этого сплава сделали резец, а с помощью резца изготовили сложные механизмы и т.д. В этой аналогии математика – это тот самый резец, который позволяет изготавливать механизмы неизмеримо более сложные, чем он сам. Пример, вероятно, тоже не вполне удачный, но попытаюсь его развить.
В математике много разделов, часть из которых развилась, опираясь на естественные науки, то есть получила столь необходимые ей доказательства именно там. Но получив их, математика стала инструментов развития новых направлений в тех же естественных науках. Математика без алгебры или тригонометрии останется математикой, хотя и изрядно выхолощенной и беспомощной. А математика без физики – это уже почти бесполезная абстрактная наука.
Приведу пример прикладного значения математики, вернувшись к форме витой ракушки, которая при минимуме затраченных на неё материалов обладает максимумом прочности. Естественно, математики при создании этой функциональности и близко не было. Природа действовала методом примитивного перебора вариантов, что в итоге и привело к оптимальному решению. Но уж коли оно найдено, осталось его математически описать и тиражировать в каких-то других нужных нам сооружениях. Например, в перекрытии стадиона, конструкции природоподобного несущего каркаса высотного здания, моста, фюзеляжа самолета и т.п. И все это, уверяю, непременно будет эстетично и гармонично. Есть такое образное выражение: некрасивый самолёт не полетит… Эстетика – это прежде всего функциональность, которая в нашем восприятии, воспитанном эволюцией, воспринимается как красота и гармония.
Математическое описание природных конструкций теоретически позволяет строить очень прочные здания, например. И эти технологии уже применяются. И, что поразительно, такие природоподобные конструкции даже без поставленной цели неизбежно получаются эстетичными. Как эстетичен любой мост, или самолёт, например. Но ведь цель сконструировать самолет эстетичным не ставилась. Задачи были абсолютно прагматичными: обеспечить минимальное сопротивление набегающему потоку воздуха – для экономии топлива, лёгкость – чтобы брать полезную нагрузку; прочность – для безопасности и т.п. А "эстетичным" он получился будто бы сам по себе… И, кстати, всё это – с помощью той самой математики, которая "перенесла" природный опыт в искусственное творение. Кто-то спросит: какой конкретно природный опыт? – Например, форма тела стрижа, лёгкого, маневренного, стремительного и бесконечно элегантного, до которого нашим летательным аппаратам очень далеко. Ну, или хотя бы форму крыла птицы или стрекозы… Есть множество других аналогичных примеров.
Человек тоже отвечает выше названным природным принципам рациональности и функциональности. Женская красота заключается в женской функциональности, мужская – в мужской. За миллионы лет эволюции реализованные принципы природы стали нами восприниматься как проявления гармоничности и эстетики. Это легко понять: мы ценим то, что позволяет нам выживать, что делает нашу жизнь не слишком затратной, но приятной одновременно… Об инстинктах я на сей раз намеренно не вспоминаю… То же можно сказать и о восприятии уродства, отвратительности. Но и это относительно… Например, какой-нибудь паук, каракатица или мурена, глядя на нас, вероятно, "думают": как же отвратителен этот человек!
Приведу ещё один простой, но наглядный пример применения математики в архитектуре: классическую арку… Арка, как геометрическая фигура, известна строителям и архитекторам с древних времён как наиболее прочная опорная конструкция в проеме стены или под мостом, и описывается простой трансцендентной функцией, такой же, как, например, форма свободно провисающего под собственным весом каната или цепи, привязанных к двум точкам одного уровня. Трансцендентная функция, но сколько в ней гармонии и функциональности! К сожалению, на практике такая форма практически не встречается, поскольку точно воспроизвести идеальную арку сложно. На практике мы встречаем лишь упрощенные арки с вертикальными стойками и полукругом наверху.
