Произведение « Честь. Честность. Совесть. Что это такое?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.6
Баллы: 14
Читатели: 136
Дата:

Честь. Честность. Совесть. Что это такое?

Ну, что,  порассуждаем?
Про политику нельзя говорить.  

Хоровое пение  прекрасно, но  не с  политическими текстами. А потому попробую подумать,  что  мы понимаем под понятиями: честь, честность и совесть?

Самое важное отличие  чести от честности и совести в том, что честь - понятие имманентное определенной   группе, а не всей общности   социума. В то время, как  честность и совесть -  категории личностные и не имеющие единого значения и понимания.

Рассмотрим на примере.

Честь - это    выработанные  обществом  достойные уважения и гордости моральные качества человека.  Эти качества  являются не личностным выбором, а принципиальным следованием установленным нормам для  благородных.

Второе значение  чести относится  только к женщинам, это целомудрие и непорочность. Но  я рассматриваю первое значение этого слова.

Первичное осознание чести - благородство.
Общественное сознание не требует   от простолюдина  следования правилам чести, но  отнесение себя к благородным требует соблюдения всех правил чести.

Россияне помнят  о правилах чести допетровских времен.  В чем выражался " рейтинг" честнЫх бояр?  В месте за  столом на царских пирах.

Чем родовитее боярин - тем ближе он сидит к царю. Смертельное оскорбление - посадить родовитого  боярина  "ниже" худородного.

Что совершил Петр Первый?  Он отменил  установленный порядок родовитых бояр. Древнее понятие о чести родовитых  заменил  понятиями полезности человека для  блага России.  

Своего худородного, но шустрого  слугу Алексашку Меньшикова возвел в дворянское звание. Сам женился на    служанке  Марте Крузе, которую во время Северной войны взял себе в любовницы Шереметев. А  у него забрал ее  себе в любовницы Меньшиков, так она и попала сначала на глаза Петру Первому, а потом и на престол России в качестве императрицы Екатерины Первой.

Конечно Петр Первый не сумел  отменить то, что  существовало издревле, но он ввел  новый порядок, позволяющий талантам из  народа делать карьеры и  получать дворянские звания.

Кстати: все помнят памятник Петру Первому на вздыбленном коне. Пушкин писал, что конь - это Россия, которую Петр вырвал из тьмы боярского мира  и направил на европейский путь.

Да только русские литераторы отмечают: конь стоит на двух задних ногах на скале,  а передним-то некуда опуститься!  Вздыбленная  Петром Россия до сих пор не  приняла европейские  ценности.  Но это уже другая тема.

Все слышали о чести самурая. Смысл в том, что смерть для самурая предпочтительней нарушения Кодекса самурая.

"Понятие о дворянской чести в Западной Европе было основано на рыцарском кодексе чести Средних веков, который требовал от рыцаря быть храбрым воином, преданно служить своему сюзерену, защищать слабых и обиженных, бороться за христианскую веру. При этом дворянская корпоративная культура была проникнута духом индивидуализма. Добродетелью считалось заслужить благорасположение и доверие монарха.

Русское дворянство понимало честь прежде всего как престиж своего рода. Именно с таким пониманием чести были связаны местнические споры.

Российская знать стала в европейском смысле «благородной» только к середине XVIII века, в период европеизации, начатой реформами Петра I. Важное значение имели «Манифест о вольности дворянства» 1762 года и «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. Очень значимым было предусмотренное «Жалованной грамотой дворянству» освобождение дворян от телесных наказаний («Телесное наказание да не коснётся до благородного»). Так зародилась идея о неприкосновенности личности дворянина. Из этой идеи следовало, что офицер, подвергшийся оскорблению действием, то есть побоям, должен был уйти в отставку, так как считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию, как таковому.

