Вечерний свет мягко заливал кухню, когда я, уставшая после рабочего дня, решила проверить дневник сына. Обычно это была рутина – пара пятёрок, иногда тройка по математике, но ничего из ряда вон выходящего. Сегодня же, перелистывая страницы, я замерла. На странице с оценками по поведению красовалась жирная, вызывающая двойка.
Сердце ёкнуло. Двойка по поведению – это не просто плохая оценка, это сигнал о чем-то серьезном. Я позвала сына, десятилетнего Максима, который, как обычно, был погружен в свой мир компьютерных игр.
– Максим, подойди, пожалуйста, – позвала я, стараясь говорить спокойно, хотя внутри уже начинала закипать тревога.
Он неохотно отложил мышку и подошёл, с любопытством глядя на мой напряженный вид. Я протянула ему дневник, указывая на злополучную двойку.
– Объясни мне, пожалуйста, за что это? – спросила я, стараясь не повышать голос.
Максим взял дневник, посмотрел на оценку, потом на меня. Его лицо было совершенно невозмутимым, даже немного удивленным.
– За что? – переспросил он, как будто я задала самый нелепый вопрос на свете.
– Да, за что? Двойка по поведению – это не шутки. Что ты натворил?
Он пожал плечами, и в его глазах мелькнула какая-то искорка, которую я не могла сразу расшифровать.
– За то, что жизни радовался! – ответил он с такой искренностью, что я на мгновение потеряла дар речи.
Я моргнула. "За то, что жизни радовался?" Это что, новая форма бунта? Или он просто решил меня разыграть?
– Максим, это не смешно. Объясни нормально. Что именно ты делал, за что тебя так оценили?
Он вздохнул, как будто ему пришлось объяснять очевидные вещи ребенку.
– Ну, Марья Ивановна (наша классная руководительница) сказала, что я слишком громко смеялся на уроке. А я просто рассказывал Ваське про то, как мы вчера с папой на рыбалке такую огромную щуку поймали! Она такая большая была, я прямо не мог удержаться! И потом, когда мы шли домой, я увидел, как котенок залез на дерево и не мог слезть. Я его спасал, а он так смешно мяукал! И я опять смеялся. А потом еще на физкультуре мы с ребятами так здорово в футбол играли, я забил победный гол, и мы так радовались! И Марья Ивановна сказала, что я слишком много суеты создаю и несерьезно себя веду. Вот и поставила двойку. За то, что жизни радовался.
Я слушала его, и мое первоначальное возмущение постепенно сменялось… умилением. Его рассказ был полон детской непосредственности и искренней радости. Он действительно не видел ничего плохого в том, чтобы радоваться жизни, делиться своими впечатлениями и получать удовольствие от простых вещей.
– Максим, – начала я, стараясь, чтобы мой голос звучал мягко, но твердо. – Я понимаю, что ты радовался. И это прекрасно, что ты умеешь радоваться. Но школа – это место, где нужно соблюдать определенные правила. На уроке нельзя громко смеяться, потому что это мешает другим детям учиться. И когда ты спасал котенка, это, конечно, хорошо, но, возможно, стоило сделать это после уроков, а не во время. А на физкультуре, конечно, радоваться победе – это здорово, но нужно уметь сдерживать эмоции, чтобы не создавать "суету", как сказала Марья Ивановна.
Максим кивнул, но в его глазах все еще читалось недоумение.
– Но ведь это же жизнь! – возразил он. – Если не радоваться, то зачем тогда жить?
Я подошла к нему, обняла и притянула к себе.
– Ты прав, сынок. Жизнь – это и есть радость. Но радость бывает разная. Есть радость, которая делится с другими, которая вдохновляет. А есть радость, которая может помешать другим. Наша задача – научиться отличать одно от другого. И научиться выражать свою радость так, чтобы она не мешала, а, наоборот, делала мир вокруг чуточку лучше.
Я отстранилась и посмотрела ему в глаза.
– Я не буду ругать тебя за то, что ты радовался. Это очень ценное качество. Но я попрошу тебя быть внимательнее к окружающим. Подумай, прежде чем громко смеяться на уроке, не мешает ли это кому-то. Подумай, когда ты спасаешь котенка, не нарушаешь ли ты правила. И когда ты радуешься победе, постарайся сделать это так, чтобы твоя радость была заразительной, а не раздражающей.
Максим задумался. Он почесал затылок, потом посмотрел на меня с новой искренностью.
– Значит, двойка не за то, что я радовался, а за то, как я радовался?
– Именно так, – улыбнулась я. – Ты научишься. Я в тебя верю. А теперь давай посмотрим, что там у нас по математике. Может, там тоже есть повод для радости, но уже в виде пятерки.
Максим улыбнулся, и в его глазах снова зажглись те самые искорки, которые я так люблю. И я поняла, что эта двойка по поведению, хоть и была неожиданной, стала для нас обоих важным уроком. Уроком о том, что жизнь прекрасна, и радоваться ей нужно, но делать это нужно с умом и сердцем. А двойка по поведению за "радость жизни" – это, пожалуй, самая необычная и, в каком-то смысле, самая добрая оценка, которую я когда-либо видела в его дневнике.
| Помогли сайту Праздники |