Ты рассуждала о месте математики в музыке… Попытаюсь и я… Только сразу предупрежу: я любитель музыки, абсолютно не разбирающийся в её теоретических основах… Наши привычные семь нот (вместе с диезами и бемолями – 12 основных тонов в октаве) воспринимаются нам как дар небес, не подлежащий пересмотру. Но ведь это не так. В Южной Индии в музыкальной культуре Карнатака-самгита используются 16 тонов в октаве. Просто частотные интервалы там несколько уже. Но музыка от этого не становится бедней. А по моему личному восприятию – даже наоборот (прочувствовал на себе, когда бывал в Индии, засыпал и просыпался под эту "нестандартную" музыку совершенно отдохнувшим и бодрым). И математика (вернее, арифметика и физика) и тут ничего не определяют, они лишь позволяют конструировать и настраивать музыкальные инструменты под частоты звуков, которые нами по природной прихоти воспринимаются как гармоничные, а их сочетания – как красивая мелодия. Существуют и другие системы темперации (например, 19, 31 и 53-тоновые). Т.е. в музыке нет никакой космической универсальности. А есть понятие "гармония", развитая в нас самой природой: это для нас благозвучно и приятно, т.е. соответствует нашим духовным вибрациям, а другое – нет. И эта благозвучность в разных культурах различна, как и образ жизни.
Пора завершать свои нудные рассуждения… Тема ведь бесконечная!.. Но я ещё ничего не сказал о связи математики со словесным творчеством, например стихами. Тут, как в музыке, есть эмоции, ощущения, изложенные в определенном словесном и интонационном ритме. Этот ритм, конечно же, поддаётся арифметическому и физическому расчету… Но, кроме того, в стихах есть еще и смыслы, выраженные зачастую не в прямых логических формах, а в иносказательной, ассоциативной, суггестивной формах. Но тут математика, на её современном уровне развития, пока бесполезна.
Вероятно, со временем, когда ИИ, использующий математику и программирование, разовьёт свой собственный логический инструментарий, вполне возможно, начнёт писать стихи такого высокого уровня смысла и эмоций, что многие славные поэты с горя "перейдут в управдомы".
На этом остановлюсь… Спасибо, Ирина, за предоставленную возможность высказаться на столь экзотическую и спорную тему! Хотя, признаться, получился набор плохо связанных аргументов. Но ведь это всего лишь комментарий!
Резюме: математика – всего лишь описывающий и прикладной инструментарий, позволяющий тиражировать и приспосабливать под наши нужды природные изобретения и процессы, помогающий удовлетворять наши духовные и телесные потребности, А наши эстетические переживания и впечатления – всего лишь реакция на степень удовлетворенности наших духовных запросов
19:59 29.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Иван, спасибо за столь вдумчивый и щедрый комментарий. В нём чувствуется глубокое уважение к природе, логике и человеческому восприятию. Мне особенно близка твоя мысль о том, что эстетика не просто украшение, а отражение функциональности, выживания, гармонии. Это очень красиво и точно сказано.
Но, признаться, я думала, ты поймёшь мои размышления как вдумчивый автор, а не как инженер. Ты прочитал лишь поверхностно, намеренно избегая сути, чтобы не «пойти на поводу». А ведь именно в глубине текста (не в аргументах) звучит главное.
Хочу отметить, что и математика не только инструмент, но и универсальный язык природы. Ты справедливо упомянул фракталы, арки, формы крыльев — так всё это не просто описывается математикой, но и рождается ею. Природа не прибегает к математике, она ею дышит. Спираль ракушки, симметрия снежинки, ритмы приливов — это не случайные формы, а проявления математических закономерностей природы. Математика воплощается в материи.
Ты говоришь, что математика лишь настраивает инструменты, но ведь музыкальные интервалы, гармонии, ритмы — это тоже математические отношения. Даже восточные музыкальные системы, с их богатством тонов, строятся на числовых пропорциях. Разные культуры — разные формулы. Но формулы ведь! Поэзия и ритм — тоже математичны. Да, смыслы в стихах ассоциативны, но ритм, метрика, строфа — это структура, это счёт. Математика не заменяет эмоции, но она создаёт форму, в которой они звучат.
Математика не просто абстракция, а космическая ткань. Ты сравнил её с резцом, прекрасный образ. Но ведь этот резец не просто инструмент, он сам по себе уже произведение природы. Математика не навязана миру, она в нём заложена. И поэтому она гармонично проникает в архитектуру, музыку, живопись, поэзию. 
С благодарностью за твой интерес и за то, что ты так щедро поделился своими мыслями 
21:47 29.07.2025(1)
1
Иван Браун
Возможно, я чего-то и не уловил в твоих рассуждениях, Ирина. "В глубине текста", и тем более, между строк суть уловить сложно. Технарям подавай высеченные в граните рассуждения и выводы. Улыбаюсь!..