При этом существовало представление о том, что дворянскую честь следует беречь, но защищать её следует не на дуэли, а жалобой в судебные инстанции, так как дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество. Дуэли преследовались по закону (лишь в 1894 году они были узаконены для офицеров), но, тем не менее, были достаточно обычными. При этом общепринятые правила дуэли в России конца XVIII — начала XIX века были значительно более суровыми, чем, например, во Франции. Дуэли были возможны лишь между равными. Так, князь П. Голицын, побивший в строю палкой офицера П. Шепелева, отказался принять от него вызов на дуэль даже тогда, когда получил от обиженного пощёчину — из-за недостаточно высокого происхождения Шепелева. Французский дипломат М. Корберон по этому поводу записал в своём дневнике, что Голицын «не понял своих обязанностей по отношению к Шепелеву, хотя и стоявшему ниже его по рождению, но всё же офицеру» и что «страшное общественное неравенство, обусловленное образом правления в России, душит идею чести» (с)

Что мы видим в обществе после  октябрьского переворота или революции 1917 года?

Исчезло понятие чести вместе в уничтожением  дворянства, офицерства.
Возникло понятие пролетарской целесообразности  - полная противоположность понятиям чести.

Мне кажется, что  о чести больше нечего сказать.  

Перехожу к честности.

Честность — моральное качество человека, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед  самим  собой.

Честность - это индивидуальное понимание и исполнение нравственного требования, морального качества, добродетели.

Есть еще одно значение честности:  честность в отношении договоров.  Помните, в дореволюционной России было такое понятие: честное купеческое слово? То есть  купцы понимали:  честность в отношении сделок  приносит не столько моральное, сколько материальное вознаграждение, прибыль. С честным купцом работают охотнее, чем  с   бесчестным проходимцем.

Честность в отношении договоров, работы, собственности стала основой протестантской этики и принесла прекрасные результаты, если мы посмотрим на уровень жизни в  странах протестантского христианства.

Но моя тема - честность, как моральная категория личности.

 Честность, повторяю, индивидуальное качество.  Существуют  моральные высоты   в честности.   Но это исключение.  В той или иной  степени нечестны   все.

Что хочет человек в общении с окружением?  Честности в словах, в действии. Никому не нужна ложь педагога, врача,  сантехника,  начальника и коллеги.

Честное отношение  со стороны окружения дает безопасность человеку в этом сложном мире.  Намеренный обман - это преступление, последствия которого трудно просчитать.  Иногда обман  ведет к убийствам.

Моральные качества человечество вырабатывало  во все времена и во всех обществах с одной целью: возможности безопасного сосуществования людей.

Как проверить свою собственную честность?  Спросите  себя: могу украсть у  соседа полмиллиона и меня за это не накажут, никто не узнает. Смогу украсть или нет?  Это и будет ответ.

Для себя  я сделала давным-давно вывод: быть честной - выгодно.
Честность  уважаема даже вашими врагами.  Честность не приносит  мук совести.  Честность  - легкая ноша: тяжело врать: поди запомни что кому ты соврала? Обязательно   поймают на лжи, всех не обманешь. Можно, конечно и чихать на мнение окружения, но тогда будь готов, что и на тебя "чихнут" все.

Честному человеку нельзя ожидать вознаграждения. Но бесчестный обязательно получит возмездие. Если не сам, то его потомки. Иначе честность не стала бы  понятием человеческой добродетели и благородства.

Вот так я перехожу к понятию совесть.

Совесть - это внутреннее моральное чувство, которое побуждает человека оценивать свои действия и поступки с точки зрения добра и зла, а также нести ответственность за свои решения и поведение. Это механизм самоконтроля, который помогает человеку следовать нравственным нормам и принципам. (с)

Совесть - чувство индивидуальное.    Совесть -  это эмоциональный  внутренний ответ  на наше  поведение.



