Ну, что, порассуждаем?
Про политику нельзя говорить.
Хоровое пение прекрасно, но не с политическими текстами. А потому попробую подумать, что мы понимаем под понятиями: честь, честность и совесть?
Самое важное отличие чести от честности и совести в том, что честь - понятие имманентное определенной группе, а не всей общности социума. В то время, как честность и совесть - категории личностные и не имеющие единого значения и понимания.
Рассмотрим на примере.
Честь - это выработанные обществом достойные уважения и гордости моральные качества человека. Эти качества являются не личностным выбором, а принципиальным следованием установленным нормам для благородных.
Второе значение чести относится только к женщинам, это целомудрие и непорочность. Но я рассматриваю первое значение этого слова.
Первичное осознание чести - благородство.
Общественное сознание не требует от простолюдина следования правилам чести, но отнесение себя к благородным требует соблюдения всех правил чести.
Россияне помнят о правилах чести допетровских времен. В чем выражался " рейтинг" честнЫх бояр? В месте за столом на царских пирах.
Чем родовитее боярин - тем ближе он сидит к царю. Смертельное оскорбление - посадить родовитого боярина "ниже" худородного.
Что совершил Петр Первый? Он отменил установленный порядок родовитых бояр. Древнее понятие о чести родовитых заменил понятиями полезности человека для блага России.
Своего худородного, но шустрого слугу Алексашку Меньшикова возвел в дворянское звание. Сам женился на служанке Марте Крузе, которую во время Северной войны взял себе в любовницы Шереметев. А у него забрал ее себе в любовницы Меньшиков, так она и попала сначала на глаза Петру Первому, а потом и на престол России в качестве императрицы Екатерины Первой.
Конечно Петр Первый не сумел отменить то, что существовало издревле, но он ввел новый порядок, позволяющий талантам из народа делать карьеры и получать дворянские звания.
Кстати: все помнят памятник Петру Первому на вздыбленном коне. Пушкин писал, что конь - это Россия, которую Петр вырвал из тьмы боярского мира и направил на европейский путь.
Да только русские литераторы отмечают: конь стоит на двух задних ногах на скале, а передним-то некуда опуститься! Вздыбленная Петром Россия до сих пор не приняла европейские ценности. Но это уже другая тема.
Все слышали о чести самурая. Смысл в том, что смерть для самурая предпочтительней нарушения Кодекса самурая.
"Понятие о дворянской чести в Западной Европе было основано на рыцарском кодексе чести Средних веков, который требовал от рыцаря быть храбрым воином, преданно служить своему сюзерену, защищать слабых и обиженных, бороться за христианскую веру. При этом дворянская корпоративная культура была проникнута духом индивидуализма. Добродетелью считалось заслужить благорасположение и доверие монарха.
Русское дворянство понимало честь прежде всего как престиж своего рода. Именно с таким пониманием чести были связаны местнические споры.
Российская знать стала в европейском смысле «благородной» только к середине XVIII века, в период европеизации, начатой реформами Петра I. Важное значение имели «Манифест о вольности дворянства» 1762 года и «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. Очень значимым было предусмотренное «Жалованной грамотой дворянству» освобождение дворян от телесных наказаний («Телесное наказание да не коснётся до благородного»). Так зародилась идея о неприкосновенности личности дворянина. Из этой идеи следовало, что офицер, подвергшийся оскорблению действием, то есть побоям, должен был уйти в отставку, так как считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию, как таковому.
При этом существовало представление о том, что дворянскую честь следует беречь, но защищать её следует не на дуэли, а жалобой в судебные инстанции, так как дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество. Дуэли преследовались по закону (лишь в 1894 году они были узаконены для офицеров), но, тем не менее, были достаточно обычными. При этом общепринятые правила дуэли в России конца XVIII — начала XIX века были значительно более суровыми, чем, например, во Франции. Дуэли были возможны лишь между равными. Так, князь П. Голицын, побивший в строю палкой офицера П. Шепелева, отказался принять от него вызов на дуэль даже тогда, когда получил от обиженного пощёчину — из-за недостаточно высокого происхождения Шепелева. Французский дипломат М. Корберон по этому поводу записал в своём дневнике, что Голицын «не понял своих обязанностей по отношению к Шепелеву, хотя и стоявшему ниже его по рождению, но всё же офицеру» и что «страшное общественное неравенство, обусловленное образом правления в России, душит идею чести» (с)
Что мы видим в обществе после октябрьского переворота или революции 1917 года?