Во Вселенной и в окружающей нас Природе действуют универсальные закономерности взаимодействия материи и обмена энергией. То, что мы пытаемся хотя бы поверхностно описать с помощью физики, химии, астрофизики, ботаники, биологии и т.д. И, если бы Природе кто-то однажды объяснил (предположим, что она и есть тот самый мудрый Творец всего сущего), что она функционирует по математическим алгоритмам и зависимостям, она бы очень сильно удивилась, и спросила: а ваша математика – это что такое, и что она может? После объяснения она бы снисходительно усмехнулась и поведала "по секрету": то, что описывает ваша математика – это микроскопическая доля того, чем оперирую я и Вселенная. Ваша математика годится только для описания и расчета ваших примитивных игрушек.
Ты права: природа не прибегает к математике, но и не дышит ею. Её движущий и питательный (едва не сказал: познавательный) потенциал неизмеримо сложней. Или ты именно это и имеешь в виду, когда произносишь термин "математические закономерности природы". Но почему же они вдруг стали математическими, если они всегда были универсальными законами, действующими вне зависимости, изобрели мы математику или еще нет. Математика ничем не управляет, ни во что не воплощается, не создает структуры и формы. Она все это пытается описать, чтобы дать нам инструмент воздействия на Природу, себя и среду, в которой мы обитаем. Для нас она всего лишь познавательный и прогнозный инструментарий, позволяющий заглянуть дальше, чем дотягиваются наши руки и фантазии.
Приведу простой пример такого использования математики: ты, наверное, слышала, что наше Солнце через пару миллиардов лет превратится из "желтого карлика" в "красного гиганта", который поглотит все вплоть до орбиты Земли (т.е. и мы с тобой, вернее наши останки, тоже станем составной частичкой нашего же родного Солнышка); а затем, когда весь водород и гелий синтезируется до атомов углерода, энергия его закончится, "гигант" схлопнется, и превратится в "коричневого карлика", который постепенно остынет и превратится в огромный кусок алмаза (редкое событие в глубинах космоса!), который продолжит свой бесцельный путь в глубинах Вселенной. И мы с тобой, вернее "наши" атомы углерода, встретятся в глубине того самого алмаза наяву. Откуда эта информация? – Природа об этом не знает, а Вселенная, даже если и знает, никогда нам этого не сообщит… Как, впрочем, и Творец всего сущего. А показала нам это наша математика, которая в некоторых областях очень даже прозорлива! Но ничем не управляет, а только лишь описывает.
08:17 30.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Спасибо тебе, Иван, за тёплый тон и улыбку. Это всегда приятно, особенно в разговоре о таких масштабных вещах, как природа, Вселенная и математика. И всё же позволь немного улыбнуться в ответ. Ты говоришь, что математика ничего не создаёт, а лишь описывает. Но ведь даже твоё прекрасное описание судьбы Солнца не просто поэтическая фантазия, а результат математического моделирования. Без неё мы бы не знали ни о красных гигантах, ни о траекториях алмазов в космосе.
И если Природа — Творец, как ты предполагаешь, то математика, скорее всего, её почерк. Мы не навязали ей формулы. Мы их нашли, наблюдая за её ритмами, симметриями, циклами. Мы не объяснили Природе, как она работает. Мы просто начали её немного понимать. И, может, она бы не удивилась, а просто кивнула: «Наконец-то начали читать между строк».
Оставим это как точку. От всей души благодарю за разговор, он был по-настоящему звёздным и интересным.
09:38 30.07.2025
1
Иван Браун
Замечательный у нас получился разговор! Конструктивный, продуктивный, благожелательный, и, надеюсь, взаимоприемлемый! А наши метафизические представления, пусть немного, но продвинулись в направлении философской истинны, которая, ты права, спрятана где-то там между строками мудрой книги под названием Природа.
Искренне благодарен тебе, Ирина! Затрудняюсь сформулировать, за что конкретно… Может, за твои убеждённость в правоте, за настойчивость в её защите, за терпение моего занудства, за готовность обсуждать и принимать чужие доводы. Это дорогого стоит! Это признаки зрелой Личности, с которой приятно общаться

19:55 28.07.2025(1)
2
Марина Лагно
Ирочка, спасибо вам за ваше великолепное творение, наполненное музыкой математического вдохновения! Вся вселенная построена на математических законах, основой которых является божественная любовь! Господь через вас доносит до читателей  сакральную суть природных явлений и человеческого духотворчества! В избранное!