Мы испытываем    вину, муки совести за  поступки, которые не соответствуют внутренним моральным установкам.    Как правило, мы ориентируемся на  то,  как воспринимают наши поступки наше окружение.  Мораль формируется не какими-то абстрактными утверждениями о хорошем и плохом, а тем, что  "хорошо и плохо" в  сознании тех, кто нас окружает.  То есть воры в своем обществе не казнят себя за кражи, наоборот, это  правильное действие.

Совесть - это наш "внутренний голос".  Он часто предупреждает нас от совершения дурного поступка, от того, что повредит нашему благополучию.  

 Современные средства коммуникации  формируют  моральные установки. И   доблесть не в том, чтобы быть среди большинства, а  в том, чтобы уметь понять и оценить то, что навязывается личности.   Идти за толпой легко, но если толпа сделает что-то несовместимое с  человеческими представлениями о добре и зле, то муки совести тому, кто поддался толпе, гарантированы.

Есть еще одно значение совести, это национальное и международно-правовое: свобода совести.  Но это совсем другая тема.


Обсуждение
12:52 19.08.2025(1)
"Жизнь, на мой ничтожный взгляд, устроена проще, обидней и не для интеллигентов." (М. Зощенко)
13:34 19.08.2025(1)
 С Зощенко не поспоришь.  Интеллигенты мало приспособлены  к жизни. Потому и не стали массовым явлением.
14:28 19.08.2025(1)
так Вы, стало быть, лекцию общества "Знание" для колхозного крестьянства написали?
15:18 19.08.2025(1)
 Ну, я не знаю Вашего происхождения!  Если Вы, читатель,  из колхозного крестьянства, то не тушуйтесь! 
 Фабула - сайт демократический,  никого не гнобит и ни над кем не издевается!  
15:36 19.08.2025(1)
Фабула - нет. А я - да. Вам, видимо, нравится суверенная демократия? При ней можно свободно писать  ни о чём. О политике вам, видимо, нельзя? А ни о чём - как у нас, у колхозных крестьян, говорят - за милую душу
15:51 19.08.2025(1)
О политике писать и Вам нельзя. Если, конечно, это не аллилуйя и не восхищение.
  
 Нет такого понятия "суверенная демократия" в употреблении политологии,   даже колхозное крестьянство обязано знать это. 
 Вы  читали  о смехотворности этого термина, сочиненного отставным барабанщиком? 

 Прошу Вас не  интересоваться личностью автора и его предпочтениями, а обсуждать текст произведения, если   Вы  способны  понять и обсуждать   затронутые темы. 
 
 
15:54 19.08.2025(1)
Мы, колхозные крестьяне, вакуум обсуждать не способные. Рылом не вышли.
16:29 19.08.2025(1)
 Не переживайте! 
 Зато вас намного больше тех, кто способен обсуждать вакуум. 
 И в этом ваша сила!
17:04 19.08.2025(1)
Утверждение голословное. Намного больше - меня может стать только если я растолстею или опухну. Лекции по эстетике (кажется, она звалась марксистско-ленинской) я когда-то слушал (в сельском клубе, как вы правильно догадались), а этика нам, в наших-то грязных сапожищах, уже тогда была ни к чему. Если считаете себя штучным экземпляром,  я готов покопаться в инете (чисто за ради чести колхозника) - наверняка оригинальность и глубину ваших мыслей можно будет легко подтвердить...
17:48 19.08.2025(1)
 Зачем ВАМ мое разрешение?  Ручки свободны? Клавиатура перед Вами?  Вперед, не снимая сапог!
 
 Что за бестолковый народ пошел нонеча? 
Ведь просила: пиши-ТЕ  про мои тексты! Нет! Опять переход на мою нежную и гениальную личность!  

Если считаете себя штучным экземпляром, 


 Кто Вы такой, чтобы я исповедовалась перед Вами кем я себя считаю?  

