| «Добрым словом и пистолетом...» |  |
Смысл видишь? Нет? А он есть...
Встретил на "Фабуле" на удивление доброе, или, по меньшей мере терпимое отношение, к моим полубезграмотным виршам и был немало удивлен. Замечание корректные и по делу - редкость в наше время. В отличие от ресурсов типа X, где "нас миллионы всех не перечитаешь..." и ресурсов типа Y, где "пройдет над миром год змеи, начнется год собаки...", на "Фабуле" мне случилось найти неожиданно теплый прием. В связи с этим, решил стряхнуть пыль со старого текста, который был написан "просто так", как мысли вслух и, вдруг напомнил о себе в связи с переездом на новое для меня литературное место.
Кто не знает старого, проверенного правила любого литературного критика – «добрым словом и пистолетом, можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом».
Готов согласиться, но есть один нюанс…
Как сказал современный классик (наверное, уже классик) Михаил Щербаков, поэзия – это искусство выразить, что сказать невозможно. Но невозможно и удержать в себе.
«То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо вот то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что, когда его все же высказать пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься, ввек не избавишься от него…»
А пока несчастный (или счастливый) поэт, по пересеченной местности внутри своего собственного личного пространства, гоняется за «Тем, чаво не может быть», (злоб…) придирчивый критик неторопливо ловит бедолагу в прицел снайперской винтовки и спокойно спускает курок. «Вот тебе неровный ритм, вот тебе неправильный размер, вот тебе седина в висок… вот тебе дороговизна стульев для трудящихся».
Но написать стих - это не просто огромный труд. Это труд, который состоит из двух этапов. Как в известном старом мультфильме. Сначала нужно догнать неуловимого зайца, чтобы его сфотографировать, а потом проделать то же самое, чтобы отдать фотографию (отлить "стихо" в более-менее удобоваримую форму). Это как научится кататься на двухколесном велосипеде (кто в детстве падал, тот ставь лайк)).
Критик должен исходить из этого понимания, на мой скромный взгляд. Увидев нетвердо стоящего на ногах человека, прислонившегося к дверному косяку, можно сказать «опять нажрался, скотина», а можно «молодец, хату поддерживает».
Поэтому, любой коммент, мне кажется, должен быть, в первую очередь, доброжелательным, а потом уже и конструктивным. Не обязательно длинным, но обязательно правдивым. Если про форму сказать нечего совсем, но зацепила одна мысль, можно сказать «интересно» или «искренне», если в стихе есть неподдельное чувство. Если есть две-три удачные строчки, можно отметить их. Неумелый поэт далеко не всегда графоман, чаще начинающий велосипедист, который не может справиться с управлением. В своих глазах он орёл, казак на лихом скакуне, а лошадка (форма) не слушается сразу. Сам я пишу как сочИнится, осваивая теоретическую премудрость находу.
Легко сказать… Согласен. «Давать руководящие указания может даже дрессированный шимпанзе». Но будет проще, если обратиться к своему собственному опыту и вспомнить главное – «то, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит». Тогда все станет на свои места. Помочь поэту додумать и красиво высказать то, что высказать невозможно (ну, или почти невозможно) – это и есть, на мой взгляд, искусство критики.
|