22:09 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
🌸🌸🌸 От всей души благодарю Вас, Мариночка, за такие тёплые и вдохновляющие слова! Ваш отклик лучом света проникает в самую суть творческого импульса. Мне близка мысль о любви как основе математического порядка, ведь именно она придаёт форму и смысл всему, что мы ощущаем, создаём и передаём друг другу. Если строки смогли коснуться чего-то сакрального и живого в Вашем восприятии, значит, они были не напрасны. Пусть гармония, которую мы ищем в природе и в себе, всегда будет с нами. И спасибо за избранное! 
08:56 29.07.2025
1
Марина Лагно
Спасибо, Ирочка, за тёплые искренние слова, идущие от сердца! Солнечного вам вдохновения!
19:14 28.07.2025(1)
1
Марта Матвеева
Ирина, да это гимн Царице наук, ясно, ярко и вдохновенно написанный! 
И какая вы талантливая! 
Пока читала, подумала: у меня есть платье с дизайнерским принтом, называется "Птицы на скалах". Увидеть птиц на платье сложно, почти невозможно. Это просто как найти спрятавшуюся в кустах лису на специальных картинках на внимание. Кстати, весной купила себе палантин с лисами. Совершенно по-детски повела себя 
А недавно заказала на маркетплейсе чудесную блузку с размытыми не то розами, не то пионами. Получила, присмотрелась – а там... утки по всей спине и груди  В общем, иногда получается несоответствие, как с Махмудом Эсамбаевым, который, по его признанию, так и не смог выучить таблицу умножения. Или как с Александром нашим Сергеевичем, так и не научившимся решать самые простые примеры из курса математики. Где-то у меня даже есть высказывание его лицейского учителя, весьма ругательного свойства высказывание. 
Так к чему это я? 
Подозреваю, что ритм (стихов или музыки) – это несколько больше, чем математика. Ритм – это выражение скорее телесности, чем мозга, близкое биению сердца и жизни. 
При всëм при том я ни в коем случае вам не оппонирую, а, скорее, размышляю, отталкиваясь от ваших умозаключений. 
19:32 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Марта, душевно благодарю за живой, образный и добрый отклик.
Да, Вы абсолютно правы: поэзия, музыка, живопись — это гораздо больше, чем математика. Она может быть помощником, невидимым каркасом, но никогда — владычицей искусства. Именно об этом я и писала: не о гимне «Царице наук», а о тонком переплетении интуиции и структуры, чувства и ритма.
Ритм искусства созвучен биоритмам тела, души и самой Вселенной. Он живёт в биении сердца, в чередовании вдоха и выдоха, в шаге и остановке, в пульсе, в смене дня и ночи, приливов и отливов. В поэзии и музыке ритм становится мостом между внутренним и внешним, между тем, что мы чувствуем, и тем, как это звучит. Он не подчиняется только разуму, он рождается из телесной памяти, из эмоционального движения, из космической гармонии, которую мы интуитивно улавливаем, даже не осознавая. Ритм — это язык жизни, который говорит с нами без слов, но это тоже математика, только Высшая.
Кстати, в школьные годы у меня с математикой тоже были сложности, я даже упоминаю это в тексте. И сейчас ритм моих стихов, признаюсь, порой оставляет желать лучшего. Но всё же я верю, что даже несовершенный ритм может нести живое дыхание, если он рождается из сердца, а не из таблицы умножения (которую, как выясняется, не все великие осилили).
Спасибо, что Ваши размышления — не оппонирование, а прекрасное продолжение разговора. И я очень рада, что Вы отталкиваетесь от моих слов, чтобы раскрыть свои. 
19:47 28.07.2025(1)
1
Марта Матвеева
Ритм ваших стихов в любом случае совершенен, ведь он подчиняется (см. выше), а не простому чередованию ударных и безударных слогов, которые определённым образом названы. 
