Предисловие: Октябрь 2006 года в тайге Крайнего Севера Западной Сибири ХМАО Югра. Лес северный таёжный. Снежная сеаерная осень. Таёжный дневник. Автор - опытная таежница, вдвоем с верной лайкой Бимом в тайге оснюют. Осневке- это охота осенняя на Сеаере. Мелькают годы. Жизнь меняется, точно в калейдоскопе. Мы теряем близких, а осень таёжная живёт своей жизнью. Реальные таёжные истории. Октябрь в северной тайге Югры
17 октября 2006 год.
Мы с Бимкой на оснёвке. Сегодня термометр, что висит на сосне возле таёжной избушки, отобразил минус десять. День выдался красивый, солнечный. Во второй половине дня резко нахмурилось, запасмурнело, и пошёл снег, поднялся ветер. А мы идём вдоль горной реки – вдоль Маньи. Топоним «Манья» с финно-угорского переводится как «Маленькая река», только таковой ту сложно назвать. Наименование, вероятно, дали местные таёжники, сравнивая с Ляпином, в который та в итоге несёт свои воды вместе с Хулгой (рыбной рекой). Идём в поисках пропитания. - В прибрежном лесочке встречаются глухари и рябчики, а вчера на речушке Хапаяне подняли косача и копалух.
Река – сплошной экстрим! Перешла Манью по льду ниже старицы. Там река сейчас идёт по трём руслам сразу, так-как заторошено шугой и льдом основное русло. Из-за запруд, торошения, вода сильно поднялась. И в «тихой» некогда старице, как в сообщающихся сосудах, уровень воды подняло больше, чем на метр, местами до полтора метра! И то происходит не постепенно, а разом! Сегодня по старой дороге в горы, еле-еле перешла её, а на днях было совсем мелко – по щиколотку всего -то! В сентябре, до торошения, до холодов, здесь и вовсе было сухо! А сейчас вода – чёрная, ледяная, словно разъярённый зверь, гложет, кромсает тайгу безжалостно.
Речной перекат перешла уже не в брод, а по льду, только раз провалилась в центре. А так...– лёд держит меня. Вода здесь тоже поднялась сантиметров на сорок, однако смогла... - перешла. Конечно, - страшновато! Да куда деваться?!..
Река разлилась, затапливает плёсы и даже кусты, далёкие от прежних берегов. Русло постоянно меняется на глазах. Манья прорывает бурными стремнинами заторы, обходит препятствия лесом. С рыбалкой опять – облом, из-за торошения!
Сегодня второй раз запорошило тайгу снегом. Тогда как утром снега не было вовсе. На Манье немало летает крупных и мелких хищных птиц. Мишка, - наш назойливый сосед, похоже, ушёл, наконец-то, спать и перестал нас беспокоить днями и ночами. В лесу наплодилось множество всяческих мышей - полёвок, сов, дятлов.
***
18 октября 2006 года.
Потеплело до минус четырёх, а в обед – до минус двух по Цельсию. Сыпет понемногу снежок. Хмарно. Лес побелел. Ходила сегодня по Хапаяну. Подсекла свежий след хорошего зверя, - неудачно спугнули. Снег - сырой. Вымокли до нитки, до шерстинки хвоста, оба – и я, и пёс. Птица сидит из-за снегопада плотно, не кормится, не спускается наземь на ягодники, не следит, - забилась в хвойные укрытия огромных елей, кедров, не шевелится.
Подняли лишь один выводок копалух на тропинке - на путике, да который день мажу. - Патроны не те?.. – не пойму никак, что происходит, почему подранков отпускаю. - Пальнушки, рябчики… – нормально падают, а что крупнее… - всё улетает подранками. Села на бревно посмотреть, – а патроны... - пятёрка! - Не тройка! -Мать,- перемать! ,- кастерю себя. -Цвет гильз и у пятёрки, и у тройки одинаков, оттого и перепутала, - палю пятёркой глухаря, что уже в зимнем оперении! Вот крупняк и уходит. Обидно! Да сама виновата! В тайге надо сотню раз думать!
***
19 октября 2006 года.
В девять утра - минус десять морозца. Днём – минус два, -отпускает. За ночь засыпало землю снегом, - бело! Выпало около десяти сантиметров. Днём то солнечно, то наползают тучки.
