Человеческое существование – это не одинокое плавание в безбрежном океане индивидуальности. Мы погружены в сложную сеть взаимосвязей, пронизаны невидимыми нитями общих переживаний, верований и инстинктов. На этом фундаменте покоятся два фундаментальных понятия, формирующих ландшафт нашего коллективного опыта: коллективное сознательное и коллективное бессознательное. Подобно двум сторонам одной медали, они определяют как наше социальное взаимодействие, так и глубинные, часто неосознаваемые импульсы, движущие нами.
Коллективное сознательное, термин, введенный Эмилем Дюркгеймом, представляет собой совокупность разделяемых убеждений, моральных установок и чувств, которые являются общими для членов определенного общества. Это неписаные законы, моральный компас, определяющий, что считается правильным и неправильным, допустимым и запретным. Оно проявляется в наших обычаях, традициях, ритуалах, в общественном мнении и правовых нормах. Коллективное сознательное – это цемент, скрепляющий общество, обеспечивающий его стабильность и воспроизводство. Оно формирует нашу идентичность, определяет наше место в социальной иерархии и диктует правила игры, по которым мы взаимодействуем друг с другом. Вспомним, как общее чувство национальной гордости во время Олимпийских игр сплачивает нацию, или как негласные нормы поведения в театре регулируют наше поведение. Однако это же коллективное сознательное может стать и тюрьмой предрассудков, увековечивая устаревшие стереотипы и подавляя индивидуальность, как это исторически проявлялось в случаях расовой или гендерной дискриминации.
Под этой видимой и упорядоченной поверхностью коллективного сознательного скрывается более глубокий и загадочный пласт – коллективное бессознательное, концепция, разработанная Карлом Юнгом. В отличие от индивидуального бессознательного, содержащего подавленные воспоминания и личные переживания, коллективное бессознательное представляет собой универсальный, унаследованный резервуар психического опыта, общий для всего человечества. Оно состоит из архетипов – врожденных моделей поведения и восприятия, которые проявляются в наших мифах, сказках, сновидениях, религиозных символах и художественных образах. Архетипы, такие как "Тень", олицетворяющая наши подавленные желания, или "Мудрец", символизирующий стремление к знанию, являются фундаментальными структурами человеческой психики, отражающими многовековой опыт наших предков. Вспомним, как архетип героя проявляется в различных культурах – от Геракла до современных супергероев, отражая универсальное стремление к преодолению трудностей. Коллективное бессознательное – это первобытный океан, из которого черпает вдохновение искусство, рождаются новые идеи и проявляются глубинные человеческие инстинкты.
Взаимодействие между коллективным сознательным и коллективным бессознательным представляет собой сложный и динамичный диалектический танец. Коллективное сознательное, будучи продуктом исторического и культурного развития, стремится упорядочить и контролировать проявления архетипов, канализируя их в социально приемлемые формы. Например, агрессивный импульс архетипа "Воина" может быть сублимирован в спортивных соревнованиях или направлен на защиту общества в рамках военной службы. Однако коллективное бессознательное, будучи более древним и мощным, постоянно бросает вызов установленным нормам. Революции, бунты, новые художественные течения часто являются результатом прорыва подавленных архетипических энергий, требующих пересмотра коллективного сознательного. Вспомним, как появление рок-н-ролла в середине XX века всколыхнуло консервативное американское общество, выражая бунтарский дух молодого поколения, коренящийся в глубинных архетипах.
Изучение коллективного сознательного и бессознательного открывает перед нами глубокое понимание природы человеческого общества и индивидуальной психики. Оно позволяет нам осознать, насколько мы связаны друг с другом невидимыми нитями общих переживаний и унаследованных инстинктов. Оно помогает объяснить феномены массовой психологии, такие как формирование общественного мнения под влиянием средств массовой информации или возникновение модных трендов, которые часто апеллируют к нашим глубинным архетипическим потребностям. В современном мире особенно важно осознавать, как средства массовой коммуникации и политические силы могут манипулировать коллективным сознанием и бессознательным, используя архетипические образы и символы для достижения своих целей.
Однако важно помнить, что коллективное сознательное и бессознательное не являются статичными и неизменными. Они постоянно находятся в процессе эволюции, подвергаясь влиянию новых идей, технологий и социальных изменений. Критическое осмысление устоявшихся норм и традиций, осознание глубинных архетипических мотивов, лежащих в основе наших убеждений, – все это способствует развитию как индивидуального, так и коллективного сознания. Способность к рефлексии и диалогу позволяет обществу переосмысливать свои ценности и адаптироваться к новым реалиям, не теряя связи со своими глубинными корнями.
В конечном итоге, понимание коллективного сознательного и бессознательного позволяет нам лучше понять себя и свое место в мире. Оно напоминает нам о нашей общей человеческой природе, о нашей глубокой связи с прошлым и о нашей ответственности перед будущим. Это знание может стать мощным инструментом для построения более гармоничного и справедливого общества, основанного на осознании наших общих ценностей и уважении к нашей общей человеческой сущности. Ведь эхо предков и шепот толпы продолжают звучать в каждом из нас, формируя не только ткань нашего коллективного бытия, но и определяя траекторию нашего общего будущего. Осознание этой сложной взаимосвязи дает нам шанс более осознанно управлять этой динамикой, стремясь к более зрелому и гуманному коллективному сознанию, которое не подавляет, а обогащает наше общее бессознательное наследие.
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Густав Фрейтаг


Коли рассуждения идут по таким "абстрактным" понятиям, как коллективное сознательное и бессознательное, то автор, нужно полагать, понимает: способностью думать, рефлексировать обладают, дай Бог, 20% населения Земного шара.
То есть призывы к осознанию своего места в мире и прочим благим целям - это глас вопиющего в пустыне, как сказал пророк Исайя.
Не стоит уговаривать людей осознавать свое место в мире. Это пустопорожние слова, не имеющие никакого конкретного смысла.
Невозможно построить гармоничное и справедливое общество, поскольку не существует общепризнанных критериев справедливости.
Гармонию отвергли даже в музыке. Не совсем, естественно, но какофония осознанный прием постмодерна в музыке.
О какой гармонии в обществе можно мечтать?
Гармония в социуме предполагает равенство, а его не существует в природе. Даже в самых демократических странах явны признаки неравенства, и это факт.
Фабуляне на такие тексты не реагируют. Более того, редко читают. Есть человек пять, максимум, способных рассуждать на околовсяческие темы. Но нужен "крючок", этот текст не содержит чего-то, способного вызвать дискуссию. Это мое мнение.