77 лет назад, а именно, 24 января 1949 г. в Париже начался судебный процесс, прозванный тогда «процессом века». Судился бывший советский гражданин, оставшийся в 1944 г. в США Виктор Андреевич Кравченко, автор книги «Я выбрал свободу» против французского еженедельника «Леттр франсэз (Les Lettres françaises)», издающегося в Париже.
Суть этого судебного процесса такова --
Виктор Андреевич Кравченко родился в 1905 г. в гор. Екатеринославе, будущем Днепропетровске (сейчас Днепр). После окончания школы он поступил в Днепродзержинский металлургический институт, где подружился с будущим главой СССР Леонидом Ильичом Брежневым. По совету последнего в 1929 г. Виктор Кравченко вступил в ВКП(б). После окончания института пути двух друзей разошлись — Леонид Брежнев пошел по партийной линии, а Виктор Кравченко по инженерной.
Когда началась война с фашисткой Германией Виктор Кравченко, естественно, был призван в армию и участвовал, в частности, в Сталинградской битве. Уже ближе к концу войны он, как инженер, попал в советскую закупочную комиссию и был отправлен в США для поставок в СССР американских товаров по ленд-лизу. В Вашингтоне он познакомился с русскими меньшевиками и троцкистами, вовремя покинувшими СССР. Те подсказали ему, как остаться в США.
В 1944 г. Виктор Кравченко, получив политическое убежище в Америке, поселился в Нью-Йорке под именем Питера Мартина Получив политическое убежище, он сразу же стал раздавать интервью американским СМИ, в которых поведал американской общественности о массовых нарушениях прав и свобод человека в СССР, об ужасах коллективизации, о сталинских концлагерях. В 1946 г. Виктор Кравченко с помощью американского журналиста Юджина Лайонса и переводчицы Элизабет Хэпгуд написал книгу «Я выбрал свободу», где все это изложил. Его книга сразу же стала бестселлером на Западе, была переведена на 22 языка (только на английском языке издавалась 73 раза). Французский перевод этой книги вышел в свет в 1947 г. Ее тираж во Франции составил 500 тыс. экз., она получила литературную премию им. Сент-Бева. У СССР тогда был высокий авторитет в среде общественности Западного мира. (Если бы, к примеру, книга «Архипелаг ГУЛаг» Александра Солженицина вышла в то время, а не 20 лет спустя, она вряд ли бы имела такой оглушительный успех на Западе). И тем не менее советские власти забеспокоились, все-таки бушевала Холодная война между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, и дали указание французским товарищам по возможности дискредитировать Виктора Кравченко.
13 ноября 1947 г. в Парижском еженедельнике «Les Lettres françaises», близком к руководству Французской коммунистической партии (ФКП) была опубликована статья за подписью американского журналиста Сима Томаса (в ходе процесса выяснилось, что это вымышленная фигура) «Как был сфабрикован Кравченко». В ней утверждалось, что книгу написал не Виктор Кравченко, а некий агент спецслужбы США ОСС(Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ) и все, изложенное в книге, неправда. Автор статьи писал, что Кравченко — «трус, предатель, пьяница, развратник, расхититель и вор, и конечно же марионетка, управляемая США».
Виктор Кравченко, не долго думая, подал иск в Парижский окружной суд на газету «Les Lettres françaises», обвинив ее в клевете, и потребовал возмещения ущерба в сумме 3 млн. франков (по тем временам очень крупная сумма). После подачи иска в суд, он, в поисках свидетелей, обратился через русскоязычные газеты к бывшим своим соотечественникам, оставшимися на Западе после II мировой войны, так называемым «Ди-Пи». В ответ он получил более 5 тыс. предложений. Из этого моря предложений адвокаты Кравченко отобрали 20 свидетелей. Там были не только бывшие соотечественники, была, например, вдова репрессированного в СССР немецкого коммуниста Гейнца НейманаМаргарита Бубер-Нейман, выданная советской стороной гестапов 1940 г.
Адвокаты ответчика, наоборот, отнеслись к этому «делу» с некоторой прохладцей. Они, например, позвали в качестве свидетеля бывшую жену Виктора Кравченко Зинаиду Горлову. Она обвиняла Кравченко в том, что он её бил, заставил сделать аборт и совершал против неё много неподобающих поступков. Адвокатов ответчика можно понять, перед ними стояла задача опорочить имя истца. Также, среди свидетелей газеты «Les Lettres françaises» были французские писатели, близкие к ФКП и такие знаменитости как лауреат Нобелевской премии Фредерик Жолио-Кюри, левый философ и писатель Жан-Поль Сартр. Но знаменитые свидетели ответчика не помогли. Хотя определенная правда в их показаниях была: американцы, действительно, использовали книгу Виктора Кравченко в разбушевавшейся Холодной войне. Однако, на этом суде решались другие задачи — 1) является ли истец автором книги; 2) изложена ли в книге правда.
Этот процесс истец выиграл. Виктору Кравченко удалось доказать суду, что он — автор книги и что все в ней правда. Суд обязал издателей газеты выплатить Кравченко не 3 млн. франков, а 50 тыс. (что тоже неплохо по тем временам), а также опубликовать опровержение в газете. Гонорары за книгу «Я выбрал свободу» и компенсацию за выигранный суд он потратил на организацию сельских кооперативов среди бедных крестьян в Перу и Боливии, но колхозы на добровольной основе там не получились. В конце концов он прогорел и разорился.
Жизнь Виктора Кравченко трагически оборвалась в 1966 г., когда он был обнаружен с пулевым ранением в собственной квартире в Нью-Йорке. Рана оказалась смертельной. По официальной версии его смерть считается самоубийством. Однако многие исследователи не верят в эту версию и считают, что его убили агенты КГБ СССР.
Подробный отчет о ходе этого судебного процесса оставила русская писательница Нина Берберова, которая была аккредитована на него от одной из русскоязычных газет Франции. Он опубликован в книге Нины Берберовой, изданной Издательством им. Сабашниковых в 2000 г.
#Кравченко #Берберова #суд
|