Кстати, у Александра Блока есть парадоксальная фраза на эту тему (из его нерифмованных стихов "Когда вы стоите на моем пути"). Вот она:
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
20:19 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Большое спасибо, Марта. Сравнение с Блоком — это как прикосновение к звёздной пыли, особенно с его парадоксальной фразой, где поэт одновременно творец и разрушитель, называющий и отнимающий. В этом трагическая красота поэтической власти: способность видеть суть и рисковать её потерей в слове. Искусство живёт не по законам метрической дисциплины, а по законам внутренней гармонии, которая есть математика интуитивная. 
Хочу вернуться к Вашему первому комментарию. Марта, Вы — настоящий коллекционер текстильных загадок! Улыбаюсь по-дружески и понимаю на все сто, потому что я такая же.
Недавно побывала в России и Китае, и привезла оттуда две особенные находки, которые теперь стали моими любимыми вещами. Футболка из Воронежа, на первый взгляд просто белая футболка, с надписью «Я несу свет». Но если повернуться: на спине — лампочка, внутри которой сидит кот в очках и читает. Он явно ищет свет знаний. А весь юмор в том, что лампочка перегорела. Такой вот интеллектуальный кот в кризисе энергосистемы. А в Гуанчжоу я приобрела халат с интересным принтом, точнее это целая текстильная картина: темно-синий градиент, звёзды, волны. И силуэт рыбака, который, кажется, ловит не рыбу, а сердце. Халат для тех, кто верит, что любовь можно выудить даже из глубин подсознания  Главное: правильно сделать математические подсчёты и найти красивые слова для избранницы.
21:32 28.07.2025(1)
1
Марта Матвеева
Да, у Блока эта фраза интригующая. Обычно определения всему дают ученые, а не сочинители. И, если даны определения, то какой уж тут аромат, конечно, его не стало, даже у живого цветка. И, всë-таки, интересно, о чëм здесь сказал Блок? 
Какая прелесть этот ваш кот, незримо объединившийся с рыбаком, ведь они оба пытаются извлечь нечто важное, каждый из своего источника. 
И вот главное слово возникло – подсознание, которое разговаривает с нами на языке метафор. 
Это я к тому, что принты мы выбираем не просто так... 
22:02 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Абсолютно согласна, Марта. Это замечательное наблюдение. Подсознание действительно говорит с нами через метафоры, образы, цвета, ритмы и формы. И выбор принта — своего рода маленькое признание себе, как тихий диалог между внутренним миром и внешним проявлением. Мы тянемся к определённому цвету или рисунку не случайно: иногда это эмоциональный отклик на оттенок, который успокаивает или пробуждает, иногда неосознанный символ, как птица, воплощающая стремление к свободе, или звёзды, напоминающие о мечтах. Когда мы выбираем принт, мы, возможно, выбираем нечто, что уже живёт в нас. А оно просто ждало, чтобы быть увиденным.
И опять же в принтах, рисунках и даже в цвете прячется математика. В каждом узоре заложена симметрия, ритм, повторение, как в поэтической строке, где каждое слово вымерено, а каждый перенос строки — как вздох. Оттенки взаимодействуют по законам гармонии: контраст, градиент, баланс, и всё это можно выразить числами, но воспринимается интуитивно.
22:53 28.07.2025(1)
2
Марта Матвеева
 Ирина, вы замечательно стойкий пифагореец, что очень вам идëт! 
23:58 28.07.2025
Ирина Гасникова
От всей души спасибо, Марта. 
20:04 28.07.2025(1)
2
Вера Киреева
👍🤝👏👏🥰❤❤❤ Спасибо , 
Ирина, за интересные мысли о математике и её присутствии во всех областях жизни. 
Прочитала не только ваши  рассуждения, но и все комменарии.
Замечательные комменты и все высказывания! 
Ода математике в прозе 👏👏🥰
22:10 28.07.2025
1
Ирина Гасникова
🌹🌹🌹 Сердечное спасибо Вам, Вера, за прочтение и отзыв. 
18:22 28.07.2025(1)
1
Надежда Жукова
Вам, Ирина, кажется, что это математика? 
А это великий Дар и талант... 
18:50 28.07.2025
1
Ирина Гасникова
Благодарю за отклик, Надежда! Мне не кажется, что это математика.