К ночи опять пошёл небольшой снежок. Небо заволокло, - устойчиво хмарит. Занимаюсь хозделами, а Бимка, где-то гуляет, иногда появляется; поел и опять убегает в сторону старицы. – Кого-то гоняет там один. Ему не нравится, что хозяйка устроила выходной, и сегодня не кружим вместе по болотам.
Беру воду из родника – из поруби. Лёд в колодчике около двадцатипяти сантиметров толщиной. Как вскрываю лёд, вода вначале стойко пахнет сероводородом, потом выветривается. На вкус – пресная, чуть желтоватая. Шла до родничка по тропке и подсекла след соболя, белки – рядом с избой. Вероятно, оттого и Бим убегает – следит «хвост». К ночи к зимовью прилетели кедровки, - кормятся на кедрах, раскапывают летние нычки ореха. Пол восьмого вечера - почти темно! День северный стремительно сокращается, а ночь удлиняется. В хорошую погоду темнеет в восемь тридцать вечера, - на час позже. - День стремительно бежит в полярную зиму!
Попробовала копчёной рыбы. Оказалась малосольной. Получилось вкусно. Занимаюсь сегодня шитьём, - готовлюсь к выходу в село, - утепляюсь, штопаю дыры; стираю. В тайге и обувь, и одежда быстро прохАживаются и требуют постоянного ремонта. А выход – всегда крайне сложен. Расстояние по прямой более сорока километров, а по тайге накручиваю за шестьдесят! Да ещё снега поднавалило. Тот -сырой. Надо торить. А пока идёшь, может вдарить и оттепель и под сорок мороза! За день сделала лишь половину запланированных дел. - На ногах весь день!
Стемнело. Луны нет. Солнце, Луна – важные ориентиры в тайге. От них зависит и освещение в пути, и температура, структура снега, оттого и приходится непрерывно за светилами наблюдать.
***
20 октября 2006 год..
Минус восемь морозца утром в девять. Минус семь - в десять - через час. Десять - в шесть вечера и минус тринадцать в восемь вечера! – Заметно холодает. Утром пасмурно, облачно, сыплет лёгкий снежок. Снега выпало всего около пятнадцати сантиметров. Первый – рыхлый, подосел, уплотнился. Бело! Хмуро! После обеда с северо-запада подул ветерок. Резко холодает! Облачность - низкая, давит серостью на тайгу.
Ходила вниз по реке, по правому берегу. Подняла того же старого глухаря, что и раньше. Он пасся под тем же деревом, что и днями ранее – там и живёт, на одном кедре спит. Опытный! Умный! – Опять улетел. Старица в том месте изогнута загибулями, постоянно теряюсь, и кругом обводнено, - подпёрта рекой. Птичка перелетает, а преследовать не получается. Хотела перейти – рискнула! И провалилась. Повезло: не начерпала в болотники, успела махом вытащить сапог до того, как зальётся.
Вымокла вся – насквозь, из-за снега, что лежит на деревьях, кустах, травах. Лёд на реке и на старицах гнилой. Озеро затоплено поверх льда речной водой, оттого и первичный лёд размягчает, плавит. Речной воде некуда уходить, вот и шурует в лес, в болотины, в старички, низинки, уходит даже в обратную сторону, вверх по ручьям-притокам, вздыбив и те.
Белочки кормятся, бегают по льду, следят. Пошла назад и на юг по старому путику. Встретила пальнушку. Вернулась через южный свой путик от Хапаяна. Много исхожено соболями. Только тот ещё не вышел. Птица пока сидит, не спускалась кормиться. Бимка выбегался, у него вылиняла шерсть.
***
21 октября 2006 год.
Утром – минус восемнадцать! Словно и не середина осени, а лютая зима! Днём солнечно. Порывы ветра раскачивают деревья, налетая на тайгу, те гудят, ревут возмущённо в ответ. Снег немного с леса пооблетел, что в плюс – меньше вымокну. К ночи температура резко упала опять с минус десяти дневной до минус восемнадцати. У избы кормятся рябчики. Интересно из окна за ними наблюдать. Как принято! - своих не стреляем, не гоняем. Рябчики хорошо отзываются на манок.
