Произведение «"ГОСТЬ НЕПРОШЕННЫЙ"»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 21
Дата:
Предисловие:
Заметки о судьбе и творчестве великого русского поэта Бориса Пастернака

"ГОСТЬ НЕПРОШЕННЫЙ"

"ГОСТЬ НЕПРОШЕННЫЙ"

Отчего-то, не по поводу, не по случаю я вспомнил про Бориса Пастернака, Русского Поэта, затравленного советским государством, настоящего героя России и Гения русской поэзии, воплотившего в стихах Любовь, дающую нам силы для очищения, надежды и веры.

Тоска длинною в жизнь, порожденная разрывом поэта с дореволюционным прошлым России, с любимыми женщинами… Во сне и наяву… В поэзии и прозе…

А он ушел за два с лишним года до моего рождения. Разность поколений? Или их связь? Но, по-моему, настоящие стихи витают над поколениями и временами, выбирая и вонзаясь в тех, неважно из каких времен, кто готов их обрести.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

 
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.»  

- Написал Пастернак в 1956 году, живописуя свою поэтическую человеческую суть. Так он же еще хотел стать юристом, потом перевелся на философию, что явно отражается в его поэтическом творчестве.

Говорят, что Пастернак отказался от карьеры музыканта, но и стихи поэта пронизаны музыкой. Ее лишь нужно угадать. Лет тридцать я пытался проникнуть в его «Зимнюю ночь», в мою зимнюю ночь («Свеча горела на столе, свеча горела»)… Вышла примадонна Алла Пугачева со своим музыкальным пониманием стихотворения. Я не воспринял, мне не понравилось без излишней ревности, и я продолжал искать. Пока не нашел… в исполнении Николая Носкова, который в соавторстве с Игорем Брусенцевым вывели свое музыкально-поэтическое кредо:

 
В этом мире я - гость непрошенный,
Отовсюду здесь веет холодом.
Hепотерянный, но заброшенный,
Я один на один с городом.

Среди подлости, и предательства,
И суда, на расправу скорого,
Есть приятное обстоятельство:
Я люблю тебя - это здорово.
Это здорово.
Это здорово.

Я навеки останусь, видимо,
В этих списках пропавших без вести
Hа фронтах той войны невидимой
Одаренности с бесполезностью.

Всюду принципы невмешательства,
Вместо золота плавят олово,
Hо есть приятное обстоятельство:
Я люблю тебя - это здорово.
Это здорово.
Это здорово.

В царстве глупости и стяжательства,
Среди гор барахла казенного,
Есть приятное обстоятельство:
Я люблю тебя!

Я навеки даю обязательство,
Что не стану добычей ворона.
Есть особое обстоятельство:
Я люблю тебя!
Я люблю тебя - это здорово.
Это здорово.
Это здорово.


Я понял, что он предвосхитил мое музыкальное открытие Пастернака…                  И становился.

Я написал песню «Снег идет» на одноименные стихи Пастернака, еще не услышав вариант Никитиных. Мне показалось, что идущий снег в моей песне больше соответствует музыкальному образу, сокрытому в стихах поэта. В конце концов, может быть и не мне судить об этом, но тем, кто услышит. Мне так хочется записать маленький музыкальный сингл – альбом зарисовок «Разговор» на стихи Бориса Пастернака и Марины Цветаевой. Черновые материалы уже сверстаны. Дело за малым… Хватит ли времени?.. Успею ли?..

 

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души» - это определение Владимира Высоцкого в полной мере относится и к Борису Пастернаку. Уж, Пастернаку и «пятки», и «душу» «ножи» резали как надо, вдоволь, и вдоль и поперек.

Говорят, что в телефонной беседе со Сталиным, поэт предложил поговорить о… «жизни и смерти». Тиран повесил трубку… Впрочем, Пастернак, умевший постоять за себя (однажды начистил рожу забияке Сергею Есенину) в долгу не остался и, ознакомившись со стихами Сталина, честно ему признался, что стихи посредственные… Литератор, филолог… Что поделаешь?

 

Уже в день присуждения Нобелевской премии по литературе (23 октября 1958 года) «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» по инициативе М. А. Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. И понеслось! Исключение из Союза писателей СССР, травля «собратьями по перу» со страниц газет и журналов и на «собраниях трудящихся» с призывами лишить советского гражданства и высылки из СССР… «Пастернака не читал, но осуждаю» - это из тех времен.

В письме Хрущеву поэт написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» Пастернаку угрожали уголовным преследованием за «измену Родине». В Советском Союзе он, увы, так и остался "гостем непрошенным".

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

«Одолеет дух добра». А ведь это они Борис Пастернак, Александр Галич, Владимир Высоцкий и немногие другие поэты и писатели пробивали дорогу, заваленную «вшивой интеллигенцией» и «культурной сволочью», к гласности, демократизации общественной жизни, переменам в 80-е и 90-е годы ушедшего века. Они и сейчас остаются предтечами будущего возрождения свободной России

Противостоять государству алчному, в пучине и паутине коррупции можно. Противостоять обществу, загнанному государством в угол, одурманенному государственной пропагандой, почти невозможно. Почти. Настоящее предательство – это предательство своих взглядов и убеждений. Настоящее предательство заключается в том, что ты отказываешься от простого утверждения, что дважды два – четыре. В том, что ты предаешь себя. Не дай Бог…

Борис Пастернак мог постоять за себя. Он-то мог…Травимый, оставался незатравленным, свободным…

Только легким не хватало воздуха…


https://vk.com/wall270461147_570

Обсуждение
Комментариев нет