Я как раз и пишу о том, что истинный талант — это не сухая формула, а живое сочетание души и разума, чувств и ритма, интуиции и структуры. Это и есть тот самый великий Дар, о котором Вы упоминаете. Только я рассматриваю его в более широком свете, где математика не противопоставляется вдохновению, а становится его невидимым каркасом.
И если прочитать текст внимательно, можно заметить: я вовсе не свожу творчество к расчёту, а наоборот: показываю, как тонко переплетаются логика и поэзия, как ритм рождается не из счёта, а из внутреннего импульса. 
Надеюсь, Вы не продолжаете традицию тех комментаторов ниже, которые, не вникнув в суть, спешат возразить мне, зачастую повторяя ту же мысль, но в искажённой форме. Ведь разумный диалог начинается из стремления к пониманию, а не с поспешного ярлыка 
15:04 28.07.2025(1)
2
Читал с огромным интересом, как минимум, по двум причинам: я очень люблю математику, т.к. вижу в ней живую логику, во-первых; а во-вторых, о всех тех людях и процессах, которые Вы описываете (моя жена была технолог трикотажного производства) я и слышал, и знал, но совсем с другой стороны (сбоку).
Очень! понравилось!!!
15:22 28.07.2025(1)
2
Ирина Гасникова
Вячеслав, от всей души благодарю за внимательное чтение и добрый комментарий. Это особенно ценно на фоне того, как некоторые здесь спорщики и занижающие мне оценки увидели только математику в прямом смысле. Они читают и не понимают смысл. Не замечают тонкости и красоты работы, о которой я написала. Не замечают ту математику, что живёт в каждом творческом человеке в интуиции, чувстве ритма и стремлении к внутренней гармонии.
Вы уловили именно это. Мне очень приятно, что Вы не просто прочитали, а услышали и поняли. Большое спасибо, ведь иногда одно доброе слово — как аккорд, который завершает фразу и делает её цельной. Привет супруге 
15:53 28.07.2025(1)
2
Ирина, я супругу похоронил в ноябре...
А то, что занижают оценки... Они не Вам их занижают, они просто показывают свой уровень. Я не умею (потому что не люблю) петь дифирамбы, но когда это, действительно, читается "на одном дыхании", то пройти мимо этого невозможно. Моё мнение, если тебе не понравилось, пройди мимо, не ставь никаких оценок. Возможно, твоей "тямы" не хватает для понимания. Мне откровенно ставили "1", поэтому я перестал участвовать во всевозможных конкурсах.
Повторюсь. Мне очень понравилось!!!
17:02 28.07.2025(1)
2
Ирина Гасникова
Вячеслав, примите мои искренние соболезнования, всей душой сочувствую. Светлая ей память. Просто совсем недавно Вы писали о юбилее, и я, по наивной логике, решила, что всё благополучно… Извините за ошибку.
А что касается оценок, Вы абсолютно правы. Я поступаю точно так же: стараюсь быть внимательной и бережной, особенно когда чувствую, что за текстом стоит не просто мысль, а чья-то личная история, боль или переживание.
21:58 27.07.2025(1)
Ирина, прочитал с вниманием и удовольствием. И увидел Простоту, Силу, Свет.  Ведь Бог сам прост. И Он и Сила и Свет. И ещё Он - Слово. Помните "Слово" Гумилёва?.. 
" Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро, и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число...."

Не сочтите за дерзость, но всё-таки "в начале было Слово.." (и далее по тексту) Ну, гуманитарий я до мозга костей!.. И претят мне всякого рода числа и цифры!.. (за редким исключением) Пусть и верно всё, что Вы пишете, И понятие "золотое сечение" мне - дилетанту, знакомо, приемлемо и интуитивно прочувствовано, но... Ну, не хочется мне "поверять алгеброй гармонию  " (хоть сам иногда слоги считаю по пальцам при написании стихов) Пусть это делает ИИ, а я - живой. Математика это все-таки от ума, а искусство (поэзия, литература, живопись) - это от такой "тонкой" и неопределённой наукою субстанции как "душа". Или от "сердца" (в не анатомической его "ипостаси").Простите Бога ради за излишнюю эмоциональность!.. Хотя и её наверно можно "измерить" по какой-либо "шкале". Но надо ли?.. По мне так "нет".