 
17:50 19.08.2025(1)
 А! Забыла! Найдете откуда я полностью сдула свой текст - с меня деньги. В долларах.
18:04 19.08.2025(1)
ваши деньги меня не интересуют, как, простите, и ваша личность. это именно о тексте. полностью - я не говорил. не надо передёргивать. банальности можно излагать, свободно переставляя слова. и сразу глубина и оригинальность появляются - правда же? 
18:11 19.08.2025(1)
 Вам виднее, КАК ВОРОВАТЬ чужие тексты, если  описываете процесс.
 Найдите эту тему хотя бы. Сопоставление трех понятий.  Откуда я переставила слова.

 Честь, о  которой написано в тексте,   ничтожное понятие для..... черни.  Она легко ворует сама и уверена, что всё толковое тоже своровано.

 Россия  -  большая страна, но  даже большевики не смогли выполоть всё потомство людей   благородного звания. А потому понятия о чести  сохранились.

Наверное,  мне не стоит надеяться, что Вы извинитесь за свое предположение о воровстве моего текста? 
 Даже  после самого тщательного поиска в интернете. 


 
18:21 19.08.2025(1)
"Хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя. Ч. семьи. Ч. фабричной марки. Ч. мундира (об официальном авторитете, репутации). / Целомудрие, непорочность, девственность (о женщинах)" - из Большого толкового словаря. Ничего не напомнило? Компиляция - это не "сопоставление".  Если я у кого-то что-то ворую, то сообщаю об этом автору. Собственно, один только такой автор и был. И он не возражал.
19:30 19.08.2025(1)
 Вы с головой дружите?  

 Если я пишу о  чести  - то я должна найти более правильное определение, чем оно есть в толковом словаре? 
 О чести семьи, фабричной марки, мундира у меня нет ни слова. Потому, что я не пользовалась именно этим источником. 

 Вы не поняли смысла моего текста. Горемыка!  Смысл в сопоставлении   понятий. 

 Каждый  ученый математик не изобретает свою таблицу умножения. Так же и автор не может изменить определение  термина, которым пользуется.

 Нашел воровство! 
19:34 19.08.2025(1)
Да. Вы правы. Надеюсь, в следующий раз займётесь сопоставлением пальца с задницей. Будет увлекательное исследование
19:39 19.08.2025(1)
 Ну вот и закономерный финал:  критик перешел к  хамству с  упоминанием позорных для черни частей тела!

 

  Вы сами перестанете читать меня, коли  так раздражены, или помочь Вам и отправить в ЧС?  
20:19 19.08.2025(1)
1
Я не имел в виду ваш палец - никому он не интересен, как, впрочем и ваша... эээ... точка зрения. Дело не в том, что Большой толковый словарь прошёл мимо вашего просвещенного внимания, дело в унылых штампах, истёртых до дыр. Тут вы ничего не измените. Не нравится задница - сопоставляйте зулусов с эскимосами. У вас получится.
20:41 19.08.2025(1)
 Ясно. Сами Вы от меня не оторветесь.

 

 Очередная жертва моего гениального обаяния. 
21:09 19.08.2025
точняк. сам себя не похвалишь - ходишь как о********й
23:49 18.08.2025(1)
ОлГус
"Совесть это честь плюс честность в квадрате" (ОлГус).   Авторское свидетельство № 180825-УГУ.
00:36 19.08.2025(1)
 Оценила! 
15:19 19.08.2025
ОлГус
190825 - АГА!
12:25 19.08.2025(1)
1
NataliVerse
Шикарная статья!
Только сегодня все эти понятия внесены в словарь "Забытых слов".
В современном мире часто превозносится личный успех. Стремление к карьерному росту, материальным благам и признанию порой ставит под сомнение этические нормы. Когда цель оправдывает средства, честность может восприниматься как препятствие, а совесть - как ненужное "торможение" на пути к достижению желаемого.
В общем, честность и совесть стали как старые, добрые, но уж очень неудобные ботинки, которые жмут и натирают. Вроде и надо бы их носить, но новые, яркие кроссовки куда удобнее.)
12:39 19.08.2025(1)
1
   Не в качестве алаверды, но Вы  дали новый поворот теме: современное отношение к моральным категориям.
 Тут, правда, не стоит забывать одну древнюю истину:   взрослые (избегаю нетактичного прилагательного "пожилые" ) люди всегда сетуют на падение морали у "нынешней"  молодежи. 