Исчезло понятие чести вместе в уничтожением дворянства, офицерства.
Возникло понятие пролетарской целесообразности - полная противоположность понятиям чести.
Мне кажется, что о чести больше нечего сказать.
Перехожу к честности.
Честность — моральное качество человека, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой.
Честность - это индивидуальное понимание и исполнение нравственного требования, морального качества, добродетели.
Есть еще одно значение честности: честность в отношении договоров. Помните, в дореволюционной России было такое понятие: честное купеческое слово? То есть купцы понимали: честность в отношении сделок приносит не столько моральное, сколько материальное вознаграждение, прибыль. С честным купцом работают охотнее, чем с бесчестным проходимцем.
Честность в отношении договоров, работы, собственности стала основой протестантской этики и принесла прекрасные результаты, если мы посмотрим на уровень жизни в странах протестантского христианства.
Но моя тема - честность, как моральная категория личности.
Честность, повторяю, индивидуальное качество. Существуют моральные высоты в честности. Но это исключение. В той или иной степени нечестны все.
Что хочет человек в общении с окружением? Честности в словах, в действии. Никому не нужна ложь педагога, врача, сантехника, начальника и коллеги.
Честное отношение со стороны окружения дает безопасность человеку в этом сложном мире. Намеренный обман - это преступление, последствия которого трудно просчитать. Иногда обман ведет к убийствам.
Моральные качества человечество вырабатывало во все времена и во всех обществах с одной целью: возможности безопасного сосуществования людей.
Как проверить свою собственную честность? Спросите себя: могу украсть у соседа полмиллиона и меня за это не накажут, никто не узнает. Смогу украсть или нет? Это и будет ответ.
Для себя я сделала давным-давно вывод: быть честной - выгодно.
Честность уважаема даже вашими врагами. Честность не приносит мук совести. Честность - легкая ноша: тяжело врать: поди запомни что кому ты соврала? Обязательно поймают на лжи, всех не обманешь. Можно, конечно и чихать на мнение окружения, но тогда будь готов, что и на тебя "чихнут" все.
Честному человеку нельзя ожидать вознаграждения. Но бесчестный обязательно получит возмездие. Если не сам, то его потомки. Иначе честность не стала бы понятием человеческой добродетели и благородства.
Вот так я перехожу к понятию совесть.
Совесть - это внутреннее моральное чувство, которое побуждает человека оценивать свои действия и поступки с точки зрения добра и зла, а также нести ответственность за свои решения и поведение. Это механизм самоконтроля, который помогает человеку следовать нравственным нормам и принципам. (с)
Совесть - чувство индивидуальное. Совесть - это эмоциональный внутренний ответ на наше поведение.
Мы испытываем вину, муки совести за поступки, которые не соответствуют внутренним моральным установкам. Как правило, мы ориентируемся на то, как воспринимают наши поступки наше окружение. Мораль формируется не какими-то абстрактными утверждениями о хорошем и плохом, а тем, что "хорошо и плохо" в сознании тех, кто нас окружает. То есть воры в своем обществе не казнят себя за кражи, наоборот, это правильное действие.
Совесть - это наш "внутренний голос". Он часто предупреждает нас от совершения дурного поступка, от того, что повредит нашему благополучию.
Современные средства коммуникации формируют моральные установки. И доблесть не в том, чтобы быть среди большинства, а в том, чтобы уметь понять и оценить то, что навязывается личности. Идти за толпой легко, но если толпа сделает что-то несовместимое с человеческими представлениями о добре и зле, то муки совести тому, кто поддался толпе, гарантированы.
Есть еще одно значение совести, это национальное и международно-правовое: свобода совести. Но это совсем другая тема.
| Помогли сайту Праздники |










) люди всегда сетуют на падение морали у "нынешней" молодежи. 