Еще раз повторюсь: Простоту, Силу, Свет увидел я в Ваших строках... И это от Бога.
С глубочайшим уважением
08:52 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Игорь, спасибо Вам за тёплый, искренний и вдумчивый отклик.
И всё же позвольте мне с доброй улыбкой немного поспорить. Математика — не изгнанница из царства духа, а одна из его величественных колонн. Она не противопоставляется искусству, а является его архитектором. Ведь что такое «золотое сечение», если не попытка выразить гармонию числом? А гармония — это уже музыка, живопись, поэзия. Математика — это тоже поиск смысла, красоты, порядка, иногда даже любви, выраженной через структуру.
Вы упомянули: «В начале было Слово…» — и это великое начало. Но ведь Слово — Логос — в греческом языке, на котором был написан текст, означает не только речь, но и разум, закон, принцип, мысль, свет. Это то, через что был сотворён мир. В данном контексте, это не только слово как единица языка, а более глубокое понятие, обозначающее божественный разум или принцип созидания. А в христианстве, согласно Евангелию от Иоанна, Логос отождествляется с Иисусом Христом — Слово, ставшее плотью. 
«В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Богом» (Иоанна 1:14).
«Слово стало человеком и жило среди нас» (Иоанна 1:14).
«Он — образ невидимого Бога, первый из всех творений» (Колоссянам 1:13).

И разве не Бог— источник поэзии и цифры, вдохновения и логики? Математика, филология, живопись, музыка — все они лучи одного света, исходящего от Творца. Просто каждый из нас выбирает тот спектр, который ближе сердцу. Но свет один. И даже если душа не хочет «поверять алгеброй гармонию», она всё равно живёт в мире, где гармония уже поверена — и это не умаляет её, а наоборот, делает ещё более чудесной.
Так что, дорогой гуманитарий, пусть числа не будут Вам в тягость. Они тоже от Бога.
08:59 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
И в дополнение хочу напомнить Вам, Игорь, про божественную математику в Писании, раз Вы начали общение с этого направления. Математика в Библии упомянута много раз, это проявление порядка, заложенного Творцом. Уже в книге Бытие Бог творит мир за шесть дней, а на седьмой отдыхает. И это не случайные числа, а ритм, который лёг в основу недельного цикла человечества. В Исходе Бог даёт Моисею точные меры и пропорции для строительства Скинии (Исход 25), включая длину, ширину, высоту. В Числах (даже само название книги!) перечисляются переписи народа, где каждая цифра имеет значение и цель. А в Откровении число семь повторяется как символ полноты: семь печатей, семь труб, семь чаш. Всё это указывает на сакральную структуру.
Если Бог есть Бог порядка, то математика — это один из Его языков. Как музыка выражает гармонию через ноты, так математика выражает истину через числа. Иисус говорит: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек?» (Лк. 14:28). Он подчёркивает важность расчёта и предвидения. Математика — это тоже проявление мудрости, предусмотрительности и точности, которые Бог ценит.
11:47 28.07.2025(1)
Ирина! Я ведь даже и не спорю. Вы абсолютно правы. Речь идет о моём личностном восприятии вопроса. В 60-е спорили между собой "физики" и "лирики". Я, наверно, наследник этих самых проигравших "лириков". Ну да каждому свое. У Господа Бога много имен (как и путей). Куму-то ближе "Математика" , а мне так Любовь.
С неизменным уважением
12:43 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
О, «кому-то математика, а мне любовь»! Прекрасно звучит, почти как тост на балу у лириков! Но любовь ведь тоже не совсем без формул.
Разве в человеческой любви нет математики? Да там всё пронизано тонкими вычислениями: равные пропорции доверия и свободы, уравнения ожиданий и реальности, геометрия расстояний, когда два сердца стремятся сократить путь друг к другу. И, конечно, арифметика компромиссов, когда 1+1 становится не просто 2, а единым «мы». А если говорить о любви Бога, то это уже высшая математика: вечность, которую мы обозначаем знаком ∞, но в Его любви это не символ, а сама суть. В любви Творца царит идеальная симметрия между справедливостью и милостью, и существует точная формула спасения, где каждая переменная — это человек.