 И все же несомненно  в каждом социуме  существует  четко прослеживаемый вектор моральных ценностей.
 Страшно, что мы сейчас находимся на  сломе,  кажется,  устоявшихся послевоенных моральных и  международных норм и законов.

 Может быть я употребила слишком сильное слово  "страшно"?  С научной точки зрения, скорее, интересно? 

 Так или иначе происходит резкий поворот в  технологической, коммуникационной, военной,  моральной сферах деятельности человечества.

 Как Вам кажется, что первично: технология или мораль?  Черт его знает...   это я про свои размышления.
12:57 19.08.2025(1)
NataliVerse
Сегодня прямо какой-то философский день.)
Многие философствуют на сайте. Это хорошо, надо вспоминать, что человек умеет мыслить.

Технология - это любое приспособление, изобретённое человеком для облегчения жизни. Каменный топор, огонь, колесо. И они появились задолго до того, как наши предки начали задумываться о морали в современном смысле слова, о сложных этических дилеммах, справедливости и добре. 
Не думаю, что первобытный человек, бросая камень в мамонта, размышлял о моральной дилемме "а что, если у этого мамонта семья?". Скорее всего, он думал: "Мясо! И тепло!".)
Изобретение атомной бомбы немедленно поставило мир перед этической дилеммой, которой раньше просто не существовало: как использовать такую разрушительную силу?
Сегодня появился ИИ.
Мораль просто не успевает за технологическим прогрессом, пытаясь догнать его на устаревших правилах.
Мораль же всегда будет в роли догоняющего.)

13:33 19.08.2025
1
 Это хорошо, что люди думают. Полезно для   усыхающих от возраста мозгов! 

Думаю, что Вы правы!  Мораль вторична по отношению к технологиям. Сначала научились  орудовать дубиной, а потом задумались, что дубиной по башке ближнего своего  -  опасно, можно в ответ   отхватить и  по своей башке! )

 Сначала  придумали  бомбу, а потом начали раскаиваться, Д.Сахаров тому пример.
10:12 19.08.2025(1)
1
Честь и честность- это всегда про достоинство. А достоинство- это высшая степень свободы. Целесообразность обесценивает, делает ненужным и то, и другое. Мне так кажется...
11:50 19.08.2025
1
 Достоинство - ближе к понятию чести. 
 Честь, как и достоинство имеют какие-то внешние, не зависимые от личностного понимания, критерии.

 Честность - это  личностное понимание  правильного,  того, чему нужно следовать. Тут я честна, а тут немного обманула потому,  ЧТО...  и тут будет целый список "объективных" причин,  оправдывающих мой обман. И не поспоришь, поскольку  набор ценностей индивидуален.

 Если мы говорим о личности, а  не   части безгласного стада,  сбитого в  кучу и следующего туда, куда  ведет неизвестно кто. Лишь бы был вожак.
22:55 18.08.2025(1)
Александр Красилов


Но хоровое пение действительно бывает прекрасно.
23:21 18.08.2025(1)
Обожаю. Григорианские хоралы. Хор в Кармина Бурана? Это же чудо!
23:34 18.08.2025(1)
Александр Красилов
Мне уже доводилось как-то приводить эту цитату, но я не могу теперь уже за давностию лет установить её автора: "Что такое совесть? Совесть - это стыд перед самим собой. А что такое стыд? Стыд - это чувство Бога в человеке". Мне понравилось это высказывание своей логической последовательностью и в то же время закольцованностью.
23:38 18.08.2025
 Да,  красиво  сказано. Исчерпан смысл, точнее уточнен.

Надо бы подумать: стыд и совесть, что общего и что различает.