Прошлась по старице. Много соболями набегано – рыщут в поисках еды. Боровой птицы нет. Заяц пасётся на осоке, - набегано на льду старицы: кормится у бережков. Хожу уже в валенках! Сапоги сняла. В них холодно!
Занималась хозделами. Те накапливаются неизменно. Ночью приснился пёс - Серка, - в ошейнике, грустный. - Как будто, Эдька Л-ов и все Л-вы – соседи по лестничной площадке, его украли у нас, а на мой вопрос говорят, что пёс бродил по Ляпину один, назвали какое-то место, но не Хошлог и не Ханглы, что-то созвучное.
Сон странный! Теперь думаю, что значит. Серый пропал, когда копали котлован под новую школу, рядом с нашим огородом после того, как старую, деревянную школу пару раз поджигал и спалил больной пироманией ученик. В итоге вместо школы и школьного дома для учителей сейчас – сплошное пепелище! Решили строить новую – каменную.
Серый нашу семью кормил всю долбаную перестройку, когда в экспедиции совсем годами не платили зарплату и мы взаправду голодали. Работу пса видели местные и люто завидовали, пытались, как всегда и угодья отжать, и собаку извести, - не вышло. Думаю, пса убили, или украли, что часто происходило с моими рабочими лайками. И делали то соседи, коллеги по работе, земляки, заезжие и приезжие. Опытная лайка кормит и себя, и хозяев, а Серка в этом превзошёл многих моих хвостатых. Благодаря псу пережили «перестройку», развал СССР и переход на жестокие рельсы капитализма. Вспоминаю всегда с грустью и теплом своего верного друга. Надеюсь, что он в таёжных первозданных лесах Рая сейчас живёт.
Готовлю лыжи, валенки, зимнюю одежду на выход в село. Сапоги сильно отсыревают, пока хожу, быстро становятся влажными, холодят. Да и несмотря на календарь, на осень – в тайге царствует зима!
***
22 октября 2022 года.
Утром – минус пятнадцать мороза, вечером – минус пять - потеплело. Временами налетает с шумом ветер. Снег под его порывами облетает с деревьев, что радует – меньше вымокну. Облачно, переменно. Ходила сегодня на юг по путику - торила тропу на выход. Снега навалило пятнадцать сантиметров. Идти плохо, - выворачивает ноги на пнях, валежнике. По путику видела пальнушек, встретилось три стайки. Много соболиных следов. Птицы мало. Бима много бегает,- ищет нам еду, – охотится, работает самоотверженно, себя не жалеет. В ночь - пасмурно. Солнце село уже в шесть часов! День резко сокращается. Совсем нахмурилось, посерело. Ветер подул с запада. - На оттепель?..
***
23 октября 2006 год.
Так и вышло! - потеплело, - минус пять, минус два. Луны нет. Готовлюсь к выходу. Занимаюсь по хозяйству. Снежный покров растёт и уже около двадцати сантиметров. Впереди предстоит крайне сложный путь. Готовлюсь основательно. Предстоит пройти не менее 45-50-ти километров. Надеюсь: реки встали. Понимаю: переходить по тонкому льду рискованно. Всё выяснится лишь в пути, а сейчас…- спать!
***
24 октября 2006 год.. Выхожу
завтра в село по темноте, до рассвета. Идёт снег. Светят звёзды. В двенадцать ночи Бимка кого-то яро лаял! - Собаки?.. Волки?.. – Могли и медведи ещё не лечь…
***
Понедельник, 24 октября 2022 г..
Прошло шестнадцать лет! Бима давно нет. Река Манья поменяла русло. Жизнь тоже круто испахала люд. Климат – не узнать! Всё лето стоит сушь и жара аномальные – тридцатники. Лесные пожары изрядно покоцали тайгу. Вчера подморозило до минус шести ночью. Это первый серьёзный осенний заморозок. Деревья давно облетели, а снега до вчерашнего вечера не пролетало ни снежинки, тогда как на Южном и Среднем Урале ещё в первых числах октября заваливало. По телефону родные сообщают прогноз, и выясняется, что у них, на юге, лето и осень холоднее нашего –
|
Ну, а в гомеопатию-то Вы уж точно верите, да?