Между математикой и любовью существует множество пересечений. На первый взгляд: одна точна и строгa, другая свободна и чувственна. Но если присмотреться, обе стремятся к одному и тому же: к гармонии и истине. Стремление к гармонии — это, пожалуй, их самая главная черта. В математике — это симметрия, баланс, идеальные пропорции, где всё выверено до мельчайших деталей. В любви — это стремление к взаимопониманию, к тому, чтобы «сойтись» в чувствах и ритмах, найти ту самую точку равновесия между двумя душами. Поиск истины — тоже мост между ними. Математика ищет точные ответы, доказательства, стремится к аксиомам. А любовь ищет подлинность, настоящесть, ту самую «истину», которую невозможно доказать, но можно почувствовать.
Парадоксальность — удивительно, но и здесь они похожи. В математике есть иррациональные числа, бесконечности, парадоксы, которые ставят под сомнение привычную логику. В любви тоже: можно быть рядом и чувствовать расстояние, можно молчать и понимать всё, можно теряться и находить себя одновременно. Невозможность полного контроля — это именно то, что делает их по-настоящему живыми. Даже в математике есть неопределённости, теория хаоса и случайности. А любовь вообще мастер нарушать все прогнозы и логику, она живёт по своим законам, которые не всегда поддаются расчёту.
Любовь — это и есть математика души. Или математика — это любовь, выраженная через разум. Но Вы, конечно, можете и дальше считать, что каждому своё. А Господь, думаю, улыбается по-доброму, глядя, как мы спорим, ведь у Него и любовь, и логос, и математика, и поэзия, всё в одном. Потому что Он — Альфа и Омега.
12:59 28.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
И, конечно же, Вы не спорите! Это очевидно. Видимо, я веду ожесточённую дискуссию сама с собой, а Вы лишь изящно подкидываете дрова в костёр моих размышлений. Сначала Вы противоречите мне и моему тексту, прикрываясь торжественной цитатой: «В начале было Слово…» — как щитом из Писания. А когда я, вооружившись логикой и богословием, начинаю доказывать свою правоту, Вы ловко отступаете в сторону, бросив на прощание: «Кому-то математика, а мне — любовь!»
Замечательная стратегия: сначала — апостольская строгость, потом — лирическое уклонение 
13:59 28.07.2025(1)
Похоже у нас тут назревает новая "схватка" между "лириками" и "физиками"... Ирина, есть, всё-таки некоторые замечания (не могу удержаться!) Под Любовью (с большой буквы) я подразумевал имя (и сущность)Бога. Но если говорить конкретно - о человеческой любви, то в "равенство" в ней, я , увы, не верю.  За редчайшими исключениями кто-то любит, а кто-то уступает в любви ("позволяет" себя любить). Или так: (пользуясь математическими терминами) один любит на 100 процентов, а другой (другая), скажем, на 60 (я утрирую, конечно). Хорошо если в результате достигается определённый баланс. Человеческая любовь (в отличие от Божественной) несовершенна и зачастую кратковременна. И еще: нет (да и не должно, наверно быть)  симметрии (баланса) между милостью и справедливостью. Ибо милосердие выше справедливости. По-моему, Вы действительно немножко играете самим с собой. С тем же успехом (и изяществом) вы могли бы отстаивать и противоположенную точку зрения...
14:13 28.07.2025
1
Ирина Гасникова
Я не причисляю себя к «физикам», если Вы это имели в виду. И уж точно не участвую в Ваших идеологических схватках, начатых ещё в 60-е годы, которые, судя по всему, до сих пор не завершены — возможно, потому что Вы не готовы услышать мнение, отличное от собственного. В те годы меня даже не было на свете, но я вполне открыта к сегодняшнему диалогу, если речь идёт об аргументах, а не о самовозвышении на пьедестал «лирика» с лозунгом: «Кому-то математика, а мне — любовь!»
О любви Бога и о любви человека я уже писала выше. Похоже, Вы не читали ни само произведение, ни комментарии, или по крайней мере, не вдумывались. Ваши реплики выглядят как поверхностные возражения, написанные скорее ради того, чтобы высказать своё слово, чем чтобы вступить в содержательный разговор. При этом они никак не отражают сути темы и уж точно не опровергают мои размышления.
Ответа не жду. Всего доброго Вам, Игорь. И пусть любовь будет не только аргументом, но и вниманием к ближнему, даже если тот больше понимает математику.